9 фильмов, которые обязательно нужно посмотреть с детьми. И поговорить
Какое кино предложить подросткам, как задать вопросы, чтобы дети захотели поговорить серьезно и откровенно, можно ли донести христианский взгляд без директивности и пафоса и 9 фильмов, которые подростковый киноклуб храма Живоначальной Троицы в Хохлах рекомендует посмотреть вместе с детьми.

Приходят сами, приводят друзей

– Тебе сколько лет? – спрашивает врач пионерского лагеря мальчика Митю. Тот сидит с мокрым полотенцем на голове. У него солнечный удар.

– Четырнадцать.

– Фантастика.

– Что?

– То, что с вами всеми происходит. Выглядишь на все шестнадцать. Рост – 175.

– Это много, мало?

– Много, но это не имеет ровно никакого значения.

– Почему?

– Потому что у вас у всех это одна только видимость… Плечи теленка, сердце ребенка. Впрочем, это тоже видимость…

Притихшие подростки, человек двадцать, и еще несколько взрослых следят за судьбой Мити Лопухина, героя соловьевской картины «Сто дней после детства». Раз в две-три недели священник Алексий Уминский и его помощники выбирают фильм для киноклуба при храме Живоначальной Троицы в Хохлах. Смотрят, обсуждают, делятся впечатлениями.

Нет никакой задачи посмотреть фильм, чтобы «поднять вот эту тему». Есть кино и желание вывести людей на разговор.

Пространство беседы допускает ответы на сложные вопросы, позволяет невоцерковленным людям, с улицы, поговорить со священником о важных вещах. Священнику же через свою систему ценностей, без навязывания мнения, без директивности и пафоса донести до собеседников взгляд христианина. Таких случайных, нашедших информацию в фейсбуке, услышавших о киноклубе от друзей, в зале много. Они приходят снова, приводят друзей.

Фото: Анжелика Данюшина / Facebook

Все началось пять лет назад. Прихожане изредка собирались вместе посмотреть кино в трапезной храма. В сегодняшней пастырской практике – дело обычное. Смотрели поначалу фильмы молодости, потом заслуженные, громкие, новые. Если есть такое пространство для взрослых, почему бы не сделать для детей? Не сразу, но однажды поняли, что детей (до и после 12 лет) тоже стоит разделить. Своей эмоциональностью и жаждой быть услышанными младшие постоянно задавливали подростков, которым необходима пауза, чтобы выбраться из своих раковин…

– Фильм снят в 1975 году, но вышел за рамки советского кино. Время, история, которая разворачивается, вполне актуальны. Каковы ваши основные ощущения? – спрашивает подростков Лика Данюшина.

– Мы над своими чувствами не властны…

– Да это же подростковая антиутопия. Фильм погружает в атмосферу авторитарного режима, все дети в нем представляются банальными.

– Нет, они не серая масса, но ведут себя неестественно. Может, плохо играют?..

– …Да они просто опустошены от влюбленности. В главном герое просыпается сентиментализм. Сначала он такой борзый, а потом в нем развивается благородный эгоизм. В истории с компотом совершает благородный поступок…

– …Но подлый, – добавляет отец Алексий.

– Именно. Герой осознает тяжесть любви, которую не может выразить. А в самой последней сцене воздушный змей – это же метафора уходящего детства. Путь героя, как он страдал, был в мучениях от влюбленности… это все о взрослении.

Фото: Анжелика Данюшина / Facebook

Важнее всего – получится ли поговорить

Лика сама нашла свой храм через киноклуб и отца Алексия Уминского. Первым храмом, в который она ходила два года, был храм Святителя Николая в Кузнецах.

«Это храм со своим укладом, где приход по сути — университетское сообщество. И мне, человеку с улицы, новоначальному, было очень сложно. Я уже знала всех в лицо и многих по имени, но как начать общаться с христианами, я не понимала. Поступать в православный университет я не планировала. И эта жажда просто общения с христианами, желание в чем-то разобраться, понять, объяснить для себя, привела меня однажды в приход отца Алексея на встречу взрослого киноклуба. И я осталась в этом храме и в этой общине. И получила то, что искала: много общения».

Вместе с выпускницей ВГИКа Дашей она начала подбирать фильмы для просмотра. За прошедшие годы посмотрели больше тридцати, пятнадцать фильмов вместе с обсуждением вошли в книгу, которую отец Алексий Уминский издал этим летом.

Свободные от стереотипов, не имея особой тяги к советскому, отчасти пуританскому и идеологически заштампованному кинематографу, вместе подбирают разные фильмы. При всем многообразии качественного европейского и американского кино, по признанию Лики, для просмотра годится не все. В одних отталкивает откровенная жестокость, в других останавливает свободная без меры сексуальность.

Художественное значение фильма – для киноклуба критерий второстепенный, важнее, получится ли поговорить.

Однажды на безрыбье Лика с Дашей предложили посмотреть детский мультфильм «Песнь моря». Никто не ожидал, что дети выведут взрослых на серьезный разговор об эмоциях.

