Надо ли долго объяснять, что в эпоху коронавируса страх будущего носил, если позволительно так сказать, эпидемиологический характер?
Смотрите, какая сложилась занятная ситуация. Даже если мы возьмем тех людей, которые финансово от кризиса не пострадали и работу не потеряли, они все равно сидели дома и боялись.
Странно, не так ли? Казалось бы, сбылась вековая мечта русского человека: сидеть на печи, ничего не делать да еще и деньги получать. А люди страдали… Почему?
Страшно заболеть. Страшно, что мир непредсказуемо изменится. Страшно за родных и близких. Да вообще, страшно, что будет дальше. То есть страшно за будущее.
Даже когда в настоящем у нас все в порядке, страх будущего куда как часто нарушает гармоничную картину мира.
Убежать или бороться
На самом деле, как мы уже говорили, кроме страха будущего, никакого иного страха и нет. Мы всегда боимся только и сугубо того, что наступит. Когда будущее превратилось в настоящее, тут уже не до страха: надо либо спасаться, либо бороться.
Спасаться (убегать или прятаться) или бороться — это единственные формы «взаимоотношений» со страхом. Такой выбор. Пришло то, чего мы боялись. Наступило. И что же нам делать? Либо бороться, либо убегать. Третьего, как говорится, не дано.
Но вот ведь что важно: когда мы боимся будущего, выбор у нас тот же самый — либо бороться с наступающим страхом, либо убегать.
Представьте, что ночью Вы лежите в комнате в загородном доме, и вдруг Вам почудилось, что по дому кто-то ходит. Страшно? Да. Можно спрятаться, зарывшись в одеяло и подушку, и каждую секунду спрашивать себя: «Ходит там кто или нет?» Страх от этого никуда не денется. А можно встать, зажечь свет и пойти посмотреть. К слову, чем дольше Вы готовитесь, чем больше размышляете, идти или не идти, тем сложнее Вам будет подняться с дивана.
Эпоха карантина дала всем людям мира уникальный и бесценный опыт взаимоотношений со страхом будущего. В эти дни мы могли легко убедиться, что страх будущего может самым решительным образом влиять на нашу психологику жизни.
И Вы, дорогой читатель моей книги, сможете легко понять, прятались Вы от него или боролись, если честно вспомните, что Вы делали в дни самоизоляции. Другими словами: Вам удалось построить позитивную психологику, невзирая на обстоятельства, или не удалось.
Можно было прятаться: пить, смотреть бесконечно фильмы, играть сутками напролет в компьютерные игры или сидеть в соцсетях. То есть проводить время. Но время, как известно, не проведешь, и от страха далеко убежать не удастся. Можно было бороться, совершая некие полезные для будущего действия: писать книги, музыку, картины, песни; слушать лекции, которые помогут в дальнейшей жизни и работе. То есть совершать некие осмысленные действия, результат которых может понадобиться в будущем.
Именно в эти дни мы поняли, насколько важно бороться со страхом будущего: этот страх может не просто повлиять на настоящее, а едва ли не разрушить его.
Узник Освенцима, великий психолог Виктор Франкл написал слова, которые, если их внимательно прочитать, могут решительным образом повлиять на мировоззрение человека.
«Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе. Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас… (Выделено мной. — А. М.) Ведь жить — в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа».
На всякий случай еще раз напомню, что эти слова принадлежат человеку, который считал своим долгом не просто выжить в концлагере, а вести там исследовательскую психологическую работу. Франкл не убегал от страха, а боролся с ним своей работой.
Понятно, что жизнь никогда не ждет от нас паники. Она ждет необходимых для нее, для жизни, действий. Эти действия не в силах окончательно уничтожить страх. Однако они могут сделать так, чтобы страх не был поводырем. Чтобы работа, деятельность, а не страх формировали нашу реальность.
Страх обожает размышления
Эпоха карантина дала каждому человеку бесценный опыт взаимоотношений со страхом будущего. И каждый человек при желании может понять: он боролся со страхом, формируя свою будущую жизнь, или пытался от него спрятаться.
Пришедшему к Вам человеку в трудном состоянии важно объяснить дилемму: либо боретесь, либо прячетесь. А затем помочь человеку осознать выбор: ему хочется прятаться или бороться?
Без проявленного желания того или иного отношения к страху будущего выстроить отношения с этим страхом не представляется возможным. Человек хочет рисковать, бороться и изменять ситуацию? Или спрятаться, не рисковать и не менять ничего? Таков выбор, который осуществляется посредством желания.
Надо иметь в виду, что спасаться, конечно, проще. Однако очевидно, что, убегая или прячась, страх не победить.
Бороться сложнее. Но зато перспективнее.
Итак. Страх боится действий и обожает размышления. Помните пример с человеком, который проводит ночь в загородном доме? Размышления — излюбленная подкормка для страха. Он на ней растет, словно тесто на дрожжах.
