Образование — это контракт?
В профессиональном сообществе рекрутеров не все восприняли идею распределения после вузов негативно. То, как выпускники ищут работу сейчас, тоже вызывает вопросы. Многим компаниям нужны сотрудники с опытом, а где вчерашним студентам его взять?
— Наши выпускники, молодые люди без опыта, не очень хорошо умеют себе искать работу. Почему бы не помочь? — считает Антон Стороженко, управляющий партнер консультационной группы КФР. — Суть распределения — трудоустройство выпускника по выбранной специальности.
Бесплатного образования не существует. За него платит либо сам студент (или его родители), либо банк, который выдает образовательный кредит под определенные проценты, либо госбюджет. Идея, что в последних двух случаях выпускник может быть что-то должен по окончании вуза, не представляется столь уж бессмысленной.
— Единственное, что когда-то было плохого в этой практике, — это обязаловка, или прикрепление, — продолжает Стороженко. — Находилась тысяча и одна возможность соскочить с этой барщины и не ехать туда, куда тебя отправляют. В идеале государство должно сказать: «Дорогой выпускник, давай в дополнение к твоим вариантам я дам тебе еще несколько».
Образование — это контракт, который человек заключает либо с родителями, либо с государством, считает Алексей Захаров, президент компании Superjob.ru.
— Папа с мамой вкладываются в образование ребенка, отправляют его в лучший вуз, где он будет пахать, чтобы потом устроиться на высокооплачиваемую работу и тоже пахать, в итоге обеспечивая родителям пенсию. А если нет, то иди в «Макдональдс» работать. Те деньги, которые я сейчас вкладываю в твое образование, я мог бы положить на депозит, — объясняет Захаров.
Примерно в такой же роли оказывается и государство: оно тоже могло бы положить деньги на условную «сберкнижку», только образование гораздо выгоднее:
— Государство вкладывается и рассчитывает, что выпускник выйдет на рынок труда, будет получать высокую зарплату, платить налоги, — продолжает Захаров. — Допустим, есть суперкачественное образование, куда стремятся лучшие выпускники лучших школ, но стоит это очень дорого, нужны мощные компьютеры, лабораторное оборудование. По окончании условного Физтеха государство говорит выпускнику: «Ты учился бесплатно, но потом мы тебя отправим на интересные проекты в аэрокосмическую отрасль». Чем плохо? А вот если он не хочет работать по специальности, то пусть выплачивает долг за учебу. То есть государство как заказчик образования имеет право потребовать, чтобы этот выпускник отработал там, где государству нужно.
Главное условие такой отработки — чтобы человек был заинтересован.
— Он должен знать, что будет работать на переднем крае технологий, а не в медвежьем углу, куда отсылают двоечников в наказание. Это должны быть лучшие для лучших организаций. И компании могут спонсировать это обучение, — говорит Захаров.
Профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, завлабораторией социологии образования и науки Даниил Александров категорически против распределения:
— Возврат долга за обучение — возможная схема. Только это не означает, что человек отучился, например, в педвузе, с хорошими оценками, а потом ему говорят: «А теперь поедешь в Сибирь преподавать». Допустим, он взял у государства учебный кредит — тогда он может поехать отработать сколько-то времени на Крайнем Севере, и ему этот долг зачтут. Но если выпускника, например, педвуза просто зашлют куда-то по разнарядке, то он найдет способ быстро поссориться с директором школы — и тот его выставит. Да, бесплатного обучения нет. Да, платит государство. Но оно устанет кувыркаться и распределять людей насильно, — заключает он.
Сначала стажировка, а потом и работа
Даниил Александров вспоминает, как в самом начале 2000-х присутствовал на совещании в Ленинградском электротехническом институте (ЛЭТИ). Проректор рассказывал, что у них есть деньги новых компаний, которые возникли на обломках старого советского ВПК и научились конвертировать технологии. Им нужны были инженеры, и они готовы были профинансировать в ЛЭТИ соответствующую учебную программу.
— «То есть, — уточнили участники совещания, — компания хочет, чтобы студентов распределили потом к ним на работу?» — вспоминает Даниил Александров. — «Ничего подобного, — сказал проректор, — компания хочет, чтобы мы отправляли лучших студентов к ним на практику. Если они друг другу понравятся, студентам предложат работу. Насильно мил не будешь, лучше по любви».
Примерно так это устроено и сегодня. Многие студенты начинают работать уже в вузе. Они приходят в компанию на учебную стажировку, потом остаются там на половину или четверть ставки, совмещая работу с учебой, и со временем доходят до высоких должностей.
— Где-то 95% людей в компаниях, которые доросли до топовой позиции, начинали в ней, придя впервые на 2–3-м курсе вуза, — говорит Алексей Захаров. — Такие люди устраиваются в том числе и через Superjob.ru. А остальные 5% приходят с рынка, через 20–30 лет после окончания института.
— Для студента все начинается еще в момент обучения, он должен использовать любую активность — например, в рамках фестивальных или профсоюзных движений, — говорит Язиля Насибуллина, основатель Академии ИТ-рекрутинга и кадрового агентства Tech-recruiter. — Иначе как понять, что тебе интересно, что ты умеешь и какие софт-скилы нужно наработать? Если во время студенчества человек ничего не делал, кроме учебы, ему будет трудно проходить интервью с будущим работодателем. Например, вопрос «сколько вы хотели бы получать», который иногда задают на собеседовании, просто поставит его в тупик.