«У нас был и условный провал. Это фильм «Мальчик в полосатой пижаме», – вспоминает Лика. –

Объявили ограничения 12+ и оставили на усмотрение родителей, позволят ли они смотреть фильм детям помладше. Одна из девочек во время сеанса расплакалась и вышла.

Кто-то из взрослых потом подходил с недоумением, мол, зачем показали этот фильм? Другие благодарили со словами: «Веселое кино мы и сами дома посмотрим. Вместе хочется смотреть сложное». Но в тот день дети не отпускали отца Алексия полтора часа. Такого длинного и сильного обсуждения у нас не было никогда. Вопросы сыпались, на ответах настаивали.

Фото: Анжелика Данюшина / Facebook

Лишь сейчас, благодаря культурологу Оксане Мороз, написавшей диссертацию по коллективной травме, понимаю, что с фильмом поспешили, зря не настояли на ограничении 18+. Это очень специфический для восприятия фильм. В кино о Холокосте обычно режиссеры проводят зрителя через переживания жертв, но нигде ранее нас не вводили в газовую камеру. Это не просто драматический и кульминационный момент фильма, это ситуация, в которой даже взрослый не всегда может справиться со своими переживаниями…»

Уходящее детство, наступающая взрослость

Отец Алексий сыплет вопросами: «Ситуация выдуманная? Так бывает? Иногда на такие темы можно стесняться высказываться, но фильм-то тронул?»

Подавляя в себе неловкость, ребята рассуждают «о первой влюбленности, когда не знаешь, что с тобой происходит, что с этим делать», «куда прятаться, ведь ты не виноват, что влюбился, а тебя отвергают», и что «влюбленность – это и правда как солнечный удар», а «антипод главного героя – не подлый и не глупый, он просто любить не умеет».

Отец Алексий бережно выводит на разговор об эгоистичности как движущей силе влюбленности. Об эгоизме, который требует своего «дай мне мое», и о том, что часто именно так это и происходит.

Фото: Анжелика Данюшина / Facebook

– Кажется, можно сделать все что угодно, лишь бы добиться и завоевать. Любое безумство, даже подлость. Но если, становясь старше, человек не взрослеет, то влюбленность остается способом самореализации и поглощения другого. И это беда. Апостол Павел сказал важные слова о любви: «Любовь не ищет своего». Образ Сони – трогательный и интересный. Она видит, в кого влюблен Митя, как разворачиваются отношения, как он страдает. Она носит записки и учит его танцевать… Ей не важно высказать свои чувства. Она готова с этим чувством жить, делать его иным и посвящать другому. Не требовать себе, а дарить. Это важно, потому что с этого момента и начинается любовь, а влюбленность может стать любовью.

«Ведь нам с тобой друг от друга ничего не надо», – говорит Митя. Это и есть момент понимания, взросления. И вы правы, улетающий змей – уходящее детство, наступающая взрослость. Зрелость в чувствах и мыслях.

Любовь может зарождаться как эгоистичная влюбленность, но она должна уметь преобразиться. Человек должен увидеть себя в этой любви, почувствовать себя, не раня других, не используя, не шантажируя. Если человек не взрослеет, то может до седых волос дожить и своей «любовью» калечить, уничтожать, высасывать других, потому что он будет требовать любви к себе. И это катастрофа и трагедия. Но можно почувствовать себя взрослым и согласиться просто любить. Безответно. Просто жить с этим чувством прекрасным.

И просто ценить жизнь

– Часто люди рекомендуют посмотреть тот или иной фильм. Обычно это кино отечественное и патриотическое. Но даже снятые в девяностые годы фильмы для современных подростков – из другой эпохи. Им приходится потрудиться, чтобы его воспринять, продраться. У нас нет табу, мы показываем разные фильмы, пытаемся чувствовать аудиторию, – размышляет Лика. –

Современные подростки странные, конечно, но не в гетто живут. Они много что видели и знают, к ним на хромой кобыле не подъехать.

Мы посмотрели довольно много страшных и тяжелых фильмов о смерти, о преодолении, о трудном взрослении, хотя отец Алексий и считает, что с детьми все-таки нужно смотреть легкое, веселое, доброе кино. Недавно я отсмотрела для показа испанский фильм «Шарик» про парня из неблагополучной семьи, который не особенно сильно ценит свою жизнь. Подружившись с одноклассником-новичком, он узнает о том, что бывает по-другому. Это невероятно драматичный фильм, и он про реальность. Один из подопечных хосписа – подросток, усыновленный из детского дома, у него СМА. Он ходит в наш киноклуб. Когда я смотрела «Шарик», то думала о нем, и сейчас мы планируем посмотреть этот фильм в нашем киноклубе.

Когда его только взяли из детского дома, он совершенно так же не ценил жизнь. У него не было никаких связей. Он постоянно рисковал. Его все время тянуло что-то поджигать, например. Он передвигается в инвалидной коляске и никогда не боялся упасть, разбиться, покалечиться, потому что не осознавал ценность собственной жизни. Но когда узнал, что такое семья, любовь, забота, когда появилась мама, у него сформировалось собственное отношение к жизни. Теперь он боится ее потерять. Он не готов расстаться с той жизнью, которую полюбил. И это про взросление.

