Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Наступает неделя Страстная — неделя Великого поста, когда мы будем воспоминать страшные события — когда Господь был предан Иудой, когда ученики Христовы отреклись от Него, когда апостол Петр трижды сказал, что не знает Господа Иисуса Христа, когда архиереи и книжники, элита иудейского общества, признали преступником Спасителя мира и предали Его на суд, и суд этот приговорил Господа к распятию; когда Господь за грехи нас, людей, взошел на Крест; когда страдания Господни видели ученики Христовы и Матерь Господа Иисуса Христа — Пресвятая Богородица. Мы совсем недавно воспоминали, как Ей было сказано пророчество — «оружие пройдет душу Твою», — и вот наступает время, когда мы будем вспоминать и это событие.
И вот в сегодняшний день Господь взошел в Иерусалим. Как повествует нам Писание, произошло это следующим образом. В Вифании была Вечеря, на которой Господь трапезовал со своими учениками апостолами, с воскресшим Лазарем. Мы помним, что за день до этого Господь воскресил одного из своих учеников — Лазаря и это было событие, о котором знали, конечно, большинство из жителей Иерусалима.
И вот тут происходит первое событие, которое поучает нас, как нам надо жить, чтобы не стать предателями Господа. Повествует Евангелие, что Мария взяла драгоценное миро и возливала его на Господа. И вот ученики, и прежде всего Иуда Искариотский, были возмущены, что дорогое миро не было продано и не были эти деньги розданы нищим. Господь говорит: «Нищих вы всегда будете иметь с собой, Меня же не всегда будете иметь». Господь, который всегда говорил о том, что все, что вы сделаете для ближнего — то для меня сделаете, сейчас говорит совсем другие слова.
Почему? Да потому, что всему есть свое время. Есть время, когда мы должны целиком, без остатка посвятить себя нуждающемуся. Но есть время, когда на первом плане должен стать Господь, должна быть молитва, должно быть служение истине. Не всегда мы должны заниматься делами любви к ближнему, чтобы не получилось так, что произошла подмена; чтобы не стала забыта иная заповедь — заповедь любви к Богу. Во всем должна быть мера и всему должно быть свое время. Постом нужно и поститься, и молиться, и помогать ближнему.
Однако же, когда наступает время особой молитвы, то в эти дни мы должны помнить, какую жертву Господь принес ради нас и всецело посвятить эти дни именно этому. Но, опять же, есть те нуждающиеся, которые и дня порой не могут прожить без нас. Как же так, не бросать же их?
Нет, бросать их не надо, им нужно уделить то время, которое необходимо, чтобы не принести им боль, чтобы не оставить их без пропитания, остальное же время мы должны посвятить особой молитве. И эти слова касаются не только нынешних дней Страстной седмицы. В любое время может случиться так, что перед нами будет стоять выбор, посвятить ли свою жизнь делам добродетели или пострадать за Господа, перенести лишения, а может, даже и страдания, и смерть ради Христа. И вот этот выбор мы должны сделать правильно.
Когда от нас требуется молиться — мы должны молиться; когда от нас требуется помочь ближнему — мы должны помочь ближнему; когда от нас требуется исповедание веры — мы должны последовать за Христом и явить твердость в вере православной.
И вот дальнейшие слова из Писания: «Совещаша же архиереи да и Лазаря убьют». И вот почему иудеи, духовенство иудейское желают убить Лазаря? Да потому, что народ, многие от иудеев, пришли посмотреть не только на Господа, но и на Лазаря, потому что воскрешение из мертвых — это то событие, которое свидетельствовало о несомненной истине, о том, что слова Христовы есть истина и Сам Господь Иисус Христос есть воплощенный Бог, есть Спаситель мира, долгожданный иудеями Мессия.
Но не всем было приятно принимать Господа. Ведь жизнь иудейского народа могла измениться и должна была измениться. Господь говорит — «не мир я принес, но меч», то есть разделение.
Но рано или поздно может наступить момент, и он наступает, когда человек должен сделать выбор, должен следовать туда, куда ведет его Господь. И вот Господь вел к Себе иудейский народ, а затем через апостолов — и весь мир. И это серьезные изменения — от буквального исполнения ветхозаветных заповедей — к заповеди любви, той заповеди, которая нарушала субботу ради пропитания, ради исцеления ближних. Той заповеди, которая изменила весь мир, сделала весь мир христианским. И вот это произошло — и не все могли это принять.
