Справка: Бочавер Константин Алексеевич
Кандидат психологических наук, заведующий лабораторией «Психология спорта» Московского института психоанализа, психолог cборной России по скалолазанию и Академии киберспорта М19. Куратор российского сектора Европейского союза спортивных психологов ENYSSP.
Спортсмен должен стать машиной для забивания мячей
— Вы психолог сборной России по скалолазанию, работали и с другими сборными. Для чего профессиональным спортивным командам психолог?
— В спорте есть масса вопросов, которые определяются только и исключительно психологической подготовкой. Если речь о спорте высших достижений, то стандарты физической подготовки, тренировочных программ, экипировки и инвентаря за счет конкуренции и глобализации уже давно вышли на такой уровень, что везде по большей части одинаковы.
Результативность спортсмена различается именно в момент истины, когда он выступает и ему ничто и никто не может помочь: ни тренер, ни команда, ни родители, ни любимый человек. Зато ему необходима полная концентрация и спокойное, уверенное состояние души, тела, разума и эмоций. Такая регуляция возможна за счет систематической работы со специалистом по спортивной психологии.
— Давно ли существуют у команд свои психологи?
— Как только психология оформилась в самостоятельную науку, а это случилось в конце XIX века, уже через несколько лет начали организовываться первые конгрессы по психологии спорта. По сути, как только появилась психология, а спорт стал профессиональной деятельностью, определились отношения этих областей.
Спортивные психологи работают больше века. И это отдельная удивительная область, которая не похожа ни на медицину, ни на педагогическую или социальную психологию, потому что она совмещает достижения различных наук и реализует их в подготовке действующих спортсменов. Фактически у всех национальных команд в большинстве стран мира есть свои коучи и психологи, отвечающие за психическое здоровье и подготовку к соревнованиям. Это касается клубов, команд, индивидуальных спортсменов.
Если болельщик живет эмоциями, то действующему спортсмену не до эмоций. Он должен отключить в себе переживания и стать машиной для забивания мячей, отбивания ударов и результативных пасов.
Перед игрой и после, в раздевалке — можно отдаться эмоциям. А во время игры эмоции — прерогатива исключительно болельщиков. Спортсмен обязан свести свои действия к контролю над разумом и телом.
Если ребенок высокий — разве не надо его отдать на волейбол
— На волне интереса к спорту, особенно когда в нашей стране проходит крупнейшее футбольное событие года, многие родители задумываются, а не отдать ли ребенка в футбол? Когда стоит отдавать в спорт? Спорт вообще для всех?
— Профессиональный и массовый спорт — совершенно разные вещи. Массовый спорт в советские годы назывался физической культурой, сейчас именуется физической активностью. Это то, что полезно каждому, независимо от телосложения, состояния здоровья и возраста. Сюда наравне с классическими видами относятся йога, прыжки на скейте, ровным счетом все, что делает нас сильнее, выносливее, координированнее и здоровее. Одним нравятся танцы, другие предпочитают в одиночку бежать, плыть, подниматься в горы, кому-то подходят единоборства или командные виды, где успех возможен при активном взаимодействии с другими людьми.
Профессиональный спорт — принципиально иное явление. В масштабах одного человека это профессиональная стезя, путь, который позволяет жить спортом, заниматься и зарабатывать только им, не имея другого занятия и приоритетов. Спорт — это карьера «от и до», которая не позволяет размениваться на что-то еще.
В государственных масштабах профессиональный спорт, который в начале XX века стал самостоятельным явлением (спасибо барону де Кубертену и другим власть имущим энтузиастам), оказался альтернативой войнам: государства и идеологии могут отстаивать первенство в спорте, не теряя дееспособных граждан, это война без жертв. Спорт — высококонкурентная среда и специфическая деятельность. Поэтому спорт не для всех, не всем всегда нужен — это главное: он принципиально отличается от физической активности.
При выборе физической активности для ребенка на помощь приходит психология, потому что ни родители, ни тренеры, ни врачи не в силах заглянуть за пубертат и представить, каким именно организмом, телом будет обладать ребенок через пять-десять лет. Первые увлечения физической активностью должны основываться на том, что нравится самому ребенку.
