За что придется платить российским пациентам? Объявят ли веселящий газ наркотиком? Как относится Минздрав к повышению акцизов на сигареты? На эти и другие вопросы журналистов ответила министр здравоохранения Вероника Игоревна Скворцова на конференции, которая прошла 8 ноября в московском пресс-центре «РИА Новости».
Платное или бесплатное
– Недавно вышло постановление правительства об оказании платных услуг. Высказываются опасения, что платные услуги в российской медицине будут постепенно вытеснять бесплатные. Как вы оцениваете такую возможность?
– Постановление правительства о платных медицинских услугах является подзаконным актом закона 323, «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Суть этого документа заключается в том, что весь объем гарантированной медицинской помощи гражданам осуществляется бесплатно. Платными является только дополнительные услуги. Например индивидуальный медицинский пост, если больной не находится в реанимации, и те компоненты оказания медицинской помощи, которые не входят в ограничительный перечень.
В том случае, если пациент хочет поменять один имплант на другой, более современный, у него есть возможность об этом заявить и доплатить. В стандарты входят лекарства и медицинское оборудование по минимальной цене. Если у вас есть желание заменить дженерик на оригинальный швейцарский или французский препарат, который представляет собой полный аналог, но стоит он в 10-15 раз дороже, то вы можете это сделать. Это ваше желание. Вам никто руки не выкручивает, понимаете?
У меня нет опасений в отношении того, что медицинские услуги в нашей стране будут преимущественно платными. Пока работает та команда, которую мне доверено возглавлять, этого не будет. Я могу это сказать совершенно твердо.
Одно замечание по поводу перечня. Литературная конструкция, которая использована в постановлении, создает двусмысленное впечатление, что этот перечень незавершен и может быть продолжен, это сейчас активно обсуждают в прессе. Но это не так. Просто закон необходимо в этом пункте отредактировать.
И еще один важный момент. Мы должны понимать, что к полному финансовому обеспечению базовых стандартов медицинской помощи в нашей стране мы придем только в 2015 году. Потому что полное обеспечение этих стандартов стоит полтора триллиона рублей. В этом году мы имели существенно меньше, 680 миллиардов на стандарт. Но сейчас мы скачкообразно улучшаем финансовое наполнение, но полностью мы покроем стандарт только к 2015 году. Судя по тому, как развивается ситуация, мы надеемся, что так оно и будет.
Прошел медосмотр – получи льготы?
– Вопрос по стратегии лекарственного обеспечения населения. Эксперты говорят, что средств не выделено не только на стратегию, но даже на пилотные проекты. Хотелось бы узнать, на какие средства в 2014 году будет осуществляться лекарственное обеспечение.
– Стратегии лекарственного обеспечения финансами не покрываются. Это – стратегии. Но под каждую стратегию прописывается программа плановых мероприятий. Этому посвящена целая подпрограмма, она называется «Государственная программа развития здравоохранения», и в ней предусмотрено существенное увеличение финансирования.
Сейчас существуют три группы населения, которые не имеют гарантированной помощи от государства на получение лекарств при амбулаторном лечении. Первая группа – дети от 3 до 18 лет (лекарства на детей до 3 лет на 100% обеспечиваются государством). Вторая – взрослое население, как работающее, так и неработающее, не относящееся к льготной категории. И третья группа – пенсионеры-нельготники. Одной из важнейших задач является стратегия осуществления государственной помощи этим трем категориям под эту стратегию пишется программа.
Дети и пенсионеры должна получить, как минимум, 50% возмещение средств потраченных на лекарства при амбулаторном лечении.
Если говорить о взрослых, то здесь должен быть дифференцированный подход. Объем государственной помощи должен зависеть от группы здоровья, потребности в лекарствах, и того, как человек за своим здоровьем следит, насколько он соблюдает какие-то нормативы здорового образа жизни, проходит он ли ежегодные профилактические осмотры. Эти факторы тоже будут влиять на ситуацию.
Сейчас государство ежегодно тратит 90 млрд рублей из федерального бюджета на лекарственное обеспечение льготных категорий, а параллельно еще большие деньги на это тратят субъекты РФ. Программа предусматривает дополнительные средства, от 120 до 200 млрд рублей, которые позволят нам вот эти дополнительные гарантии расширить. Но для взрослого населения эта помощь будет оказана со встречным обязательством.
Это станет поводом простимулировать россиян к тому, чтобы они наконец-то начали заботиться о своем здоровье.
Нас ждет тотальная диспансеризация
– Вы упомянули о том, что в программу государственных гарантий будут заложены обязательные профилактические осмотры. Расскажите об этой инициативе.
