Со времени Горбачева и Ельцина много воды утекло, выросли люди, для которых то время — далекая история. Но, что интересно, как тогда, так и сейчас жива традиция русских праздников, к которым просто необходимо что-нибудь приурочить. Живем от праздника до праздника, резко увеличиваем активность в преддверии очередного. Правда, мы изменили список памятных дат, включили в них церковные, и даже попытались понять, что и к чему. Однако все по той же традиции нам требуются ежегодные пояснения про праздник.
То ли за год все забывается, то ли с утренним похмельем выходит постигнутое накануне, то ли за год население обновляется, появляются новые читатели, но из года в год повторяются заказы на статьи к Празднику. И, естественно, статьи пишутся, а через год пишутся заново, и в этом даже проглядывает некое движение… круговое? А что? Вполне даже хорошо, ведь богослужебная жизнь Церкви совершается по суточному, недельному и годовому кругам. И жизнь общества захватывается этим движением, правда пока не очень глубоко, только наиболее крупные выступы колеса — праздники, способны всколыхнуть окружение.
А смысл какой в этом ежегодном описании праздников? Есть информационный повод, для профессионального журналиста грех его не использовать. И вот уже новое интервью или статья кочует с монитора на бумагу, с бумаги в умы читателей. Надолго ли задержится там?
Это уже не проблема журналиста, это проблема миссионера. Праздник — хорошая форма миссионерской работы? Разумеется! И главная задача — втянуть человека в происходящее, дать ему поучаствовать лично, занять его делом, будь то хоть подготовка храма, хоть крестный ход или организация праздничного концерта. Насколько ежегодный круговорот статей способствует миссии? Если статья появилась вовремя, то она может способствовать появлению в храме новых захожан, успеем воспользоваться? Скорее всего нет… И колесо пойдет на следующий круг.
А прихожане? На каком обороте колеса для человека не остается новизны в таких статьях и проповедях? Когда колесо превратиться в рутину? И почему жизнь превращается в беличье колесо? Где поступательное движение? Куда и как двигаться? В чем вообще смысл жизни христианина?..
Что вообще способно заинтересовать православную блогосферу? «Попы на мерседесах», «платочки-юбочки», «топлесс на фоне хоругви», перемещения архиереев? Это все видится внешней мишурой, попытками развлечь себя в условиях отсутствия внутренней жизни. Что угодно, только не подлинная жизнь, не поиск Царства Божьего внутри себя.
Два вида, всего два вида прелести способны из неофита сделать религиозного инвалида: чувственность и мнение – таковы их названия.
Чувственность — ошибка начинающих, принятие неких внешних раздражителей своих органов чувств за духовные и благодатные действия. Тепло-холодно, приятный запах или улыбающиеся иконы способны настолько уверить человека в правильности его действий, в его собственной святости, что помочь ему бывает очень сложно.
Человек превращается в «собачку Павлова», он вновь и вновь ищет некоей «сладости», которая подтверждает его «святость», и он никак не замечает развивающейся раздражительности, нетерпимости к ближним, самомнения. Развивается «мнение«. Если с чувственностью может помочь справиться опытный человек, которому прельщенный доверяет, то «мнение» непобедимо своими силами. Тут только особый промысел Божий может помочь.
Нет человека, свободного от мнения о собственной важности и значимости. Все им заражены, даже святые. Только святые, с помощью Божьей, благодаря многолетнему навыку, были способны увидеть в себе ростки этой прелести и вовремя вернуться в нормальное состояние, а люди неопытные нередко купаются во мнении о своих заслугах и собственной значимости. Именно из необходимости противостоять своему «мнению» появляется учение о смирении.
Не из мнения ли появляется чиновничья сухость у духовенства по отношению к прихожанам? Не из нее ли большинство конфликтов на тему «не оценили», «да как она посмела», «кто вы такой вообще»?
Замечаем ли мы в круговерти праздников собственное безразличие к своему духовному состоянию? Чем грядущий праздник отличается от предыдущего? Насколько Царство Божье раскрылось? Или уже все праздники пролетают, не задевая глубин?
Думаю это самый главный вопрос любого праздника — Адам, где ты? (Быт. 3:9)