Можете ли вы, дорогой читатель, вспомнить последний фильм, который вы смотрели в кино? Именно в кино, а не на любом другом экране: ноутбуке, планшете, телефоне. Можете ли вы воскресить в памяти две вещи: свое ощущение до того, как вы вошли в кинозал, и первые мгновения после того, как заключительные кадры перетекли в колонку финальных титров? Какими были лица людей вокруг вас? О чем вы говорили со своим спутником или спутницей по дороге домой? Что вы написали в своем блоге на следующий день?
Любой кинофильм вовлекает нас в удивительную игру. Он вводит нас в пространство чужой жизни, сопрягая с ним и нашу судьбу. Создание фильма – дело множества людей. Просмотр кино в кинотеатре – это коллективное действо. Даже если мы остаемся с фильмом один на один, наше одиночество иллюзорно.
Каким бы плохим или хорошим ни была картина, мы не сможем промолчать, не поделиться хотя бы одной репликой «хорошо-плохо» с окружающими.
Мы всегда оцениваем фильмы. Почему же мы так требовательны, почему так уверены в своей правоте?
Кино – это постоянно открытая потребность в диалоге. Разговор о фильмах – удобная часть ритуалов знакомства и повседневного общения. Осведомленность в области новинок кинопроката способна изменить наш социальный статус. Родителям школьников это должно быть известно как никому.
Истории на экране заставляют нас страдать и радоваться, стискивать зубы и сжимать кулаки, смеяться до слез и скорбеть, оплакивая потерю. Любимые актеры для многих людей – словно член семьи: их жизнь – в центре внимания и интереса. Их мнение – авторитетно и весомо.
Кино – практически универсальный предмет для разговора и, в нескольких смыслах, средство коммуникации.
Роль оно в нашей жизни занимает настолько большую, что мы даже не пытаемся рефлексировать по этому поводу. Редкое исключение представляют фильмы, в которых с особой ясностью прослеживается религиозная тема. Поскольку в этой области мы имеем определенные познания, а общество – целый спектр мнений. Почва для разговора здесь возникает сразу же, и его с удовольствием подхватывают как светские, так и церковные издания.
Надо также отметить, что в последние годы поводов все больше и больше. «Остров», простите за каламбур, стал неким островком радости в море окружающих его достаточно тяжелых отечественных фильмов. «Царь», «Чудо», «Поп», а также мало кем замеченный «Скоро весна» появились практически в один год – в 2009. Прибавьте к этому еще несколько картин, которые не вызвали всеобщего интереса и не так известны, но тоже затрагивают нашу тему. Вывод один. Этот год стал определенной вехой в истории нашего кино. Не только потому, что зритель «проголосовал рублем», но и потому, что для киноиндустрии в целом это стало важным, что отразилось на том, как эти книги представлялись обществу.
Чуть раньше выход таких лент, как «Страсти Христовы», «Хроники Нарнии», «Властелин колец», «Гарри Поттер», «Матрица» каждый раз будоражил православную общественность. Священники и миряне вступали в словесные баталии с копьями наперевес, отстаивая честь любимой картины или выискивая в ней крамолу.
Год за годом следя за публицистическими схватками и вдумчивыми размышлениями коллег, я постепенно пришла к пониманию нескольких вещей.
Одна из них – то, что мы по-прежнему предпочитаем считать себя уютно укрытыми в рамках некого гетто, что дает право наслаждаться своей избранностью и уникальностью.
Эти границы могут быть временные, темпоральные. Например, для многих год от сотворения мира – это 1992. Все, относящееся к прошлому – мифологично и сказочно. Знакомая вселенная насчитывает 20 лет от роду, в то, что за ее пределами – дикие и неизведанные пространства.
Границы могут быть и географическими. Или политическими, это уж как смотреть. С этой точки зрения, религиозное кино снимают только в России. Причем родоначальник жанра – Тарковский, которого в таком качестве можно рассматривать тоже как фигуру легендарную и сказочную.
Читая рецензии на самые разные фильмы в православной прессе: на сайтах, в газетах и журналах, не устаешь удивляться тому, в какой плоскости развивается дискуссия. Скажу больше, печалит уровень и глубина подобной критики. Редко кому интересно обратиться к истории кинематографа, к сокровищнице мирового фильмофонда. По сути дела, мы просто не знакомы с теми фильмами, которые можно было бы привлечь для сравнения и примера, а также не используем иных средств для анализа, кроме этической оценки поступков главных героев.
Православные СМИ с удовольствием и много пишут о предметах широко известных и доступных. Чуть глубже приходится копать самому. Да, фильмы, затрагивающие запретные прежде темы религии и веры, вызывают у общества огромный интерес. Но не каждой картине одинаково везет. Некоторые достойные и важные ленты почти никто не замечает.
Поэтому уже давно у меня родилось желание предложить эту тему для широкого обсуждения. Как известно, лучший способ чему-то научиться – делиться с другими.
Предлагаю вам, дорогие читатели, начать разговор о теме религии и кино. Как вы увидите чуть позже – тема эта неисчерпаема и многогранна и не сводится к простому перечислению фильмов на исторические или религиозные сюжеты.
