Почему ребенка берут «на слабо»
Что значит услышать: «А тебе слабо?» У каждого ребенка однажды возникает внутренняя задача проверить себя, испытать границы своих возможностей, а еще получить признание окружающих.
Пробовать новое — нормально. Если бы не один нюанс. Дети далеко не всегда задумываются о безопасности. Вопрос «насколько это безопасно для меня» должен возникать в голове автоматически, как и способность взвешивать последствия поступков.
Но у 9–10-летних детей развитие мозга не завершено. Лобные доли и связи между ними развиты недостаточно. Поэтому-то детям в таком возрасте не приходит в голову, что последствия поступков могут быть самыми плачевными.
Далеко за примерами ходить не нужно. Родители знают, как сложно младшим школьникам планировать собственный день, вовремя делать уроки, не забывать тетради дома. Это связано не столько с ленью и пренебрежением к учебе, сколько с отсутствием развитых связей между долями мозга. Этот механизм отвечает за перспективное планирование и имеет непосредственное отношение к пониманию последствий поступков.
Разговор о безопасности
С детьми важно и нужно говорить о безопасности. Любому родителю, тревожному в особенности, хочется уберечь ребенка, подсказать правильное решение, «постелить соломку». При этом мало кто задумывается о соблюдении баланса.
Если есть повод, не стоит читать нотации и учить жизни. С детьми нужно обсуждать ситуации, задавать им вопросы. Что ты сам думаешь про это (девочку, которая повисла на балконе)? Подходит ли тебе такое? Не страшно тебе? Не чересчур для тебя? Эти темы и вопросы следует поднимать заранее. Тогда в критической ситуации ребенок адекватно оценит происходящее и подумает собственной головой.
Пусть принимает решения сам
Ребенка нужно выпускать в жизнь. Поддерживать в нем инициативу. Учить принятию решений на простых вещах. «Что сегодня хочешь на завтрак? А надеть в школу?» «Какую кофточку купим: красную или зеленую?» Даже если маме больше нравится красная, лучше купить ту, которую просит ребенок. Так вы научите ребенка ощущать собственную волю и отделять ее от чужой.
В будущем это позволит избегнуть многих проблем. Например, не пойти за группой, а опереться на собственное решение, мнение, волю. «Мне подходит или нет? Тяну или нет?» Когда группа позовет курить, пробовать алкоголь, ребенок успеет сориентироваться и понять, соответствует ли предложение толпы его ценностям, представлениям о здоровье, наконец, желаниям.
Как научить ребенка говорить «нет»
Родители обязаны научить ребенка говорить «нет». Если не научиться этому в семье, высока вероятность, что и во внешнем мире применять «нет» не получится.
«Наш ребенок такой неуверенный в себе, такой ведомый», — часто слышу от клиентов на семейной терапии. На деле оказывается, именно такой сын или дочь удобны родителям. У ребенка нет и не было возможности отказаться от предложений мамы и папы, сказать: «закройте дверь», «я не хочу общаться», «хочу провести выходные с друзьями». За такого ребенка все и всегда решали. Как следствие, ему проще согласиться с решением семьи, тем самым избегнув и лишней тревоги, и агрессии со стороны родителей.
Разве может такой ребенок, выходя в мир, налево и направо начать кидать «нет, в этом участвовать не буду»? Поверьте, не может. Привычка решать все за ребенка — плохой опыт. Но именно это делают родители, когда определяют, в какой кружок будет ходить сын, поедет ли дочь на выходные к бабушке. Родителям так удобно. Точка.
Но если «нет» услышано и поддержано, то ребенок верит в свое «нет». Понимает, что его воле доверяют. Тогда в будущем он сможет отказаться от участия в рискованном и небезопасном. И будет понимать, что в отказе вообще-то ничего страшного нет. Отказаться — это его право! Тогда во внешнем мире он сумеет практиковать «нет» и его невозможно будет взять «на слабо».
Фото: freepik.com