Главная Здоровье Медицина

«А лекарство купите сами», — сказал врач реанимации. Законно ли это?

Медицинский юрист Полина Габай — об оснащении больниц и правах пациентов

В Кемерове в больнице №2 на новогодних каникулах в реанимации закончились лекарства. Их попросили купить родственников одного из пациентов. Они опубликовали жалобу в соцсетях, после которой состоялась служебная проверка. «Правмир» вместе с медицинским юристом Полиной Габай выяснил, какие препараты пациенты получают бесплатно, как им защитить свои права и что делать, если лекарств в стационаре нет?


Врач больницы №2 в Кемерове 7 января передала родственнику пациента, Олегу Степанову, список из 14 лекарств и расходных материалов, которых нет в стационаре. Среди них были пеленки, камфорный спирт, кровоостанавливающие препараты. Олег Степанов все купил, а потом опубликовал об этом видео в социальных сетях, передают «Сибирь. Реалии». В нем он также упомянул, что операцию его родственнику, у которого открылось кровотечение из-за старой язвы, хотели перенести «в связи с новогодними праздниками».

После публикации ролика с его автором связался главный врач больницы. Он обещал компенсировать расходы на лекарства. Пациенту успешно провели операцию. В стационаре состоялась служебная проверка, в результате которой заведующего отделением анестезиологии-реанимации освободили от должности, а врачу и старшей медсестре сделали выговор, уточняет ТАСС.

— Мой родственник в реанимации. Врач просит нас самих купить лекарства и расходные материалы. Это законно?

— Незаконно. Больница должна быть обеспечена необходимыми для ее работы лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Оказание надлежащей медицинской помощи очевидно предполагает их использование, и это обязанность учреждения — предоставить лечащим врачам расходный материал в необходимом объеме.

Полина Габай

Другой вопрос, что это не всегда соблюдается. В регионах больницы зачастую оказываются не оснащенными. В 2019 году профсоюз «Альянс врачей» вскрыл ряд случаев, когда в стационарах отсутствовали необходимые расходные материалы, включая лекарственные препараты. Пациенты были вынуждены покупать их самостоятельно.

Виноваты ли в этом врачи? Обычно нет. Они вынуждены просить пациентов приобретать лекарства самостоятельно, когда их в больнице нет. Фактически обеспечение больницы — не обязанность лечащих врачей, они должны оказывать помощь. За оснащение отделений отвечает руководство. 

Но каждый случай надо разбирать отдельно. Бывают и недобросовестные врачи. Иногда те или иные изделия — стенты, протезы — входят в объем медпомощи по ОМС. Но медики порой ведут себя недобросовестно и просят пациентов приобрести их за свой счет, и даже дают определенные реквизиты для перевода денег. А бывает еще и так, что врач честно предлагает пациенту приобрести что-то за свой счет, так как программа ОМС покрывает расходные материалы более низкого качества. То есть врач фактически действует во благо пациенту, а пациент может сначала последовать доброму совету, а потом написать на врача жалобу.

Поэтому какой-то единой правильной оценки действий врача здесь нет, надо разбираться, но в общем и целом пациенты, конечно, не должны покупать за свой счет необходимые лекарства и медизделия. 

— Лекарства закончились. Что должен делать врач?

— Подать заявку на имя заведующего отделением. В некоторых случаях такие заявки подают и медсестры. В каждой больнице свой порядок. В них назначены лица, ответственные за хранение товарно-материальных ценностей, учет их остатков. Единого протокола в данном случае нет. Но когда расходные материалы подходят к концу, больница должна их пополнить. Минимальный запас необходимо иметь всегда. 

Чтобы у больных детей были нужные лекарства – одного текста недостаточно. Но, может быть, это начало?
Подробнее

Но есть и другая реальность. Больницы в основном строго ограничены рамками ОМС, и им элементарно не хватает средств на поддержание полноценного оснащения. И если в московских больницах есть доплаты, то в регионах дела обстоят иначе и средств у них не так много, особенно к концу года. Поэтому сказать, что у больниц нет расходных материалов по причине чьей-то халатности, нельзя. Почему это происходит — это всегда индивидуально, и в каждой больнице и в каждом регионе своя ситуация.