– Тотальная диспансеризация будет вводиться, начиная с 2013-го года. Дети до 18 лет, учащиеся и студенты будет проходить осмотр ежегодно. Причем перечень специалистов и методов обследования, которые будут использоваться, будет существенно варьироваться, в зависимости от потребностей каждого возраста.
Для взрослого населения, с 21 года, вводится регламентированная диспансеризация. Среди здоровых людей, без выраженных функциональных расстройств и патологий она будет проводиться раз в три года. Если будет выявлено какое-то заболевание, алгоритм меняется.
Внутри этого регламента выделяются несколько возрастов, когда обследование будет наиболее тщательным. Естественно, обследование людей старше 40-45 лет будет отличаться от обследования в возрасте 25-30 лет.
Конечно, подобное новшество требует подготовки и проработки со стороны каждого региона. Мы провели пилотный проект в Московской области, в городских и сельских поликлиниках. Опыт свидетельствует о том, что пока самая главная проблема –
низкая мотивация со стороны населения. Люди проходят трех специалистов, а к двум другим не идут, говорят: «Я хорошо вижу, мне не надо к окулисту». Отказываюстся и от «лишних» лабораторных исследований, диспансеризация включает в себя не только экспресс-тесты на холестерин, но и полную биохимию крови, и многое другое.
До 21 ноября 2012 года каждый регион страны должен представить свою программу развития профилактики и диспансеризации. Для этого в регионах придется пересмотреть всю инфраструктуру первичной медико-санитарной помощи. Сейчас диспансеризация проводится преимущественно силами врачей первичного звена – терапевтов и педиатров. Но у нас сохраняется дефицит врачей этих специальностей, хотя он уменьшился на более чем на 2,3 тысячи врачей за последний год, это неплохая динамика.
В удаленных районах, например на Дальнем Востоке и в Сибири, налаживаются выездные формы работы. За последние полтора месяца мы приобрели для этого более тысячи мобильных профилактических комплексов. Есть и некоторые другие нюансы. В определенном возрасте, например, у людей старше 40 лет, в обязательном порядке необходимы ультразвуковые исследования. Поэтому мы впервые вводим в диспансеризацию сканирование сосудов. Выяснилось, что не в каждой поликлинике есть сейчас такая возможность, поэтому сейчас мы массово перепрофилируем поликлиники и дополнительно готовим специалистов.
Диспансеризация будет проводиться бесплатно, внутри регламента прописан перечень, который будет обеспечиваться. Он будет очень широк. Программа создана таким образом, что если у человека есть жалобы, или есть факторы риска, автоматически открывается компьютерное окно, и в диспансеризации появляются дополнительные возможности, например, при необходимости назначается гастроскопия или другие специальные исследования. Это достаточно сложная система. Как только регионы предоставят нам данные, программа будет вывешена на нашем сайте, как и все другие документы Минздрава.
Мы надеемся избежать тех ошибок, которые были при проведении тотальной диспансеризации в 80-х годах. Сделать диспансеризацию формальной – значит дискредитировать саму идею. Мы хотим сделать систему удобной для людей. Сейчас наши программисты, создают систему тайминга для того, чтобы ликвидировать очереди. Вы по минутам будете знать, в каком кабинете и когда должны быть, если вам сегодня неудобно пробыть 5 часов в поликлинике, будет возможность разбить обследование на два дня. У вас будет план того, каких специалистов нужно пройти.
Аптеки без таблеток?
– Сейчас экспертное сообщество активно обсуждает доклад о возможности реализации отдельных лекарственных средств в торговых сетях, который готовится в правительстве. Как вы относитесь к этой идее? Не мотивирует ли это наших граждан, с одной стороны, еще больше увлечься самолечением, а с другой стороны, не увеличит ли это число контрафакта?
– По этому вопросу проводились обсуждения. Мы в министерстве здравоохранения не видим каких-то значимых противопоказаний против этого. Стоит учесть и мировой опыт. В большинстве стран мира в аптеках продаются предметы гигиены, и очень небольшой ассортимент безрецептурных лекарственных средств.
Принятие такого закона у нас вполне возможно развития сюжета. Единственное, это потребует определенного контроля извне, поскольку тогда торговые точки, которые будут заниматься сбытом такой продукции, потребуют дополнительного лицензирования. Кроме того, необходимо будет предпринимать, некие перекрестные выборочные проверки, как это делается для аптек, чтобы эта продукция не во вред пошла потребителю. Я пока больше ничего не могу сказать по этому поводу. Если перед нами будет поставлена такая задача, то подключимся к этому вопросу вместе с Росздравнадзором.