Фото: Анжелика Данюшина / Facebook

Еще полтора года назад, когда речь заходила об ИВЛ, он говорил, что никогда этого не допустит, потому что не желает «сидеть на трубе». Сейчас он изменился, подозреваю, что в вопросе выбора паллиативного пути будут перемены. Подросток попадает из токсичной среды в домашнюю, и вдруг обнаруживает себя изменяющимся от этой доброты и обычного человеческого тепла между людьми.

Понимаете, кино, конфликты, проблемы, которые поднимаются в фильмах – это вещи, которые становятся поводом для серьезного разговора, который просто так с подростком не начнешь.

Подростковый киноклуб рекомендует и планирует посмотреть:

«Красный, как небо», фильм Кристиано Бортоне (Италия, 2006)

Фильм о подростке, который во время игры со старой отцовской винтовкой случайно выстреливает из нее. Мальчик получает серьезную травму головы и лишается зрения. По тогдашним законам Италии, слепой – безнадежный инвалид, который не может учиться в обычной школе… Фильм основан на биографии одного из самых одаренных звукорежиссеров современности Мирко Менкаччи.

 

«Элина, словно меня и не было», фильм Клауса Хярё (Швеция, Финляндия, 2002)

Элина растет без отца, который недавно умер после тяжелой болезни. Она живет в маленькой финской деревне на севере Швеции. Трепетная к несправедливости и нечестности взрослых, она страдает из-за травли в школе. От серого и жестокого мира Элина порой прячется на болоте. Отец научил ее, как пройти в самую трясину и не утонуть, выжить, сохраниться. Только в этих скитаниях по топям девочка находит утешение и силы. Экранизация романа «Словно меня и не было» переносит зрителей в 50-е годы XX века.

 

«Небесный верблюд», фильм Юрия Фетинга (Россия, 2015)

В Калмыкии есть легенда о Небесном верблюде, облаке, которое приносит дожди в сухую степь. Под таким облаком родился верблюжонок Алтынка. Бедный чабан Доржи продал маленького верблюжонка для съемок фильма. Верблюдица убежала в степь за малышом. Сын чабана 12-летний Баир пустился искать уже ее. Экранизация сказки Эльзяты Манджиевой «Далеко в степи» рассказывает о взаимоотношениях человека и природы.

 

«Малыш», фильм Алехандро Гомеса Монтеверде (США, 2015)

Счастливая и дружная семья. Маленький мальчик окружен любовью. С такими родителями, как у него, нечего бояться. Но в безмятежное бытие врывается Вторая мировая война и весь ее леденящий сердце ужас. Отец уходит на фронт. Единственная и самая горячая мечта мальчика, чтобы отец вернулся с фронта.

 

«Пеликан», фильм Оливье Орле (Франция, Греция, 2011)

Смерть матери выбивает из колеи привычный ход жизни небольшой, но, казалось, крепкой семьи. Отец замыкается в себе и не хочет общаться ни с кем, даже с единственным сыном. Птенец пеликана, которого однажды спасает мальчик, становится связующей нитью между отцом и сыном. Оказывается, пеликан способен вернуть несчастного мужчину к жизни, а мальчику помочь вновь обрести отца.

 

«Я, Эрл и умирающая девушка», фильм Альфонсо Гомес-Рехоме (США, 2015)

Два подростка увлекаются любительским кино, переснимают старые фильмы. Однажды в поле их внимания попадает девочка Рейчел, одноклассница, у которой недавно обнаружилась лейкемия. Хобби помогает детям не только сдружиться, стать незаменимыми друг другу, но и разрешить важные вопросы.

 

«Шарик», фильм Ачеро Маньяса (Испания, 2000)

Шарик – прозвище парня из неблагополучной семьи, где всем руководит деспотичный отец. Мальчик не особенно ценит свою жизнь. Он вечно ходит по лезвию бритвы. Но знакомство с новичком-одноклассником Альфредо неожиданно преображает его. Шарик открывает для себя хорошую семью, где царят здоровые отношения и понимание. Он прибивается к новым знакомым, но только вот его собственный отец не одобряет такую дружбу.

 

«Эксперимент 2: Волна», фильм Денниса Ганзеля (Германия, 2008)

Действие происходит в наши дни в Германии. Преподаватель истории, рассказывая о нацизме, предлагает старшеклассникам эксперимент. Всего неделю пожить по законам тоталитарного государства с его жесткой дисциплиной, тотальным контролем и системой наказаний. Дети охотно соглашаются, но в какой-то момент ситуация выходит из-под контроля.

 

«Совершенно новая жизнь», фильм Оуни Лекома (Франция, 2009)

Главная героиня оказалась в приюте. Туда ее привел отец, который, овдовев, растил дочь один несколько лет. Найдя себе новую жену, он, по сути, избавляется от ребенка. Кто-то из детей в приюте мечтает найти приемных родителей, и только Чжин Хи планирует вернуться в родной дом. Она не верит в предательство. В основе фильма лежат воспоминания корейского кинорежиссера, которую в 70-е годы усыновила французская пара.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.