В ленте новостей то и дело появляются известия о трагедиях. Казалось бы, люди должны привыкнуть, и – не реагировать. Слишком много боли на земле. Но все-таки то и дело инфопространство взрывается: оказывается, людей каким-то образом тревожит беда, случившаяся не так далеко.
Можно ли хоть немного облегчить боль родителей? Откуда на свете берется зло? Нужно ли подробно освещать в СМИ подобные трагедии? Комментирует протоиерей Максим Первозванский.
На самом деле трудно найти слова, чтобы поддержать людей в подобной ситуации. Никакими словами ту боль, которую родители испытывают при такой трагедии, облегчить невозможно.
И дело, на мой взгляд, не в том, чтобы разные люди, например, начиная от первых лиц государства и заканчивая близкими соседями, пытались произнести что-то успокаивающее. Здесь требуется реальная внутренняя поддержка тех, кто может оказаться рядом.
У одного моего знакомого в автомобильной катастрофе погибла дочь. К нему постоянно приходили друзья, знакомые, соседи. Они не произносили слов, которые теоретически могли бы его утешить, а просто – оказывались рядом и своим присутствием, своим отношением к произошедшему словно принимали часть этой боли на себя. Это очень сильно тогда помогло моему знакомому: он видел рядом с собой столько людей, которые любят его, любили его дочь.
Они взяли на себя и решение всех бытовых вопросов, мгновенно собрали средства на похороны, организовали поминки… Люди просто приходили и говорили: «мы займемся тем-то и тем-то». Безо всякого: «Чем я могу помочь?» Потому что на такой вопрос ответ очевиден – ничем здесь не поможешь…
Поддержать может и появившаяся традиция, когда даже незнакомые люди приносят к месту трагедии свечи, цветы – очень важно. Человек видит, что многие разделяют его скорбь.
Хотя, повторяю, нет таких слов, нет таких чувств, которые в подобной ситуации могут утешить родителей. Поддержка окружающих дает им шанс не впасть в отчаяние.
Я не знаю, не представляю, как с такой невыносимой болью справиться неверующему человеку. Когда мы видим гибель ребенка, если мы не верим в Бога, не верим в загробную человеческую судьбу, тогда мы остаемся с этой страшной трагедией один на один, и вряд ли какие-то слова и действия людей нам помогут. Только очень внутренне сильный человек сумеет справиться.
Когда гибнет невинный младенец, — это даже и для верующего человека ставит вопросы: есть ли Бог? Где Он был в тот момент, куда Он смотрел и почему допустил? Это испытание веры и для верующего.
Но глубокое постижение христианства, Евангелия, дает возможность понять то, что Господь – действительно рядом, что Он любит нас не сверху, не откуда-то с неба. Господь говорит, что Он разделит с нами все наши скорби, облегчит страдания, если они будут невыносимыми для нас. А ещё Он обещает, что человек, претерпевший в этой жизни – получает по смерти радость, воздаяние. Тем более, если речь о невинном ребёнке. И ещё мы каждый день читаем в молитве: «Да будет воля Твоя»…
И даже не верующий может прийти к тому, что в жизни нет никакой опоры, кроме Бога.
Дай Бог родителям найти в себе силы принять то, что произошло…
Как реагировать людям со стороны на все, что происходит
На земле живет несколько миллиардов человек. Мы знаем, что в Африке ежедневно от голода умирают дети, что в нашей стране ежегодно под колесами автомобилей гибнут порядка 50 000 человек. То есть – по нескольку сотен – ежедневно. И если мы будем реагировать, сердцем откликаться на любую смерть, на любое событие, — мы просто сойдем с ума, не сможем жить.
Мы должны реагировать на то, что происходит рядом с нами. Мы не можем отвечать с точки зрения непосредственной деятельности за все на свете. Всем мы помочь не можем. Великие христианские подвижники, достигшие вершин святости, могли молиться за весь мир. Обычному человеку необходимо и молиться, и действовать и переживать за тех, кто рядом с ним – это члены его семьи, близкие, соседи, знакомые.
