С возрастом человек формируется не только телесно, но и внутренне, духовно: он берет пример и с родителей, и с близких наставников, и даже с персонажей кино или книги. Если задуматься над этим вопросом, то можно смело сказать, что каждый из нас состоит из частичек других людей, которые вольно или невольно в нас что-то вложили.
Однажды я, задумавшись, стал рассуждать на эту тему и понял, что в меня тоже вложили много всего и мои родители, и другие люди, которые окружали меня в процессе моего взросления. Одним из таких людей, который отдал мне частичку себя, стал священник Михаил Ахламов — московский пастырь, который скончался на 45-м году жизни от рака крови в 2016 году.
Отец Михаил — человек интересный и глубокий, о нем, бесспорно, можно написать целую книгу. Вспоминая его, хотелось бы поделиться с читателями лишь некоторыми эпизодами из моей жизни, связанными с ним, которые бесспорно повлияли на меня или хотя бы посеяли семя будущих размышлений и, возможно, изменений в моем сердце.
«Лучше делать так» — вместо поучений
Мы часто забываем, что можем не только словом, но и делом чему-то научить. Помню, как однажды мы — еще детьми из скаутского отряда — поехали с отцом Михаилом (он тогда был инструктором в Организации Российских Юных Разведчиков) на метро на какое-то мероприятие. Возвращались мы так же — через московский метрополитен. Во время одной из пересадок на другую линию мы брели уже сильно уставшие в каком-то переходе, а батюшка шел сзади. Один из юношей увидел пустую бутылку. Разбежавшись, он так хорошо ударил по ней ногой, что она полетела вперед и упала, врезавшись в стену.
Все пошли дальше, не обращая внимание на шалость, а бутылка осталась лежать на земле. Отец Михаил же поднял ее и нес в руках до тех пор, пока мы не вышли из метро на улицу. При всех выбросив ее в мусорный контейнер, он, обращаясь к нам, спокойно сказал с улыбкой:
— Лучше, наверное, делать так.
Вроде бы пустяк — подумаешь, бутылку поднял и выбросил туда, куда полагается. Но ведь можно было и юноше сделать внушение за недостойное поведение или что-то строго сказать (к чему батюшка, кстати, порой прибегал). Однако это спокойствие и пример пристыдили того мальчика, а мне дали повод задуматься.
«А в интернет каждый день заходишь?»
Как пастырь отец Михаил смог многое донести до меня. Например, мне нравилось, как он произносил ектении и читал Святое Евангелие — четко, не сливая слова в единое полотно, донося смысл прошения или текста Благовестия. В своем диаконском служении я пытаюсь какие-то моменты перенять от батюшки, надеясь, что уже я смогу что-то донести до прихожан, стоящих и слушающих произносимые мною тексты.
Вообще совершение богослужений отцом Михаилом — это тема, которая требует отдельного внимания: его обращение к Богу во время службы не было формальным, но чувствовалось нечто особенное и проникновенное. Меня поражало и то, что любое Таинство и даже требу (например, освящение крестика или иконы) батюшка сопровождал обязательной назидательной проповедью, что было бы, наверное, полезно делать всем пастырям.
А вот через Таинство Исповеди отец Михаил показал мне, что, хотя бы малое время, священник должен уделять внимание каждому человеку. Помню, как после иерейской хиротонии и сорокоуста батюшка вышел на Исповедь, и я пошел на нее, думая, что сейчас все будет, как всегда — быстро перечислю свои грехи, возможно, послушаю краткие благочестивые слова (может, и их не будет) и, после разрешительной молитвы, пойду в Алтарь. Но не тут-то было!
Перечислив свои грехи, я стал склонять голову под епитрахиль, как вдруг услышал неожиданное для себя:
— Подожди, а давай посмотрим на кое-какие моменты.
«Чего? На что можно тут смотреть?» — подумал я, возмущаясь задержке.
— Вот ты говоришь, что не слушаешься родителей, — начал говорить отец Михаил с легкой улыбкой, смотря на меня поверх своих очков. — Но что же нам обещает Господь за то, что будем почитать своих папу и маму?
— Э-э-э…
— Ну, вспоминай заповедь: что там говорится? — пытался натолкнуть меня на мысль батюшка.
— Чти отца и мать, — аккуратно сказал я.
