Однажды 1 сентября со мной случилась странная, но показательная история. Я проводила ребенка на школьную линейку, пришла домой и расплакалась.
Конечно, причина была не в том, что голубоватая рубашка сына была недостаточно сияющей на фоне белоснежных воротничков его одноклассников. Но именно из-за этого триггера выплеснулись наружу все мои страхи и волнения, связанные с началом учебного года.
Много лет я училась не бежать за другими, не ориентироваться на дочку соседки и пресловутых внуков маминых подруг, и, когда, как мне казалось, почти научилась, эта «недостаточно белая рубашка» напомнила мне, что вырваться из этой системы не так-то просто.
Когда мой сын был совсем малышом, я переживала, что не вожу его к массажисту, как многие. Сама-то я в детстве ныряла в ванной по системе раннего плавания и периодически получала курсы лечебного массажа. И только совсем недавно узнала от знакомого специалиста, что большинство детей ни в каком массаже не нуждаются. Более того, для младенца может быть стрессом занятие с чужим человеком, и ему вполне достаточно простых игровых упражнений и маминых ласковых рук.
Когда ребенок пошел в школу, я потратила немало сил, чтобы записать его к психологу. А потом расстраивалась, что занятия в группе направлены вовсе не на ту проблему, которую хотелось бы решить мне. Ее сын со временем перерос сам.
Позднее от психолога я узнала, что сегодня распространенное желание родителей — отправить ребенка к специалисту, даже если нет необходимости.
В младших классах у некоторых одноклассников моего сына уже появились репетиторы. Хотя основная масса детей в состоянии без дополнительных занятий понять и освоить программу младшей школы. Мой сын в началке учился неплохо, но после всех этих разговоров и у меня иногда проскакивала мысль: если «у всех в классе» есть репетиторы, не начнет ли мой ребенок отставать?
Возле школы родители собирались и обсуждали, кто из детей ходит в бассейн, а кто на картинг, кто в театральную студию, а кто на музыку, на «гимнастику для ума» и в художку. Нередко родительский интерес к тому или иному направлению связан вовсе не с интересом ребенка, а с красочностью рассказа другого родителя… В результате несколько раз я даже начинала сожалеть, что не записала ребенка на этот «прекрасный кружок» или не отвела к тому «чудесному тренеру». Пока не вспоминала, что как раз в это время сын с радостью бежит на свою тренировку или занимается с любимым педагогом.
Мы не замечаем привычки жить с оглядкой на других.
Что это? Правило из нашего детства — «чтобы не хуже, чем у всех»? Неуверенность в себе и своих силах — «пусть этим займется специалист»? Собственный страх оказаться недостаточно хорошими — «если у ребенка что-то не так, виноват родитель»? Излишняя тревожность, которую мы пытаемся унять кипучей деятельностью?
Наши родительские старания усиливаются к 1 сентября. День знаний превращается в день обострения родительских тревог.
Из летней свободы мы резко возвращаемся в школьную систему уравниваний и сравнений.
Начало учебного года — это в той или иной степени стресс для семьи. Его усугубляют торжественность момента и вечный бардак в организации школьных мероприятий.
Итак, вернемся в утро 1 сентября. Накануне мы сходили в школу познакомиться с классной руководительницей, купили канцтовары и новый рюкзак. Но вечером выяснилось, что белая рубашка, приобретенная еще весной, пока немного великовата, а старая — уже мала.
— Ничего, — сказала я, чувствуя себя мамой, свободной от условностей, — вот эта чуть голубоватая рубашка тоже нарядная и сидит хорошо!
Смотрелась она и правда хорошо. До того момента, как я начала сравнивать. И у других детей рубашки оказались наряднее и белее.
«Как у других», — это такая классная успокоительная таблетка, позволяющая тревожному родителю снизить свое беспокойство. И отказ от нее может усилить дискомфорт, особенно если и так нервничаешь. В итоге, даже считая себя человеком достаточно независимым от чужого мнения, можно попасться на крючок.
Надо ли говорить, что сыну были до лампочки и цвет рубашки, и наличие/отсутствие букета, да и в целом все у него было «норм».
На днях слышала в лифте, как соседи обсуждали предстоящую линейку:
— Теперь в чате пишут, что все должны принести по одному цветку, чтобы никто не выделялся и никому не было обидно, — рассказывала мама.
— А можно просто пойти в школу? Без всего этого? — задумчиво говорил папа, — 2 сентября, с рюкзаком, чтобы учиться?..
После того случая с рубашкой я перед началом года даю себе установку: 1 сентября ни на что не обращать внимания. Это всего лишь один очень суетный день в году, и на самом деле ничего не изменится, даже если что-то вышло не так красиво и хорошо, как, может быть, хотелось.
А дальше начнется обычная школьная жизнь. И вот здесь уже нужно приложить усилия, чтобы поменьше разговаривать с родителями одноклассников и побольше — со своим ребенком.
Фото: freepik.com