Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в новом номере газеты «Русь Державная» (№ 4 (201), 2011).
Кончились долгие споры в Европейском суде по правам человека по делу «Лаутси против Италии», которое фактически поставило вопрос: быть или не быть изображению Креста Господня в государственных школах стран-членов Совета Европы.
Не секрет, что сегодня международное право подчас понимается не как нормы, принятые правительствами разных стран и ратифицированные их парламентами, а как судебные прецеденты, свойственные для англо-американской правовой системы. Именно поэтому решения Европейского суда по правам человека сегодня пытаются подавать как незыблемый закон, обязательный для исполнения во всех странах-членах Совета Европы. Понимая это, многие христиане Запада при поддержке православных из целого ряда стран, включая Россию, начали оспаривать решение Европейского суда по правам человека, фактически запрещавшее размещение распятий в школах Италии. Сегодня это решение пересмотрено в окончательном суждении. Аналогичная победа одержана в Перу, где Конституционный суд признал возможным присутствие распятия в залах судебных заседаний. Так что сторонники тотального изгнания религии из жизни общества теряют аргументы ― как правовые, так и общефилософские. Однако борьба не прекращается ни на миг и никогда не прекратится.
Почему некоторые люди так ненавидят Крест Христов, почему дни Крестопоклонной седмицы, которую мы только что прожили, вызывают у людей, далеких от Христа, Евангелия и Церкви, в лучшем случае непонимание, а в худшем ― ненависть и натянутые усмешки? Почему дьявол так боится креста? Ответ на этот вопрос можно напрямую получить из жизни современного общества.
Крест ― это знак победы над грехом и смертью, знак того, что человек может, несмотря на всю тяжесть своих пороков, очиститься от них по милости Божией, очиститься потому и именно потому, что Господь пострадал за нас на Кресте и воскрес. Крест Христов означает, что жизнь без греха, жизнь святая возможна, что власть дьявола над людьми больше не является ни всеобъемлющей, ни вечной. Крест Христов означает, что те настроения, которыми тешат себя многие современные люди: «нельзя жить и не грешить», «все равно все умрем», «верующие ― белые вороны», «с дьяволом можно договориться» ― все эти утверждения бессмысленны, потому что одержана конечная победа. Враг посрамлен, и, значит, он больше не властен над нами.
Именно поэтому так ненавидят крест. Именно поэтому грешников так корежит при виде креста, поэтому их так беспокоит любое присутствие правды Божией. Эта правда обличает их совесть, и Крест Христов обличает их грех.
Истина о Боге и человеке говорит этим людям, что они живут неправильно, но могут изменить свою жизнь, если только попросят Бога о помощи. Вот от этого-то и бегут, против этого-то и восстают. Но нам не нужно бояться немощных дерзостей. Нам нужно вспомнить слова Спасителя, которые мы слышали в евангельском чтении Крестопоклонной недели: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Мы должны без всякого стеснения творить знамение креста там, где желаем это делать, помещать изображение креста там, где живем и работаем.
Нам не нужно бояться быть христианами. Не надо бояться говорить о том, что нашему обществу нужно нравственное обновление, если хотите, нравственная революция. И осуществить ее возможно не своими силами, а крестной силой и силой Божией благодати. И мы должны это сделать, если нам дорого будущее нашего народа.