— А дальше?
Я замолчал, потому что понимал: продолжение там есть, а какое именно — не помню!
— Будет тебе благо, и будешь долголетен на земле! — продолжил заповедь отец Михаил, понимая, что уже ничего ему не скажу. — Хорошо, вот ты говоришь, что не каждый день читаешь Святое Евангелие, так?
— Ну, да, — ответил я.
— А почему у тебя так происходит? — с интересом спросил пастырь.
— Ну, понимаете, батюшка, — начал я говорить, пытаясь найти себе оправдание. — Я после школы так устаю, что уже нет сил читать Писание.
— Хорошо, а ты в интернет каждый день заходишь? — еще больше улыбнулся отец Михаил, все так же смотря на меня поверх своих очков.
Я не знал, что отвечать, ибо батюшка попал прямо в цель: в Интернете я действительно бывал ежедневно и не по одному разу. В итоге, мое длинное и бессмысленное «ну» отец Михаил прервал своим фирменным: «Ну, ты чувствуешь, да?» Да, я тогда остро почувствовал, что действительно что-то не так и в моей духовной жизни, и в моей исповеди. С тех пор я уже стараюсь не так формально подходить к собственному покаянию.
Если не благодаришь — значит, тебе это не нужно
Отец Михаил научил меня благодарить Бога! Да, именно благодарить Его за любую оказанную Им помощь. Как ни странно, мы часто забываем этот «духовный этикет» — за то, что тебе помог Отец Небесный, нужно обязательно сказать Ему: «Благодарю!» Мы, юные скауты, были тогда в лагере под Новой Шурмой в Сергиево-Посадском районе Московской области. Отец Михаил уже был священником. И вот в последний день лагеря он сказал, что будет совершать Благодарственный молебен. Совершив богослужение, он обратился к нам с кратким наставлением, которое меня заставило тогда посмотреть на тему благодарения Бога (до этого я как-то особо и не задумывался):
— Мы сейчас поблагодарили Бога за то, что Он нам помогал в течение лагеря и вообще дал нам собраться. И помните, что мы всегда должны после каждого дела благодарить Господа. Запомните, что, если мы за что-то не благодарим, значит, нам дарованное не так важно. Поэтому, если не благодарим за что-то Бога, то, следовательно, нам это Им не будет нам больше ниспослано.
Я тогда задумался над этой простой мыслью — если не благодаришь за то, что тебе оказали какую-то услугу или дали вещь, то, следовательно, тебе это не нужно, ты это не ценишь. Тогда зачем тебе ее давать в следующий раз? После этого я старался и стараюсь Господа хотя бы кратко, но благодарить за Его помощь.
Даже в больнице он проповедовал, а еще — шутил
Пожалуй, самый яркий пример отец Михаил явил лично мне тем, что сам по себе был человеком неунывающим. Помню, как во время разговора с батюшкой я пожаловался ему, что часто унываю и из-за некоторых жизненных ситуаций, и из-за учебы — порой что-то совсем не получалось. Послушав меня, он ответил достаточно просто:
— А чего нам унывать-то? Получил двойку, так пойди и исправь ее. Невозможно исправить оценку, старайся в дальнейшем лучше учить материал. И так во всем. Главное — не унывай!
И эти слова были не просто пустым звуком, а явным делом. Ведь даже тогда, когда отец Михаил заболел раком крови и в ноябре 2015 года его положили в Боткинскую больницу, он, по рассказам его супруги, матушки Ольги, не унывал, а продолжал шутить, а еще — проповедовать (известно, как минимум одного человека — одного из пациентов — он смог привести к Исповеди и к принятию Святых Христовых Таин), несмотря на тяжелые процедуры и боли.
Я слышал однажды такие слова: «Все устали слушать о Евангелии, все хотят увидеть Благовестие вживую». Отец Михаил своим неунывающим духом показал мне, что с Богом не страшно ни в радости, ни в горести: важно сохранить в своем сердце ликование о Христе воскресшем.
К сожалению, 28 января 2016 года батюшка отошел ко Господу, но многие ощущают его молитвенное заступничество пред Богом, вспоминают о нем и верят, что еще один угодник Божий дошел до Царства Небесного. А для меня он еще тот, кто вложил в меня частицу себя.