«Я не смогу дать это образование всем троим детям»
– Родители заметили, что у их ребенка склонность к рисованию, что им делать, где его учить?
– Если повезет, и в обычной общеобразовательной школе может встретиться очень хороший учитель рисования, я знаком с такими педагогами, которые могут и научить ребенка, и направить его, подсказать, как развиваться дальше. Но не в каждой школе есть такой учитель.
Кроме того, существуют Дома творчества, где преподают изобразительное искусство, но, опять же, там тоже как повезет – можно встретить грамотного педагога, а можно – унылую тетеньку, завернутую в красивую шаль, которая сидит себе и спокойно реализует какие-то свои задачи и нет ей дела до детей. Так что родителям нужно смотреть, может ли ребенок повторить то, что рисовали на занятиях, сам, дома, без учителя.
В Москве вообще все просто. Если повезло, нашли хорошего учителя в Доме творчества, можно пойти учиться дальше – существуют вечерние художественные школы, и они теперь бесплатные.
Если ребенок хочет продолжать учиться дальше в художественном вузе, то после вечерней художественной школы поступить туда маловероятно – нужно еще училище. Например, Московское академическое художественное училище, Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В. М. Васнецова, колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им С.Г. Строганова. Во все эти учебные заведения большой конкурс.
После одиннадцатого класса можно поступить в художественный вуз, если общая школа была специализированной. Первое место здесь занимает Московский академический художественный лицей при Российской академии художеств (МАХЛ РАХ). Там строгая система обучения высокого уровня. Чтобы учиться там, нужно пройти конкурсный отбор, талантливым иногородним детям предоставляется общежитие.
– Если у ребенка талант к рисованию, это же не значит, что он обязательно станет художником и захочет учиться дальше?
– Естественно. Готовиться к этой специальности надо издалека, а определяется человек лет в пятнадцать, понимая, нравится ему это или нет, хочет ли он видеть это своей специальностью в жизни.
Рискну сказать, что та система, которая сложилась у нас в школе, очень гуманна к ребенку: кроме художественного, он получает абсолютно не усеченное качественное образование, которое может использовать для того, чтобы поступить в другие вузы.
У нас каждый год из выпускников кто-то поступает в МГУ, кто-то – в Высшую школу экономики – и именно на экономические специальности, кто-то поступает в расположенный неподалеку Областной университет.
Кроме нашей, есть 548-я школа в Царицыно – тоже общеобразовательная с художественным уклоном.
Если же человек хочет все-таки стать художником, то высшее художественное образование – ступенька, трамплин, без которого не стать настоящим профессионалом. Если уж ты выбрал это, то двигайся вперед.
– Даже если ребенок идет в бесплатную студию или в художественную школу, занятия рисованием требуют от семьи каких-то денежных трат?
– Расходные материалы здесь есть, ничего с этим не сделаешь. Даже если что-то заложено в бюджет на материалы, этого не хватит. Материалы для живописи, для графических работ, бумага, в старших классах холст – все стоит недешево. Надо быть готовым к этому. У меня был случай, когда в нашу школу поступили тройняшки, все трое – очень способные. Но папа посчитал и сказал: «Я не смогу это образование дать всем троим».
Вот тебе яблочко, твердым карандашом нарисуй
– Сегодня появляются новые, в том числе частные художественные школы, вузы с пафосными названиями. Как разобраться, где могут чему-то научить, а где нет?
– Смотреть на работы преподавателей, выпускников, учащихся, читать отзывы. Еще, скажем, школа «имени меня, гениального ее создателя» вызвала бы большое сомнение.
При этом есть частные студии, годами работающие, с прекрасным результатом.