Если Вы решили прятаться — чудесно, прячьтесь, ничего не меняйте, но не мучайте себя бесконечными размышлениями о том, правильно Вы поступаете или нет. Напоминаю: нельзя заставить себя не думать о чем-то — Вы непременно начнете именно об этом и думать. Но можно заставить себя размышлять о чем-то ином.
«Гоните от себя эти мысли!» — не работает. Мысли не прогнать. «Пригоните к себе иные мысли» — работает. «Пригнать» можно любую мысль. Приняв решение спрятаться от страха и ничего не менять, думайте о чем угодно, кроме этого решения.
Доктор Джо Диспенза призывает «быть благодарным за желаемое событие и радоваться ему еще до того, как оно произойдет». Хороший призыв, красивый, но — да простит меня мировая знаменитость — бессмысленный. Ни за какое будущее событие быть благодарным невозможно. Даже самое радостное будущее событие пугает уже хотя бы потому, что мы боимся: а вдруг оно не произойдет или получится не так замечательно, как мы хотели.
Рецепт Виктора Франкла
Но вот убедить себя меньше бояться того, что будет завтра, можно. Еще один совет, как это сделать, дает все тот же Виктор Франкл.
Однажды произошло событие, которое во многом перевернуло мировосприятие Франкла. На вечерней поверке ему объявили, что на завтра его отправляют в сортировочный транспорт, что означало газовую камеру. А наутро приказ отменили по неясной причине. Это был едва ли не единственный подобный случай в лагере.
И тогда Виктор Франкл вывел очень важный закон: пока что-то не произошло, все еще может сложиться иначе. Другими словами: нет смысла переживать за события, которые еще не произошли, потому что не факт, что они произойдут.
Во время коронавируса все люди — сто процентов — боялись заболеть. И многие, куда как многие, страдали:
— Ах, что будет, если я заболею?!
Тут-то и может пригодиться «рецепт Франкла»: пока событие не произошло, оно еще вполне может не произойти. А значит, нет никакого смысла по его поводу заранее переживать. Чем чаще повторяет человек этот вывод, тем меньше будет у него страх будущего.
Другой гений психологии, Пол Экман, совершенно справедливо считал, что «в основе страха лежит возможность причинения нам боли, физической или моральной».
Когда мы боимся события, мы боимся именно этого: боли физической или моральной. Но пока событие не произошло — все может быть иначе…
Почему пришедший к Вам человек размышляет о будущем в негативном ключе? Никто не просит его благодарить за будущее событие, но кто мешает относиться к будущему позитивно?
Бояться будущей боли — это выбор человека. Строить свою психологику жизни — воспринимать реальность как преддверие будущей боли — выбор человека. Никто и ничто не мешает ему думать позитивно о не произошедшем пока будущем и строить свою психологику, основываясь именно на этом позитиве.
Однако куда как часто люди сами, причем абсолютно осознанно, настраивают себя на волнения о будущем. Иногда, повторяю, абсолютно осознанно доводят себя едва ли не до истерики волнением за какое-то событие, которое представляется им важным.
Почему так происходит? Волнение за будущее событие для многих людей означает значимость этого события. Смысл нашего волнения за будущее нередко состоит в том, что само по себе это беспокойство делает для нас более значительным то, что должно произойти.
Сделать выбор и больше не бояться
Неплохо бы помнить: зачастую никакого иного смысла в страхе будущих событий нет.
Мы живем в такой системе координат, в которой нам почему-то кажется, что спокойствие и равнодушие — это синонимы. Мои коллеги-телеведущие или актеры очень любят произнести что-нибудь вроде:
— Я всегда волнуюсь перед эфиром (выходом на сцену). А вот если я перестану нервничать — значит, я умер как профессионал.
Почему? Есть телеведущие, которые нервничают перед эфиром, а есть те, кто абсолютно и предельно спокоен. То же самое относится и к актерам. Волнение некоторым помогает, а некоторым мешает. Но совершенно нелепо нервничать и переживать только для того, чтобы доказать самому себе важность предстоящего события.
Это такое традиционное волнение. Часто оно идет не изнутри человека, а диктуется извне, диктуется традицией. Кто мешает не слушать этот диктат?
Страх будущего очень часто возникает из-за того, что необходимо сделать выбор. Ругать ребенка за плохие оценки — наплевать на это, лишь бы он был счастлив; идти куда-то — не идти куда-то; сказать эти слова кому-то — не говорить; устраивать скандал, если тебя обидели, — не устраивать… И так далее, и тому подобное.
Существует ли критерий правильного выбора? Логика, как правило, мешает совершить выбор, а не помогает: Доказывающий знает свое дело. Если человек четко ЗНАЕТ плюсы и минусы будущего выбора, у него проблем нет.
Вопросы возникают либо когда такого знания нет, либо когда логика диктует одно, а желание — другое. И тогда возникает страх поддаться желанию вопреки логике. С ним надо бороться или прятаться от него? Спрятаться невозможно. Бороться — значит принять решение. И я не могу сказать, что это решение всегда должно быть в пользу желаний: ситуации бывают разные.