Я никогда не понимал, почему, когда происходит какая-то катастрофа, например, в аварии погибает сразу пятьдесят человек, объявляют всеобщий день траура. Хотя, скажем, в этой же области за ближайшую неделю не в одной аварии, а в нескольких погибло столько же людей. И никакого траура не объявляют, никто об этом даже не говорит.
Не нужно из трагедий делать информационные прецеденты, пытаться «раскрутить» их как общенациональное событие. Как бы то ни было – это частная беда в жизни частных людей. Она касается самих этих людей, их родных, близких, знакомых… Информационная кампания нужна в ситуациях, когда требуется реальная помощь, например, собрать деньги для больных детей.
А вот брать такую трагедию, как гибель мальчика, за инфоповод и размышлять, а как мы должны посочувствовать тем людям, которых мы не знаем — не правильно. Происходит информационная перегрузка и порой мы уже не в состоянии ни переживать, ни сочувствовать, ни откликаться на боль тех людей, которые находятся рядом с нами.
Да, такая трагедия может произойти с каждым. Но, если бояться, можно и из дома не выходить, вспоминая, опять же, сколько людей гибнет под колесами автомобилей.
Всегда в мире что-то происходит. Есть события, которые действительно могут всколыхнуть и взволновать всю нацию, например, террористический акт.
Хотя мы знаем, что в эпоху средств массовой информации влияние через СМИ на чувства населения, как правило, используется для манипуляции сознанием населения, для отвлечения внимания от других важных событий или, наоборот, – для создания соответствующего настроения. Сейчас, например, спокойно можно снять главу соответствующего района, который не уследил за маньяком, вовремя не поймал его.
Откуда берется зло
С христианской точки зрения как такового абстрактного зла не существует. Есть носители зла, злые. Во-первых, это дьявол и, во-вторых, к сожалению, фактически каждый из нас, уклоняющихся от пути Господня, от соблюдения заповедей Божиих, от веры в Господа. Мы попускаем самим себе склоняться ко злу и увеличиваем общее количество зла в мире.
Я сто раз нарушал правила дорожного движения или выезжал на неисправной машине из дома. А потом – начинаю обвинять пилота, который вылетел на неисправном самолете и в результате – погибли люди.
Когда человек совершает грех, плохой поступок, в большинстве случаев этот грех не оборачивается чем-то глобально плохим. Но иногда из-за подобного же греха может возникнуть мировая война и погибнуть миллионы.
Мы не можем проследить всю цепочку причинно-следственной связи, которая возникает после совершения нами греха. Что-то, совершенное нами двадцать лет назад, даже в детстве, когда мы обидели какого-нибудь мальчика из соседнего двора, не помогли какой-нибудь девочке или старушке, а она после этого выпорола дома внука – может аукнуться с удесятеренной силой нам или другим людям. Мы всего это не видим и будем говорить: какие же люди – негодяи, не подозревая, что в случившемся есть и наша вина.
Откуда возник этот маньяк? Может быть, кто-то когда-то где-то кому-то сказал злое слово, где-то не помог, и в результате ребенок получил моральную травму и вырос – таким. Такие люди, такие события не возникают на пустом месте.
Уклоняясь от добра, мы совершаем зло. Иногда оно аккумулируется и усиливается в каких-то конкретных проявлениях. Грех не остается без последствий, масштаб которых может быть разным.
Например, помолился я плохо с утра и не нашел нужных и точных слов для данного комментария. В результате какие-то люди не прочитают в нем того, что они могли бы прочитать…
Так что, вспоминая Достоевского, скажу — все мы за все виноваты. Не нужно думать, что к свершившемуся злу мы не имеем никакого отношения. Только это ни в коем случае не по повод мучиться комплексом вины.. Это повод – уменьшить свою вину. Понятно, что радикально изменить ситуацию в мире не в наших силах. Но все-таки, чтобы зла в мире было меньше, нужно начинать с себя, как ни банально это звучит. Нужно, чтобы зла было меньше в нас самих, тогда его будет меньше вокруг нас.
Читайте также: