Социологи спорят: сколько же в нашей стране православных христиан? Номинальных около семидесяти процентов, реально воцерковленных меньше десяти. Кому-то кажется, что специалисты занижают цифры, кому-то, напротив, и эти совсем небольшие цифры видятся завышенными. За всем этим теряется важный вопрос: а почему в нашей стране православных так мало? Ответить на этот вопрос пытаются преподаватель МДА священник Феодор Людоговский и председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов. 

Почему Христос говорил о малом стаде? 

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ, клирик Покровского храма Московской Духовной академии, преподаватель МДАиС: 

— Что касается количества воцерковленных православных христиан, то, я думаю, их действительно больше не становится. Священником я служу недавно, но в Церкви больше двадцати лет. Далеко не все, кто, как и я, пришел в Церковь в 90-е годы, остались там. Знаю людей, ходивших в храм не один год, а потом по каким-то причинам переставших. С другой стороны, в храм постоянно приходят новые люди. Кто-то остается, кто-то не удерживается. Статистика не ведется, но думаю, что число постоянных прихожан в последние годы не увеличивается.

Воцерковить большую часть населения нереально (Христос говорит о малом стаде). Мне кажется, и не стоит этого делать — при погоне за количеством неизбежно снизится качество. Но, безусловно, следует признать, что многие люди могли бы прийти в Церковь — но этого не происходит. В чем причины? С одной стороны, они коренятся в нашей падшей природе: мы, христиане, сами преисполнены страстей и грехов, часто недружелюбны, замкнуты, сосредоточены на соблюдении обрядов и запретов, — соответственно, у нас не получается должным образом свидетельствовать миру о Христе. Нервный, мрачный человек, шарахающийся от противоположного пола, смотрящий на мясо и вино как на скверну, вряд ли может кого-либо вдохновить на подражание себе. С другой стороны, есть и внешние, технические причины: слишком мало храмов, слишком мало священников. Люди, которые хотели бы прийти на службу, вынуждены подчас стоять в храме как в автобусе в час пик; а поговорить со священником у многих просто нет никакой возможности.

Кроме того, есть немало людей, у которых поддержка Церкви государством вызывает негативное отношение к Церкви, к церковным структурам. Немало тех, кому это даже помешало воцерковиться, хотя люди уже серьезно смотрели в сторону Церкви. Я много общаюсь в интернете, и из этого общения делаю выводы, что многие сегодня видят в Православии новую идеологию, которая приходит на место коммунистической. На мой взгляд, такой альянс с государством не идет на пользу Церкви.

«Воцерковленных мало, потому что государство вырвало у Церкви язык»

Протоиерей Димитрий СМИРНОВ, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (Москва), председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви:

— «Воцерковленных» иудеев и мусульман среди евреев и мусульманских народов в процентном отношении еще меньше. У нас в России больше православных воцерковленных евреев, чем евреев, которые хотя бы в какой-то форме придерживаются иудаизма. Про буддистов точно не знаю, но думаю, что у них дела не лучше. При этом социологи преимущественно изучают православных и делают странные выводы.

Я не согласен с выводом, будто причина малого числа воцерковленных в том, что государство поддерживает Церковь. Действительно, православных меньше, чем могло бы быть, но по противоположной причине — государство вырвало у Церкви язык. У православных, каковыми себя считает около ста миллионов россиян, нет своего радио, телевидения, а без этого в наше время научить большое количество людей вере невозможно.

Даже через такой «слабенький» канал, как «Спас», воцерковились десятки тысяч людей. Конечно, в идеале должен быть государственный канал «Религия», аналогичный каналу «Культура». И пропорционально количеству граждан, считающих себя принадлежащим к традиционным религиям (Православию, исламу, буддизму,  иудаизму), надо распределить эфирное время. Уверен, что через год ситуация изменилась бы. Более того, она изменится, даже если просто нам предоставят хотя бы по два часа на главных государственных каналах. Но я уверен, что ни эфир не предоставят, ни религиозного образования в школах не допустят. Потому что во власти у нас откровенные атеисты.

Для воцерковления нужно иметь серьезное образование. Его нет и сил тоже нет. Из бывших коммунистов единицы способны воцерковиться. А многие люди и рады бы, но им негде получить знания. Интернетом пользуется очень малый процент населения. Просвещение народа сегодня возможно лишь через радио и телевидение, которых нет. Но, повторяю, у православных ситуация все-таки лучше, чем у представителей других традиционных религий.

Источник:

журнал НЕСКУЧНЫЙ САД

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.