— Какую роль психология играет в этом вопросе?
— Занятия спортом оказывают благодатное воздействие на ребенка, но при одном условии — если родители в это включены. В последнее время многие родители чаще заняты работой, не находят даже минуты для контакта с ребенком, для эмоциональной поддержки, воспитания.
Если мы находим время, если регулярно отводим ребенка на занятия спортом, обсуждаем удачи и поражения, то это формирует надежную привязанность между детьми и родителями, благотворно влияет на отношения в семье, способствуют тому, что у родителей и детей появляется общий повод радоваться и переживать.
Стратегия выбора вида спорта часто идет по пути наименьшего сопротивления. «Активному» ребенку, считает большинство, подходят «активные» виды спорта: баскетбол, футбол. Если ребенок высокий, то отдавать его надо в волейбол и фехтование. Но этот путь хорош для настоящей спортивной карьеры, где врожденные свойства позволят быстрее одерживать верх над соперниками.
Если мы не хотим растить чемпиона, но мечтаем о гармоничном развитии и воспитании для своего ребенка, то можно идти по пути наибольшего сопротивления.
Активного, общительного, беспокойного ребенка можно заинтересовать одиночным видом спорта, который потребует от него умений саморегуляции. Например, легкая атлетика, стрелковые виды или сложно-координационные виды, как спортивная гимнастика, где надо «собраться» и в одиночку показать результат.
Робкого, застенчивого и необщительного ребенка можно заинтересовать хоккеем, футболом. Через занятия в клубе такой ребенок сумеет раскрыть таланты и научится общаться, если раньше не умел.
Так что стратегия выбора вида спорта зависит от того, какое будущее для ребенка мы хотим.
— Но многими видами спорта может быть уже поздно заниматься.
— Если речь о профессиональной карьере, то да. У каждого вида спорта есть свой стартовый возраст. Гимнастика или фигурное катание требуют раннего включения в спортивные занятия, с 4-5 лет. А виды, которые требуют колоссальной выносливости, например, бег на длинные дистанции или велоспорт, нет. Пик развития этих качеств приходится на возраст после двадцати лет. То есть ребенок может успеть поменять много видов спорта и прийти туда, куда интересно, значительно позже, а не в четыре года.
Но если речь все-таки о физической активности и гармоничном развитии личности, тела, души, то начинать в любом возрасте хорошо. Ограничения, конечно, бывают.
Например, детям, на мой взгляд, не стоит заниматься боксом, потому что так накапливаются сотрясения мозга и очевидно, что это не полезно. Но любая физическая активность будет развивать и пластичность нервной системы, и телесную гибкость, и обучаемость новому, будет вырабатывать мотивацию и станет исключительно полезна в школе и других видах деятельности.
Спорт не даст пойти по кривой дорожке
— Может ли спорт решить какие-то подростковые проблемы или усугубить их?
— Нужно смотреть на ситуацию, в которой живет ребенок и его семья. Говоря про благотворное влияние спорта, мы не можем не сказать, что профессиональный спорт для многих детей становится социальным лифтом.
Ребенок из региона переезжает в большой город, где есть спортивная база, путешествует по Европе и миру, где результативно выступает и зарабатывает, делает карьеру. Это может быть рывком вверх для ребенка из не очень благополучной среды, если сам он успешен и мотивирован, здоров и физически крепок.
Для всех детей (особенно это критично для подросткового возраста) спорт является способом не пойти по кривой дорожке. Все вредные и рискованные виды поведения, характерные для школьной поры: низкая физическая активность, ожирение, вредные привычки (алкоголизм, наркомания), деструктивное и саморазрушительное поведение, травля и любые виды немотивированной агрессии — все эти риски несовместимы со спортивной карьерой.
Если подросток серьезно посвящает себя спорту, то с высокой степенью вероятности это гарантирует, что он не окажется в неблагополучных ситуациях. Спортивная карьера — серьезная поддержка и помощь в этом вопросе.