Еще можно задать вопрос, а что будут выпускники делать после частного вуза, хотя бы предположительно. Этот вопрос я задал знакомому, открывшему такой вуз и предложившему принимать туда наших выпускников. «А что они делают после Суриковского?» – спросил он меня. Я объяснил, что после Суриковского они приобретают, в зависимости от выбранного направления, умения в станковой живописи, в скульптуре, в монументальном искусстве, в графике, в архитектуре, как художник театра; после Строгановки – в различных направлениях дизайна – от промышленного до дизайна помещений, в реставрации, в монументальном искусстве – и это важно.
Хотя настает время, когда правильно оформленное портфолио имеет значение больше, чем что-либо. Я смотрю на биографии некоторых наших выпускников, и они благополучно выезжают на том, чему обучились в школе. Я за них очень рад, но все-таки считаю, что высшее образование в нашем деле необходимо. Хотя можно Строгановку окончить и пойти вести кружок в ближайшей библиотеке, потому что не удалось найти себе никакого применения, можно после архитектурного слоняться без работы. Человек должен любить это дело очень сильно, и тогда он видит цель и идет к ней, и всегда найдет возможность реализовать полученное.
– Как нужно учить ребенка рисовать?
– Я категорически не согласен с устаревшим подходом к изобразительному искусству как таковому: когда только учат набору механических навыков – вот тебе яблочко, твердым карандашом нарисуй; вот тебе карандашик помягче и теперь ты нарисуй яблочко на кружевной салфеточке.
Самый мощный ресурс изобразительного искусства – творчество. Оно начинается с двух компонентов – способности наблюдать и способности придумывать новое. И этому тоже нужно учить.
Интересно, что положительные отзывы мы часто слышим и от выпускников, которые не стали профессиональными художниками, а сейчас работают сотрудниками МЧС, экономистами и так далее. Они говорят, что умеют видеть мир по-другому, чем те, у кого в детстве не было такого опыта.
У нас училась девочка, которая потом перешла в школу актерского мастерства. Она говорит: «Это два разных мира. В художественной школе в основном учатся интроверты, люди, погруженные в себя, и в школе – тихо. Когда учишься, не замечаешь этого. Я это увидела, когда перешла в новую, где все кричат, каждый пытается на себя обратить внимание».
Структура художественного образования должна быть направлена на развитие творческого мышления, без которого в современном мире очень трудно найти себе применение.
– Но все-таки все основы академического образования в вашей школе даются на серьезном уровне – и яблоки, и крынки, а позднее гипсовые головы дети рисуют в достаточном количестве.
– Мы не убрали вообще ничего из академической программы. Без этих основ никакого развития просто не будет, но они не мешают, а, наоборот, при правильных установках помогают развиваться творчеству.
У нас же разные преподаватели преподают для детей разных возрастов. В старшей школе у нас есть предметы «творческое мышление», «художник и мировоззрение», есть спецкурс «философия художественного творчества». Дети могут их выбрать как предмет свободного выбора и изучать.
Для ребят средней школы есть курс «книжная графика», после которого они защищают свой проект.
Если вы не освоили язык до конца, вам трудно на нем выразить мысли. Но если ребенок не понимает, что выражать, зачем, то ему и непонятно, для чего терпеть эти надоевшие яблочки и гипсовые головы. Задача педагогов – им это объяснять.
Зачем вам эта дурацкая профессия
– Если ребенка отдали на музыку, рисование, в спорт – это общее развитие или может выйти что-то серьезное?
– Может. У нас в старших классах учится девочка, родители которой думали, что у нас – просто хорошая среда для того, чтобы их дочка, занимающаяся спортом, хорошо развивалась. Но у спортивных детей есть такая особенность – они умеют поставить себе цель и знают, как ее реализовать. Спорт в этом отношении имеет сходство с искусством. Эта девочка потом сказала: «Все, мне не интересны ваша экономика и математика. Я знаю, чего хочу, и это у меня получается».
