Чем отличаются деревенские дети от городских
На днях я провела в школе первый урок финансовой грамотности. Это вроде еженедельного факультатива, который я задумала для 5–7-го классов. И нам выдали разнарядку сверху, что финграм — это основа основ нынешнего образования и надо внедрять. И я искала материалы учителям обществознания, математики, литературы и наткнулась на бесплатный (!) официально утвержденный (!!) современный (!!!) курс «Личные финансы» (на сайте Росучебника).
Надо сказать, что один из параметров, отличающих деревенских подростков от городских — неумение обращаться с деньгами. Не для всех и не всегда, конечно, но в массе — они не понимают, что это. Во-первых, в деревнях почти не осталось магазинов. Наше сельпо, которое рядом со школой, для них почти всегда недоступно, потому что автобус уезжает сразу после уроков и очень редко когда кому разрешают забежать туда за хлебом.
Во-вторых, когда родители, например, едут в город, они чаще всего оставляют детей дома, а если и берут, то те просто сидят в машине или таскаются за родителями по их делам. От себя их не отпускают ни на шаг, и ни о каких личных покупках там и речи не идет.
В-третьих, в деревнях вообще не принято давать карманные деньги на еженедельной основе. Дарят на праздники и довольно существенные по деревенским меркам суммы — тысяч пять, например. И чаще всего дети покупают сразу на эти деньги что-нибудь такое же по цене — одежду, обувь или телефон (если добавят денег сверху).
Поэтому когда они уезжают учиться в техникум, совершенно не умеют обращаться с деньгами именно на постоянной основе — чтобы хватило до начала следующего периода.
«В интернете скачаем!»
Вообще, этот курс начинается с 3-го класса, но я это занятие провела у средних школьников и поняла, что поступила правильно.
Итак, есть шесть категорий трат, они, правда, тоже довольно спорные для деревенских, но мы условились, что это прямо игра-игра. Категории: еда в школе, одежда, компьютерные игры, кино, спортинвентарь и благотворительность. И на каждую такую категорию есть три-четыре варианта расходования денег, от самого дешевого — одной пуговицы, до самого дорого — четыре пуговицы. Надо, чтобы все категории были закрыты и все пуговицы потрачены. Пуговиц 15 штук каждому.
У меня не было пуговиц, горошин или чего-нибудь такого же нейтрального, но были монетки в банке. Разные — от копейки до 10 рублей, всего рублей, может быть, на 100–200. Главное — их много. И вот они эти монетки себе нагребли и раскладывают.
«А все равно — рубль брать или десять рублей? А если разные брать? А если мне не хватит? А если я их себе оставлю?»
Один мальчик три раза пересчитывал — оказывается, он себе не 15, а 16 монеток набрал. Вернул. Пересчитал — оказалось, теперь 13. При этом он закрыл все категории, как ему нравилось, и у него еще осталось три монетки! Я говорю: «Условия такие, что надо все потратить». Он: «Да не хочу я больше!» В общем, отложили в сторону.
Обсудили, у кого на что траты пошли. Выяснили, что правильного ответа быть не может. Увидела я, что на благотворительность все отдали по максимуму — 10%. Порадовало. А потом, по условию игры, надо было убрать четыре монетки — наступил кризис, «но вы держитесь».
О, что тут началось! «Как же мне без тренажеров? Неужели придется от них отказаться?», «А мне? Мне теперь в школьной столовой, что ли, питаться, а не в кафе ходить?» Ну и так далее. Понятно, что мальчик с тремя лишними монетами сидел и посмеивался, ему-то почти ничего менять не пришлось.
Я говорю: «В плохие времена понятно к кому в гости на обед идти надо?» Все: «Да!»
Порадовало, что на благотворительность все так и оставили 10%, за исключением одного мальчика, который сделал меньше 5%.
Потом я им читала «Неразменный рубль» Лескова, слушали с интересом. Да и я, признаться, раньше не читала этого рассказа, а ведь Лесков как фантастически красиво пишет!
А на дом было задание: неделю записывать свои расходы. Которых у них не бывает, ага. Условились, что каждому дают «как будка» по 1 000 рублей в неделю на карман и они идут такие: «О, хочу сосисок!» — и записали в расход.
Они спрашивают: «А сколько сосиски стоят?» Я говорю: «А вот и узнаете».
Выяснили, что было бы круто покупать самим канцтовары, мелочевку всякую типа наклеек, носки-перчатки тоже. Ну, и я про книги намекнула. Не, говорят, мы в библиотеке возьмем. Я говорю: «А ее платной сделали, по абонементу». Они: «Тогда в интернете скачаем!» Не убедила я их про книги, в общем.
Сдача в магазине
Мне этот курс было интересно внедрить, потому что я помню, во-первых, свое детство, когда мне вручали рубль и говорили купить хлеб, кефир и что-нибудь еще, и в этом «что-нибудь еще» таились неведомые тайны и богатства. Пока я шла до магазина, а он находился в конце пятиподъездного дома, я высчитывала цену необходимых покупок и примерялась, на что мне хватит сдачи.
Потом, когда я стала постарше, мама показывала мне, как заполнять квитанции на свет. Мы вместе ходили в коридор к счетчику, я вставала на табуретку, высчитывала цифры, аккуратно (высунув язык) записывала их на листочек. Потом мы с ней вычитали в столбик и умножали на рубли и копейки за киловатт. Это для меня было приобщением к такой загадочной и манящей взрослой жизни.
Когда моему старшему сыну было четыре года, я, будучи в магазине, дала ему денег и велела купить мороженого, какого сам захочет. Его не было видно из-за прилавка, и сердобольные женщины, стоявшие за ним в очереди, были готовы приподнять его повыше, но не менее сердобольная продавщица перегнулась, чтобы услышать, как он едва слышно шепчет: «Мороженое!» И когда ему дали не только мороженого, но и сдачи, радости его не было конца. И потом я так же, как когда-то меня моя мама, учила его заполнять квитанции на свет.
Конечно, сейчас жизнь изменилась. За половину вещей мы можем расплатиться не выходя из дома через приложения в телефоне.
Совершенно не обязательно подсчитывать монетки в ладошке. Но умение распределять финансы на определенный промежуток времени сегодня как раз более актуально, ведь искусов стало гораздо больше. Одни быстрые кредиты, в которых сейчас погрязла чуть не половина страны, чего стоят.
Как высчитывать процент по кредиту. Что такое кредитные карты. Как реклама влияет на наш выбор. По каким категориям распределяется ежемесячный доход. Как написать резюме; как найти работу; как найти работу, где платят больше; как сделать так, чтобы не работать, а получать деньги. Вот какие вопросы я бы прорабатывала с детьми. В этом курсе они есть, мне он тем и нравится, что нацелен именно на решение очень бытовых, максимально приближенных к жизни вопросов.
Теоретизировать можно будет потом, когда дети определятся со своим будущим. А сейчас нужно бы дать им такие вот практические знания. Если еще и готовить научатся, не зависая в соцсетях (читай — не сжигая одну сковородку за другой), то вообще можно надеяться, что к самостоятельной жизни детки готовы.