Если речь о подростке, то спорт не только укрепляет связи ребенка и родителей, но и связь со сверстниками, потому что учит доверию, работе в команде, повышает стрессоустойчивость. Любой спорт дает массу поводов справляться со стрессом, переживать неудачи, поэтому те, кто занимается спортом, более стрессоустойчивы по сравнению с теми, кто не занимается спортом вообще.
Если речь о рисках, о том, что спорт может усугубить или повредить, то ничего с ходу в голову мне не приходит. Нет закономерности, что спорт — нечто опасное, вредное и рискованное. Есть риски профессионального травматизма, но, как показывает медицинская практика, бытовой травматизм более распространен и более опасен. Это не повод не заниматься спортом.
— Какие психологические проблемы может решить спорт?
— Во-первых, любой вид спорта или активности учит простой вещи, независимо от того, чем занимаешься: чтобы получить хороший результат, мы должны делать что-то скучное и монотонное. Исполнению партии в балете предшествуют сотни и тысячи часов болезненной растяжки и скучной отработки у станка. Тот, кто систематически занимается спортом, вырабатывает в себе способность к мотивации и постановке цели. Те, кто не очень трудолюбив, не очень хорошо учится, просто не удержатся в занятиях спортом. Спортсмены все разные, но не бывает ленивых! Серьезные занятия точно помогают любому стать дисциплинированным и трудолюбивым.
Во-вторых, физическая активность повышает до определенной меры уверенность в себе. Причем адекватную. Уже после первых проигранных соревнований мы понимаем, что есть объективные причины нашего поражения. Спортсмену проще мириться с собой, принимать себя, работать над собой. Для формирования адекватной и здоровой самооценки спорт — наилучшее средство.
Третий момент — коммуникация и умение людей (особенно это полезно эгоистам) играть по правилам, которые придумал не ты, а кто-то другой. В случае неспортивного поведения ты не выступаешь. Чтобы быть результативным, а все хотят результата, придется быть честным, принять те правила, которые существуют. И это все важные качества для взрослой жизни.
Четвертое, на что стоит обратить внимание. И для застенчивых, и для неуверенных в себе людей спорт является колоссальным ресурсом поддержки и дружбы. Занимаясь среди сверстников, видя чужие недостатки и достоинства, демонстрируя свои, мы привязываемся друг к другу. Многие из нас именно спорту обязаны своими друзьями и близкими людьми.
— Различные виды спорта наверняка развивают разные качества, но какие?
— В зависимости от вида спорта, специфика разная. Может показаться, что единоборствами занимаются очень агрессивные люди. Но, как показывает наука и практика, именно у этих спортсменов не самый высокий уровень агрессии, а основной их навык — предельная саморегуляция. Когда им больно, они должны не поддаться эмоциям, их задача перехитрить противника, победить, а это возможно, если сохранять тактическое и стратегическое мышление, не отдаваться инстинктам, но трезво размышлять и планировать.
Для хоккея и футбола, например, важны не только коммуникация и понимание намерений противника и партнера по команде, но в первую очередь управление своим вниманием. Спортсмен не может сужать внимание до мяча, клюшки или шайбы. Он должен видеть всю площадку целиком. Понимать не только свою траекторию движения, но и траекторию противника. Замечать, оценивать, реагировать — это требует колоссальных затрат умственной энергии.
Если речь об одиночных видах спорта: фигурном катании, гимнастике, стрельбе из лука, скалолазании, то самое важное здесь уметь отключать внутреннюю критику и четко воспроизводить то, чему научен. То есть справляться и управлять своим стрессом, параллельно показывая великолепную координацию движений. Это только кажется простым. Это невероятно сложно, и человеку, который отдался во власть паники, тело отказывает, он становится неловким, скованным.
Психику тренер не сломает, но может стать родным человеком
— Спортсмены взаимодействуют с тренером. И способы этого взаимодействия бывают разные. Часто тренеры не стесняются в выражениях, обесценивают, чрезмерно строги, чтобы привести спортсмена к результату. Это же касается и тренеров в спортивных секциях. Может ли характер тренера и его поведение по отношению к ребенку травмировать, особенно в подростковом возрасте? Или спорт так закаляет, что уже не замечаешь жестокости по отношению к себе?