Крупные компании набирают людей без опыта
Никакой вуз не выучит человека так, чтобы он приходил на работу как состоявшийся профессионал, считает профессор Высшей школы экономики в Петербурге Даниил Александров. Задача вуза сегодня — дать широкий спектр компетенций и навыков, чтобы человек мог их «донастроить» под определенную работу.
— У меня недавно был разговор со студентами. Спрашиваю: «Как выбрать место для стажировки?» — «Посмотреть, где больше платят». — «Неправильно». — «А как надо?» — «Надо искать место, где вас будут учить и помогать расти», — заключает Даниил Александров.
Это, как выясняется, не так уж трудно. Количество запросов компаний на молодых специалистов на Headhunter.ru с каждым годом растет:
— Несколько лет назад в среднем доля таких вакансий была порядка 10%, а по итогам прошлого года — 17%, — говорит Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления Headhunter.ru. Она связывает этот кадровый голод с демографической ямой. — Молодые специалисты находятся в выигрышной ситуации. Поколение, которое искало работу 15–20 лет назад, сталкивалось с куда более высоким уровнем конкуренции.
Многие компании — и российские, и международные — активно нанимают людей без опыта.
— Существуют стажерские и лидерские программы, когда компания инвестирует в то, чтобы сделать из вчерашних выпускников полноценных менеджеров. Выпускники, которые на протяжении учебы интересовались, как устроена бизнес-среда, никаких проблем с трудоустройством обычно не испытывают, — говорит Валерия Аристова, старший HR BP в Danone, карьерный консультант. — Более того, эта работа даже может быть не вполне по специальности, и работодателя это не смутит. Его может смутить какая-то резкая смена карьерного трека, когда человек резко переходит в сферу, никак не связанную с предыдущей деятельностью. Тут нужны объяснения. Например, человек отучился в меде, окончил ординатуру, поработал — и вдруг хочет полностью сменить род деятельности. Это странно, потому что в медицинскую профессию люди идут осознанно. А вот учился на архитектора, а пошел менеджером по продажам — это вполне рядовая история.
По ее наблюдениям, у рынка сегодня нет отчетливого запроса на определенные профессии, и даже потребность в IT-специалистах не настолько яркая, как несколько лет назад.
— Сейчас все довольно ровно. Есть, конечно, какие-то хайповые индустрии — например, индустрия искусственного интеллекта, куда все время требуются специалисты в области machine learning. Всплески спроса сменяют друг друга и не становятся долговременным трендом.
Главные ошибки молодых специалистов
— Мы делали различные опросы, которые показали: чем самостоятельнее человек принимал решение, тем чаще он остается в профессии, — говорит Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления Headhunter.ru. — Если родители требовали от ребенка выбрать определенную профессию, то, скорее всего, при трудоустройстве он будет искать что-то другое.
По словам Святицкой, исследования рынка труда показывают, что человек сменяет по 6–7 профессий за жизнь.
— Что касается зарплат, мы регулярно публикуем обзоры рынка труда, чтобы сориентировать молодого специалиста, — продолжает Святицкая. — Конечно, все зависит от занятости и региона, но по итогам 2022 года средняя зарплата молодого специалиста на старте карьеры составляла 44 тысячи рублей. У опытных специалистов средняя зарплата по стране — 53 тысячи.
Самая главная ошибка, которую может сделать молодой соискатель — недостаточно подготовиться к работе в компании, не разобраться, чем она занимается, и, выйдя на работу, понять, что его от всего здесь тошнит.
— Принцип «на авось» может сработать, но как исключение, а не как правило. Бывает, что человек устроился, но это оказалось совсем не то, чего он ожидал. Не нравится корпоративная культура, не нравится направление деятельности. Все это нужно по возможности изучить заранее. Но прежде всего надо изучить себя. Понять, что имеет смысл пробовать, а что ты никогда не будешь делать.
Есть три вещи, которые сразу должны насторожить, перечисляет Язиля Насибуллина, основатель Академии ИТ-рекрутинга:
— Во-первых, подозрительно, если тебе говорят: «Мне все равно, какой у тебя опыт, можешь начинать хоть завтра». Это, скорее всего, означает: тебя используют как рабочую силу, и в этом месте нет никакой возможности роста. Второе: если тебе внятно не формулируют условия и не подписывают контракт. Третий красный флажок — если с тебя требуют денег. Например, говорят, что на рабочем месте потребуется форма и ее нужно купить за свой счет.
Не нужно бояться задавать вопросы потенциальному работодателю. Это покажет интерес и серьезное отношение, а главное, очертит сферу ответственности соискателя.
— Надо выяснить, с кем ты будешь работать, кто твой начальник, а кто коллега. Есть ли кто-то, кто сможет курировать твою работу и тебя ей обучать? Если такого человека нет, то надо четко понимать, что, скорее всего, тебе придется все постигать самостоятельно, например, оставаясь после работы. Это неплохо, просто нужно на берегу понять, на что соглашаешься, — продолжает Язиля Насибуллина. — Важно изучить договор: когда аванс, зарплата, из чего она состоит. Часто стажеров нанимают на минимальную зарплату, плюс бонусы или премии. Надо не стесняться и спросить, насколько реалистично достижение результата, гарантирующего премию.
— Мой главный совет — идти за своим интересом и не бояться пробовать новое, — говорит Валерия Аристова. — Регулярно менять работу — это нормально. На начальном этапе карьеры важно расширять свой кругозор и профессиональную насмотренность. Начальный этап карьеры — лучший момент для проб и ошибок.