На самом деле общее развитие – это тоже неплохо, в том числе и общеобразовательные предметы. Я сам окончил школу с углубленным изучением математики. Моя педагог по математике Елизавета Николаевна вызывала родителей и говорила: «Зачем вы отправляете его в эту дурацкую профессию. У мальчика хорошая голова, пускай он поступает в Бауманский, как все сильные выпускники нашей школы».
Мое глубокое убеждение, что нужно развивать голову. Разными способами, и математика творчеству совсем не помеха. Конечно, развивает и академическая школа рисования.
К чему привел интернет и соцсети: человек может считать – я выдавил из себя что-то, размазал это что-то по листу и все, я уже творец, вы меня должны поддержать, а если меня кто-то критикует, то он вообще сволочь и борется с моей личностью. Это разлагает творчество гораздо больше, чем все остальное.
Если мы посмотрим на всю историю искусства, подобного никогда не было, всегда ценился уровень, мастерство, которое невозможно получить без академической школы.
Академическая школа обеспечивает развитие головы, через упражнения, через преодоления трудностей. Некоторые ученики, с СДВГ или другими схожими проблемами, которые в других местах получили бы клеймо, у нас развиваются, потому что систематично, спокойно работают.
В любом случае я бы советовал, чем бы ни интересовался ребенок, сохранять в какой-то степени занятия спортом или физкультурой – ушу, плавание или что-то еще. У нас в стране принято относиться плохо к своему телу, но чем раньше мы научимся с ним жить в мире, дружбе и любви, тем будет лучше.
– А если ребенок говорит, что ему надоело и он хочет бросить – как понять, что он просто устал или что это действительно не его?
– В этом случае хорошо опираться на мнение педагога, и если вы грамотно подобрали учителя, то вы получите верный ответ. Собственно, видеть перспективу и чувствовать настрой ребенка – чуть ли не самая главная функция педагога.
Ну и конечно, родителям важно взаимодействовать с ребенком, чтобы увидеть – усталость ли это или совсем не его дело – то, чем он сейчас занимается, обсуждать с ним. Когда мне исполнялось 14 лет, родители задали вопрос, что я хочу получить в подарок на день рождения. «Перестать заниматься в музыкальной школе», – ответил я. «Чем же ты хочешь заниматься, на что заменить?» – спросили они. Я подумал два дня и сообщил, что хочу идти в художественную школу, тем более раньше я уже занимался в кружке в Доме пионеров.
Родители согласились, но предложили оставить музыкальную школу только после благополучной сдачи экзаменов в «художку». Я поступил.
Вообще осознанность выбора накладывает свою ответственность на человека, он более серьезно начинает относиться к выбранному делу. Когда у меня бывали минуты недовольства, усталости, я помнил о том, что сам выбрал это.
– Для чего вообще растить художников? Как они могут найти себя в жизни?
– Не могу сказать, что изобразительное искусство в нынешнем мире тотально необходимо в прикладном, бытовом смысле. Но человечество нуждается не только в прикладных, но и в более глубоких смыслах, а изобразительное искусство помогает людям конкретной эпохи глубже понять себя, это резерв саморазвития человека. Изобразительное искусство глубоко архаично, человек еще толком не говорил, еще не писал, но уже рисовал на стене…
Так что оно необходимо, в частности, и для русской культуры, и ему стоит служить. Другое дело, подвигать ребенка к миссии – это уже серьезная ответственность, которую родителям важно с ним обсуждать.
Кроме того, есть много профессий, смежных по отношению к чистому творчеству, но они тоже творческие, сложные и интересные: дизайнер (а это широкое понятие, куда входит и дизайн квартир, одежды, промышленный дизайн и так далее), архитектор, человек может реализовать себя как иллюстратор, педагог, создавать анимационные фильмы, рисовать компьютерные игры, делать мозаику и многое другое.
Если ребенок талантлив, ему интересно изобразительное искусство, задача родителей – направить его, а затем он сам найдет нишу, в которой сможет и реализоваться, и как-то заработать себе на жизнь.