Так начинается новое время
И важно, что и в том и в этом событии главной и самой необходимой вестью для нас является надежда. Чаяние грядущего воскресения из мертвых через Успение и сбывающееся ожидание многих и многих поколений людей, живших и ожидавших прихода Избавителя через Рождение у обычных земных людей совсем необыкновенной Девочки.
В книге Бытия есть удивительные и таинственные слова, которые Господь обращает к врагу человеческому – дьяволу: «вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ея: оно будетъ поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. III, 15). Эти слова можно понимать как пророчество о Той, кто произойдет от падших Адама и Евы, Той, от Кого произойдет Освобождающий первых людей от смерти и преступления. Словно бы предрекая дьяволу поражение за искушение и введение во грех людей, Господь здесь же дает и надежду той, кто первой ступила на путь преступления и греха. Надежду, которая обязательно исполнится, которая не будет посрамлена.
Святой Иоанн Дамаскин обьясняет это так: «Ева сделалась первою преступницею, и чрез нее, послужившую орудием падения прародителя, смерть вошла в мир, но Мария, покорная воле Божией, ввела в мир безсмертие». И в этих Божьих словах к змею говорится, конечно же, не о Еве, не о ее прямом и скором потомстве, но о Той Жене, Чей Сын великой смертью Своей упразднит смерть Адама. Не случайно же, что Крест Христов – как Орудие победы над смертью изображается в месте, где по Преданию могли быть останки первого человека, где был погребен и сошел во тьму смерти Адам.
Какая удивительная символика: Распятый Господь поражает в голову смерть, которой от дьявола была поражен Адам. И там, где Он явлен уязвленный и убитый на Кресте, там же Он в величии Своей Божественной Славы берет за руки тех, кто когда-то ушел из света и любви в путь скорбей, страданий и боли.
Святое Евангелие не сообщает нам ничего о Рождестве Пречистой Девы. События рождения Матери Божьей описывается в так называемом Протоевангелии Иакова, где мы узнаем, что Дева Мария рождена от благочестивых и добрых людей Иоакима и Анны. Он был по происхождению из царского рода, она – дочерью первосвященника. До самых преклонных лет Иоаким и Анна не имели детей, отчего безмерно скорбели сами, а кроме того, были не принимаемы и людьми, среди которых считалось, что бездетность подобна проклятию.
— Не достоин ты принести жертву Богу, ибо не создал потомства Израилю – сказано было безутешному Иоакиму первосвященником. С болью и скорбью удалился он в пустыню. Удалился для молитвы. Нет, не впал в отчаяние, хотя казалось бы, вот она — бездна – не допущен даже для поклонения Богу. Но с молитвой осталась одна дома и Анна. И было сказано им обоим, что будет у них Дочь, Потомство Которой будет явлено всему миру.
Утешенные вестником Божьим встретились они у Золотых ворот Иерусалима. А в положенный срок Анна родила Девочку. Так начинается новое время, так начинается путь Адама и Евы в утраченный ими прекрасный и светлый Сад.
Я помню и слезы матери, и тяжелое молчание отца
А что же наша жизнь? Как часто мы размышляем и думаем о надежде? Много ли ее в нашей жизни или мало? Казалось бы, как далеки во времени от нас все эти события, да и что в них особенного, сколько людей живут без детей, возможно, что живут иногда намеренно и осознанно.
Время, деньги, негде жить, зачем плодить нищету, мы еще не обустроились, мне еще сделать то, это, а вот надо защитить кандидатскую, надо построить карьеру, надо иметь надежное будущее… Это только малая часть из того, что бродит в наших умах в качестве отговорок. И я не осуждаю думающих подобным образом людей.
Жизнь на самом деле непредсказуема в своих крутых поворотах. В моем детстве и юношестве в конце 80-х начале 90-х родители очень часто по много месяцев сидели без зарплаты и вопрос, что мы будем есть утром, очень нередко вставал ребром — я помню и слезы матери, и молчание, тяжелое молчание отца. Голода, к счастью, не было, а вот боль от того, что кормить детей нечем и что сделать ничего нельзя, что необходимо выживать и ужиматься – это было.
И создавая семью, и сейчас уже воспитывая детей, я тоже, кстати, опасаюсь, что однажды может так случиться и мне нечего будет ответить на вопрошающие взгляды моих детей. Хотя живем мы достаточно скромно, пусть и намного лучше, чем я сам когда-то, но никогда не было так, чтобы на наступающую тьму сомнений и тревоги хотя бы раз не пролился светом простой и спокойный ответ: не бойся.
А возможно и так, и я видел это сам: когда люди, создавшие все условия, построившие дома, карьеры, обеспечившие себя, имеющие возможность, хотели бы, но, увы, их попытки родить долгие годы оставались безуспешными. И не возращаемся ли мы тогда к тем самым безутешным Иоакиму и Анне, не те ли же слезы растерянности и непонимания, что когда-то блестели в глазах пожилой женщины, я вижу в глазах многих молодых и полных сил людей? А ведь казалось, что самое сложное и важное, то, что необходимо сегодня – это создать условия, сделать невозможное, успеть, добежать, получить, приобрести. Но невозможным оказалось не это.
Сложно и горько. И в этой же самой ситуации, говоря о жизни, пытаясь найти ответы в разговоре с людьми, я останавливаюсь на надежде. Да, я знаю, что есть очень серьезные обстоятельства, есть здоровье, есть очень многое вопреки… И все же… Надежда – это то, что нельзя оставить даже ложась вечером спать. Какие гарантии, что в этом же прекрасном и хорошем состоянии я проснусь новым утром. И проснусь ли…
И тогда возвратилась надежда
Да, понятно, что в мире, где все удобно и технически возможно почти все, в этом мире легко привыкнуть к мысли, что все произойдет само собой. А надежда – это у того, кто в пустыне за очередным барханом хотел бы обрести оазис. И важно, что сколько бы этих барханов не было, но сердце не остыло бы в поиске и жажде. Не в той физической жажде, а в той, которая обретает ответ и получает искомое.
Мир похож на пустыню — при всем своем удобстве. И мы в нем путники. Но один человек, отвергнутый другими, получил в этой пустыне ответ, не отчаялся и поднял глаза к Небу и был услышан. Так через годы уничижения, боли и вопросов тому, кто надеялся, пришла великая весть. Весть о том, что в этих скитаниях, в этом одиночестве и оставленности всеми, он не был оставлен Им.
О чем этот праздник?
О надежде. Малой и великой. Малой — родительской, ибо утешены скорби двоих неотчаявшихся, мужа и жены, отвергнутых, странных, ведь как их ещё принять, нет детей, значит что-то не то, значит наказаны, значит прокляты…
Но им уготовано стать родителями, но этой Девочке поклонятся лики небесные, Ею озарится мгла и новый рассвет даст иной Путь, которым пойдут усыновлённые и удочерённые Ей дети человеческие, Ее сердце пройдёт оружие, Ей уготовано то, что возможно не сможет перенести ни одна из матерей, но сердце Ее не только вместит это, но и сокроет в своей тишине многие и страшные раны и скорби нас.
Малое в великом и Великое в малом.
Молитва отца и матери была услышана, а ответ был дан нам всем.
У хорошего и доброго человека 9 лет назад в канун Праздника умер трехлетний сын. А потом он ему приснился и сказал, что он с Мамой. Хотя его земные мама и папа здесь, на этой земле.
И в том доме было много цветов.
И тогда возвратилась надежда.