— Тренер — одна из наиболее авторитетных персон в жизни спортивного подростка. Здесь уместно провести параллель между педагогами и тренерами, большая часть которых любит детей и свою работу.
Но, как и со школьными учителями, жестокость и цинизм настолько яркие вещи, что к ним часто приковывается всеобщее внимание, и в основном вина за негативные стереотипы лежит на СМИ. На тысячу дружелюбных и доброжелательных тренеров найдется один, который поражает агрессией и жестокостью. Но это не правило, а исключение, и часто оно связано с высокой степенью ответственности и профессиональным выгоранием, а не с тем, что человек плохой и безнравственный.
Если тренер некорректен, если родители видят, что общение с ним приносит опасности или риски, то стоит прервать это взаимодействие. Впрочем, это касается любого другого специалиста, от которого ребенок в той или иной мере зависит. Если общение вас не устраивает, вы можете поменять педагога, врача, репетитора. Если все складывается хорошо, то тренер становится почти родственной фигурой для ребенка. Человеком, которому он доверяет, и это доверие полностью оправдано.
— Унижать и обесценивать все-таки довольно частый тренерский прием, с аргументацией «иначе не получится». Не ломает ли это психику ребенка? Не делает ли его самого жестоким по отношению к другим?
— Расхожее выражение «сломать психику» излишне часто используется, это крайне редкое явление. Психика может ломаться в условиях боевых действий, тогда мы говорим о посттравматическом стрессовом расстройстве. Агрессивное или невежливое общение неприятно, может унизить, обидеть, но оно не ломает психику. К этому надо относиться трезво.
Самое худшее, что связано с таким общением, — это снижение у ребенка мотивации. Спорт может стать ему противен. Это нехорошо. У физически активных родителей рождаются здоровые дети, и воспитание их в спортивном духе циклично, передается от поколения к поколению. Поэтому надо стараться, даже если ребенок не будет чемпионом, чтобы он сохранил любовь и привязанность к физической активности. И здесь поможет вовлеченность родителей, которые смогут обеспечить правильное отношение к поведению тренера. Они могут и забрать ребенка из большого спорта с этой же целью. И даже не став чемпионом мира, такой ребенок в будущем точно сможет уже со своими детьми бегать в парке, кататься на коньках, играть на даче в футбол.
Задача родителей не столько воспитать чемпионов, сколько привить любовь к физической активности. Именно поэтому мы должны быть в синергии с тренером. Если он прививает любовь к спорту, это хорошо. Если он результативен, но жёсток, стоит его поменять.
В центре внимания родителей всегда должны находиться здоровье и благополучие ребенка, на втором месте результативность тренировочного процесса, и лишь на последнем собственные амбиции.
— Часто родители отдают заниматься детей за компанию или потому что открылась секция рядом с домом, не всегда учитывая мнение ребенка. Насколько приемлемо это и чем чревато?
— Если воля ребенка не учитывается, если родители пытаются реализовать свои амбиции (мама мечтала стать балериной, а папа ватерполистом), то ребенок может просто не оправдать родительских надежд.
Если ребенок оказывается в ситуации династии, когда хочешь не хочешь, а продолжать дело предков придется, то у него может получаться лучше, чем у других, раз его родители занимались, но и провал не исключен.
Если мы говорим ребенку, что надо хоть чем-то заниматься, а чем именно, зависит от того, какая секция есть рядом с домом, то это нормальная стратегия. Она удобна для родителей и зачастую приносит хороший результат. Многие чемпионы мира, с которыми я общался, вспоминая начало своей карьеры, рассказывали о секциях, детских спортшколах, которые находились неподалеку от дома и куда они ходили после школьных занятий. В этом случае мы рискуем лишь тем, что ребенку может стать скучно, если вид спорта окажется не его призванием.
Главное, чтобы физическая активность была не только полезна, но и нравилась ребенку. Например, ваш сын смотрит матчи Тайсона и мечтает стать боксером или видит Емельяненко и хочет заниматься самбо, дочь восторженно смотрит матчи Шараповой или выступления Хоркиной… Мотивация — это половина дела. А дальше все зависит от способностей. Или ребенок становится профессиональным спортсменом, или просто занимается физкультурой и растет здоровым и счастливым.