Одна из причин, побудивших меня взяться за работу, то, что в России практически нет печатных работ, посвященных этой теме. Единственная книга, которую еще можно найти в букинистических магазинах – работа К.Э.Разлогова «Боги и дьяволы в зеркале экрана: кино в западной религиозной пропаганде», опубликованная аж в 1982 (!) году.
Поиск по каталогу отдела диссертаций Российской государственной библиотеки даст вам очень небогатый улов. Между тем как на Западе количество исследований, посвященных теме религии и кино, растет год от года. С середины 1990-х годов курсы, так или иначе охватывающие эту область, входят в учебную программу американских и европейских университетов. Разрабатывается методология. Издается несколько научных журналов, проходят ежегодные конференции. Количество литературы на английском языке исчисляется десятками изданий. С успехом развиваются целые порталы, ставящие своей целью изучение кино именно с духовной точки зрения. А у нас – полная тишина, прерываемая лишь парой брошюрок-страшилок о вреде телевидения и глубокой порочности всего голливудского.
Да, то, что у нас, наконец, снимают хорошее художественное кино о Церкви, о вере, то, что эти фильмы не только попадают на православные кинофестивали, но и идут в широком прокате – явление замечательное. Хорошо, что все в православной прессе появляются рецензии на более-менее заметные картины. Обсуждение на форумах? Тоже неплохо. Но этого все-таки мало. Пора нам, наследникам мировой культуры, вступить в права наследования.
Кто из критиков сравнил фильм «Царь» с «Беккетом» 1964 года? Кто искал параллели между «Островом» и, например, «Дневником сельского священника»?
Готовя этот цикл статей, я поставила перед собой две задачи. Во-первых, ввести, так сказать, в научный оборот целый ряд фильмов, на которые православным журналистам и православным зрителям стоит обратить свое внимание. Выстроить систему, базу знаний, составить хотя бы список, которые помогли бы будущим критикам пользоваться этим подходом и иметь перед глазами наглядные примеры. А самое важное, это все позволит православному и просто интересующемуся данной темой зрителю шире взглянуть на некоторые вещи и, что немаловажно, обогатить свою домашнюю кино-коллекцию.
Во-вторых, мы обратимся к теории для того, чтобы научиться лучше видеть и понимать кино.
Выросшие в культуре текстов, мы предпочитаем судить о фильмах с позиций того, о чем нам рассказывается, что мы видим, зачастую полностью игнорируя то, как и зачем это делает режиссер и его команда.
В эпоху господства визуальной клиповой культуры и власти YouTube это просто наивно. Прямолинейность – не всегда самое удачное решение.
Простой пример. Когда в 1990-х годах стало возможно показывать на экране священников, храмы, иконы, купола, редко кто не воспользовался этим шансом. Если вы помните, именно «купола» стали, увы, нарицательным словом для обозначения излишне декоративной религиозности.
Показать красоту православного храма «в лоб» не составляло никакого труда. Для этого не требовались мастерство и дар. Только хорошая техника и знание приемов. Первое время эти образы были очень востребованы. Но в определенный момент стало понятно, что необходимо вырабатывать иной язык изложения. Иной киноязык, которым можно говорить о сакральном, о духовном не плоской аляповатой картинкой, а более тонкими средствами.
Можно было бы посмотреть: а чего добились коллеги? Но мы, похоже, предпочитаем старый проверенный способ учебы на своих ошибках. Однако учились, учились и выучились.
Процесс переосмысления образного языка захватил с середины 2000-х не только область кино, как художественного, так и документального, но и все визуальные искусства. Примерно в это время все более популярной становится православная фотография. В 2008 году создается фотошкола «Позитив».
Новые веяния напрямую коснулись и портала «Правмир». Помню, как буквально на глазах росло мастерство фотографов православного фотофорума. Помню, как сложнее становилось бильдредакторам православных журналов справляться со своей задачей, как поднималась планка их требований к самим себе.
Растет самосознание и эстетические запросы православных верующих. Недаром обсуждение проектов и внутреннего убранства храмов, вопросов иконописания, ювелирного дела – иногда порождают очень бурные общественные дискуссии.
Теперь у нас есть свое кино о вере. И, все-таки, я предлагаю вам посмотреть на другую сторону, а кое-что по-новому пересмотреть. Тема слишком обширна, чтобы я смогла охватить ее в одиночку, но дорогу осилит идущий.
Конечно, своя рубашка ближе к телу, а эстетика родного кино ближе к православному богословию. Кроме того, для многих западное кино – по-прежнему проводник чуждых ценностей. Раньше – буржуазных, теперь – католических или протестантских.
Вопрос слишком сложный, чтобы разобраться с ним в двух предложениях. Скажу так. Если представить систему человеческого мировоззрения в виде пирамиды с расширяющимся основанием, темы, которое затрагивает интересующее наc кино, не выйдут за рамки общего контекста. Да, порожденное иной культурой и иными традициями (а также борьбой с ними), оно несет определенный заряд.
Однако если в наших руках будет набор методов для работы с разным киноматериалом, очень из многого мы сможем извлечь полезные для себя вещи.
Но этому будут посвящены следующие статьи. В частности, через неделю мы с вами поговорим о том, почему в дореволюционной России режиссер, решивший снять фильм о религии, не смог бы этого сделать. До встречи!