Автономные, бюджетные, казенные
– Чем финансирование казенных учреждений отличается от финансирования бюджетных и автономных? Планируется ли менять систему финансирования? В чем различие этих типов учреждений?
–Сейчас у нас есть учреждения трех типов финансирования – автономные, бюджетные и казенные.
Казенное учреждение – это сметное учреждение, которое финансируется из бюджета под плановые показатели, как это было в Советском Союзе. Казенных учреждений немного. Эти учреждения остаются для социально обусловленных заболеваний: туберкулез, особо опасные инфекции, интенсивная психиатрия и наркология – только эти направления. С конца 2015-го года эти учреждения тоже станут бюджетными.
Большинство учреждений, более 90% – это так называемые бюджетные организации. Они тоже получают деньги из разных систем бюджета: федерального, субъектового, и через систему обязательного медицинского страхования. Но различие заключается в том, в том, что эти учреждения перешли на двухканальную систему страхования, которая регулирует количество денег в зависимости от качества оказываемой медицинской помощи и дает возможность давать деньги более индивидуализировано и по результатам работы.
Автономных медицинских учреждений у нас очень мало, менее одного процента. Их отличие автономных учреждений заключается в большей финансово-экономической свободе. Именно поэтому по закону при каждом автономном учреждении обязательно есть наблюдательный совет, который в том числе контролирует всю текущую финансово-экономическую деятельность.
Наши учреждения не хотят становиться автономными, поэтому, по сути дела, как они были бюджетными, так они бюджетными и остаются. И волнений здесь быть не должно никаких. Платность и бесплатность медицины не имеет отношения никакого к организационно-правовым формам учреждения.
Сейчас могут быть нарушения, которые, прежде всего, связаны с недофинансированностью системы на сегодняшний день. Но на какие-то вещи мы смотрим с пониманием, потому что некоторые нарушения провоцируются тем, что система пока несовершенна. Но мы надеемся, что к 2015-му году она будет сбалансирована.
Веселящий газ вне закона?
– ФСКН предлагали внести веселящий газ (закись азота, препарат используется для кратковременного наркоза) в список запрещенных веществ. Вы уже провели экспертизу?
– Мы благодарны Министерству иностранных дел, которое по нашей просьбе запросило информацию из большинства стран мира о том, каким образом нормируется этот препарат и используется ли он в перечне наркотических и психотропных веществ. Оказалось что большинстве стран он не причисляется к наркотикам и злоупотреблений веселящим газом тоже не отмечается. Как мы к этой ситуации отнесемся?
Я думаю, с Виктором Петровичем Ивановым из Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков мы проведем согласительное совещание и представим международный обзор для стран с развитой и развивающейся экономикой, после чего вынесем совместное решение о дальнейших наших шагах. Возможно, у нас имеются какие-то особенности употребления этого препарата. Если это так, то надо оценить, это действительно ли это является проблемой, и если да, то каков ее масштаб. Если подтвердится необходимость в дополнительном регулировании – значит, урегулируем.
Минздрав об акцизах на сигареты
– Сегодня в некоторых изданиях появилось сообщение о том, что Министерство финансов по-прежнему против резкого повышения акцизов на табак. Якобы те показатели, которые предложило Министерство здравоохранения, приведут к увеличению теневого рынка производства сигарет.
Официальная позиция министерства финансов – это полное согласование того законопроекта, который был внесен в правительство и сейчас находится в Государственной думе. Определенные комментарии, которые дает отдельный заместитель министра – это его частные комментарии, не относящиеся к позиции ведомства.
Что касается теневого рынка, в антитабачном законе есть статья о том, что минимальная стоимость пачки сигарет тоже подлежит регулированию. У нас есть Таможенный союз и фактически граница у нас единая, чтобы отшлифовать этот законопроект, нам пришлось вести очень серьезные переговоры с представителями Белоруссии и Казахстана. Наша задача в том, чтобы российские подходы распространить на эти страны, чтобы не было никаких расхождений. В законопроекте прописан мониторинг всех табачных изделий. Маркировка пачек сигарет построена таким образом, что можно полностью отследить ход этой продукции на рынке, позиции, которые позволяют проводить антиконтрафактную деятельность, заложены в законопроекте.
Читайте также:
Девять доводов против платной медицины
Леонид Рошаль: В Минздраве должны работать профессионалы!
10 самых тревожных позиций нового закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»