— В Кемерове родственник пациента записал видео для соцсетей, когда его попросили купить лекарства для реанимации. После этого средства ему компенсировали и началась служебная проверка. Как еще защитить свои права?

— Ролик для соцсетей оказался эффективной мерой. Если бы родственник пациента написал заявление на имя главного врача, то оно бы рассматривалось около месяца (к тому же все это произошло на праздниках). Кроме того, нужно было иметь доказательства того, что предложение приобрести лекарства прозвучало — например, видео или аудиозапись. 

— Что еще можно сделать?

— Спросить врача, на каком основании пациент должен сам обеспечить себя лекарственными препаратами, получая помощь по ОМС.

Попросите выдать письменное назначение или рецепт. Сразу могу сказать, что документов вы не увидите.

Это не предусмотрено законодательством. Рецепты, конечно, выписываются, но при других обстоятельствах, в случае амбулаторного лечения пациент действительно приобретает препараты сам и лечится на дому. Хотя бывают и льготные рецепты, но в любом случае для стационара пациент не должен приобретать лекарства за свой счет. 

После вашего вопроса врач, вероятно, откажется от своих требований. Если он настаивает, то напишите заявление на имя главного врача. Желательно зафиксировать на видео или аудио разговор или запастись иными доказательствами такого предложения со стороны врача. 

— Пациент в стационаре может получать платные услуги?

— Да. Не все медицинские вмешательства входят в программу госгарантии. Например, пластическая хирургия туда не входит в большинстве случаев.

Лекарство от болезни есть. Но как умирают люди, если не получили важную информацию
Подробнее

Если оказывается платная услуга, то с пациентом заключают договор об оказании платных услуг и выдают все финансовые документы. Пациент имеет право обратиться за платной услугой, даже если она ему положена по ОМС. В этом случае в договоре пациента предупреждают, что такая помощь полагается ему бесплатно, но он выбирает платную.

— Если сомневаешься, можно ли получить платные услуги бесплатно по ОМС, что делать?

— Напрямую задать вопрос врачу: «Имею ли я право на получение этой помощи бесплатно?» Но эта ситуация индивидуальна, каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Например, на оказание плановой стационарной помощи направление дает врач поликлиники по месту жительства пациента. Если пациент уже в больнице, то такое направление получить проблематично, хотя есть и обходные варианты, но с точки зрения законодательства здесь все очень размыто. Поэтому люди вынуждены прибегать к платным услугам.

— Если у человека есть хроническое заболевание помимо того, с которым он поступил в стационар, он может принимать свои препараты? Или в данном случае лекарства тоже должна предоставить больница?

— Пациент может продолжать использовать свои лекарства, стационар не обязан обеспечивать его всем-всем-всем, фактически пациент поступил на лечение в профильное отделение по поводу какого-то конкретного заболевания или состояния. Когда пациента госпитализируют, врачи выясняют, что он регулярно принимает, и учитывают это при назначении другой терапии.

Принимать свои препараты с согласия лечащего врача не запрещено. Однако четкой нормы, которая бы это регулировала, нет. Это скорее практика.

— Может ли врач отказать в срочной операции в связи с праздниками или выходными днями? Как действовать в этом случае?

— Если операция плановая — да. Но если мы имеем дело с неотложной или экстренной помощью, то она не терпит отлагательств.

Программа госгарантий содержит сроки ожидания пациентом медицинской помощи в рамках программы ОМС. Если раньше они указывались в календарных днях, то в 2020 году — в рабочих. Поэтому когда речь идет о плановой госпитализации, то праздничные дни действительно в расчет не идут. 

Экстренная помощь должна быть оказана бесплатно и безотлагательно по закону «Об основах охраны здоровья граждан». В том числе и в организациях, которые не работают по программе ОМС.

Фото: rawpixel.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.