Алдан – окруженный тайгой город золотодобытчиков, и благочинного зовут – иеромонах Макарий (Золотавин). Когда архиерея спросили, по какому принципу он назначает священников, он засмеялся:
— По фамилии.
Отец Макарий сияет позолоченной же шевелюрой, улыбается широко и приветливо – гости приехали. Уставшие от дороги, но отдохнувшие в пути – двенадцать часов по новенькой железной дороге из Якутска, можно отлично выспаться. Мы вот выспались.
Ребята из соседнего купе прилетели в Якутск из Жиганска – этот такой город в двадцати километрах от Северного полярного круга. Отец Макарий иногда ездит туда служить, потому что постоянного священника там, как и почти везде «на северах», нет. Алдан – это Южная Якутия. Километров девятьсот с гаком.
Ребята – ученики жиганской школы, восьмой-девятый класс. Один мальчик сообщает, что хочет быть актером. Девочка – что планирует работать маркетологом. В Алдан они едут на епархиальный медиафорум.
Молодежный медиафорум Якутская епархия проводит в четвертый раз, и идея эта принадлежит как раз отцу Макарию. Каждую осень он собирает толпу молодежи, приглашает гостей из самых разных концов России. Главное, чтобы имели дело со СМИ и вообще медиа. Ребят учат писать новости, фактчекингу, работе в социальных сетях, основам фотографии и видеосъемки. В этом году внезапно – еще и киносъемке, актерскому мастерству, созданию мультфильмов и даже продюсированию.
А вообще мастер-классы и семинары, открытие и закрытие форума проводили студенты Московского государственного института культуры и Арктического государственного института культуры и искусства – крупного творческого вуза в Якутске. Безо всякого контроля со стороны духовенства. Поэтому, например, на открытии форума отплясывали под песенку “I’m Not Your Toy! You Stupid Boy!”.
Участники – в основном старшеклассники, есть студенты – совершенно обычные юноши и девушки. Свободно мыслящие, размышляющие на серьезные темы, талантливые. В первый же день они были разделены на семь групп, каждая к закрытию должна была подготовить короткометражный (минут на пять) фильм.
Получилось здорово: разброс от пародии на фильмы ужасов до социальной рекламы против семейного насилия. Администрация города и отец Макарий так вдохновились, что авторам лучшего ролика вручили премию, возможно, победители передадут деньги на благотворительность.
Живем все вместе на лыжной базе, тут тренируются российская, корейская и китайская команды по биатлону. Вокруг – яркий осенний лес с белками и бурундуками, извилистые дорожки. Для большинства ребят этот четырехдневный выезд – повод пообщаться и отдохнуть. А заодно и с Церковью познакомиться изнутри. Никто никого к духовной жизни не принуждает – нет общих молитв, в столовой «Отче наш» читают по желанию, на праздничную Литургию в день Рождества Богородицы многие пришли поддержать товарища. Выпускника семинарии Юру архиепископ Роман рукополагал во диакона.
На форум попали не только те, кто искренне рвались. Некоторые школы получили письма-приглашения, отобрали ребят и отправили на «мероприятие». Впрочем, эти участники тоже остались довольны.
Самое главное на таких форумах происходит не на мероприятиях, а вечерами. В последний вечер, поднимаясь в свой номер, мы натолкнулись на компанию с гитарой. На гитаре играл семинарист Корней – каких-то неизвестных мне бардов и Цоя. Компания радовалась. Потом гитарист заявил:
— А мы вас, матушка, раскрыли. Вы тоже на гитаре играете, — и передал инструмент мне.
Чем очень обрадовал окружающих.
Спели других бардов, «Аквариум», кто-то хитро спросил:
— А «Гражданскую оборону» можете?
— Только Янку Дягилеву (кто не знает – это «женская ипостась» группы «Гражданская оборона», правда, независимая; молодая, но очень талантливая исполнительница погибла при непонятных обстоятельствах – то ли убили, то ли покончила с собой – в 1991 году в Новосибирске), — отвечаю я и затягиваю заунывный сибирский рок.
Завязывается диалог о богоискательстве в русском роке. В разговоре участвуют и церковные ребята, и «новенькие». Расходиться не хочется. Конфликта поколений больше не существует – они мне годятся в дочки и сыновья, но мы друг друга понимаем идеально. При том, что музыка ближе моим родителям.
На следующий день встречаемся в зале ДК. Все ужасно эмоциональные, некоторые приветствуют криком:
— Челлендж «обнимашки»! – и бегут обниматься. Со мной, со студентами из Москвы и Якутска, друг со другом.
Видим нескольких рыдающих девочек.
— Вы чего плачете?
— Расставаться не хотим!
Можно понять. От более южного города, Нерюнгри, до Якутска – 660 километров. Шансы случайно пересечься невелики. Да и сдружились уже. Впрочем, все уже задружились и в соцсетях. И тут еще владыка со сцены, немного стесняясь, предлагает:
— И подписывайтесь на мой инстаграм. Я вообще человек открытый.
Чем срывает шквал аплодисментов. А с соседних рядов слышу:
— А он ничего, нормальный.
Говорят, рейтинг у Церкви падает, репутация страдает, молодые люди от нее отворачиваются. А оказывается, если с молодыми людьми просто общаться, живо, свободно, то мы для них будем как минимум нормальными. Если в Церкви – норма, значит, и репутация у нее будет в норме.
Текст: Монахиня Елизавета (Сеньчукова)
Верстка, подбор иллюстраций: Артем Левченко