Видимо, народ иудейский, особенно книжники и духовенство, чувствовали, что произойдут эти изменения, и боялись их, поэтому пожелали распять Господа. Но этим распятием они лишь самим себе нанесли вред, ибо всему миру, всей вселенной теперь проповедано Евангелие, весь мир знает, что воскрес из мертвых Христос. Воскрес, и нас воскресит.
И вот Господь идет на вольные страдания. Народ рад, народ ждет своего Мессию, народ устилает путь Господень ветвями и встречает Его как царя. Тот народ, который меньше чем через неделю скажет перед Пилатом: «Распни, распни его»!
Посмотрим в свое сердце, в свою душу — не так ли мы поступаем, радуясь в храме о Празднике Господнем, не распинаем ли мы Господа прежде всего в сердце своем грехами, страстями, теми поступками, которые не могут быть достойны христианина. Не распинаем ли мы Господа в лице ближних своих, нанося им обиды и скорби, боль, которая может быть даже неисцельной, которая останется на всю жизнь в их сердцах? Если так — тогда вспомним слова Господни: «что вы сделали для ближнего, то вы сделали для меня». То есть мы оскорбили Господа, оскорбили и обидели настолько, что это можно приравнять к следующему Его распятию. Да, мы умеем радоваться, мы умеем встречать Господа, но мы также умеем Его предавать.
Почему? Да потому, что как для иудеев иерусалимлян, так и для нас часто Господь — это не любящий Отец, который есть самая важная часть нашей жизни и объект любви. Господь чаще всего для нас — это та сила, которая может нам помочь. И большая часть наших молитв — это просьбы о помощи. Меньше всего в молитвах мы благодарим Господа. А ведь если мы посмотрим на свою жизнь — поймем, что ни дня без Божией помощи мы не можем прожить.
По благочестивому преданию, Господь, входя в Иерусалим, плакал. Я думаю, что плакал Он не только о том, как предадут Его ученики, как предадут Его встречающие иерусалимляне. Он плакал и о нас, что мы такие же предатели, что мы точно так же забываем о Нем, забываем о смысле жизни, забываем о том, ради чего мы пришли в мир, забываем о вечности, которая стоит на пороге нашей души.
И вот мы предстанем перед Богом — что мы ответим? Что мы предатели? Что мы преступники? Но дай Бог нам хотя бы в этом покаяться… Апостол Петр трижды предал Господа, но покаялся в этом и получил прощение. Можем ли мы покаяться так, как Петр? Ведь Петр в своем покаянии пребыл до конца своих дней. И, как повествует нам предание, каждый день при пении петуха он плакал, воспоминая о скорби, которую нанес Господу, о предательстве, которое он совершил.
Так и мы воспомянем свои поступки, свое вольное, а порой и невольное предание Господа. И будем просить, чтобы Господь простил нам наши грехи, чтобы мы, встречая в сегодняшний день с этой вербой Господа, не стали бы распинателями и преступниками, не стали бы теми, кто предал Господа. Сохраним твердость в вере, сохраним любовь к Богу и преумножим ее.
Мы постились — и пост, и молитва укрепили нас в вере, пускай эта вера принесет плоды, и главным плодом этой веры да будет любовь — любовь к Богу и любовь к ближнему.
Не будем распинать Господа своими поступками неблагочестивыми и не будем распинать Господа в лице ближнего своего. Каждый из нас должен помнить, что он и есть самый великий грешник. Раз человек понимает свою греховность — значит, может и исправиться. Начало этого пути — осознание своего греховного состояния, осознание того, что нам нужен Господь, Который может войти, как в Иерусалим, и в наше сердце — и в нашем сердце или будет распят, или прославится во всей своей славе, воссияет фаворским светом.
Так пускай в наших душах Господь обретет себе достойное жилище, и пускай наши сердца не оскверняются предательством Господа нашего Иисуса Христа, Ему же Слава во веки. Аминь.
Читайте также:
Вход Господень в Иерусалим
Страдания Христовы начинаются в день входа Господня в Иерусалим