ХХ век стал временем серьезных испытаний для всей, единственной в мире, монашеской республики. Не только небольшие скиты и каливы, но и крупные прославленные монастыри пережили запустение и разрушение.
Сегодня процесс реставрации монастырей и возрождения монашеской жизни ведется здесь очень активно. Афон открыт и для паломников, год от года увеличивается их число. Трудно представить себе, что еще совсем недавно, немногим больше двух десятилетий назад, паломнику из России посетить Афон было практически невозможно.
И хотя внутренняя жизнь Святой Горы была и остается сокровенной, желание христиан хоть отчасти прикоснуться к ней является понятным и вполне оправданным, ведь монашество в своем идеале является исполнением заповедей Христовых и добрым примером для мирян.
Молитвами монахов стоит мир
Как сегодня живут и молятся русские святогорцы? На вопросы журнала «Православие и современность» отвечает насельник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Кирион (Ольховик), представитель монастыря в Священном Киноте, член Священной Эпистасии [1] Афона.
— Отец Кирион, когда и как Вы прибыли на Афон? Какой опыт монашества имели к тому времени (когда приняли постриг, в каком монастыре начинали свою монашескую жизнь)? Бывали ли на Афоне до того, как стать насельником монастыря святого Пантелеимона?
— Наша группа из семи человек прибыла на Афон в 1987 году. Постриг и рукоположение во иеродиакона принял в Троице-Сергиевой Лавре. В то время Афон был закрыт для паломников из Советского Союза.
— Как встретил Афон, каким было состояние Пантелеимонова монастыря? Бывали случаи, когда монахи, направленные на Афон, возвращались в Россию, потому что оказались не подготовленными к суровым условиям Святой Горы. Что было самым трудным?
— Афон нас ожидал, хотя была очень сложная процедура оформления документов для пополнения нашей обители.
Состояние нашего монастыря, и внешнее и внутреннее, желало лучшего, но мы были молоды, и энтузиазм закрывал нам глаза на это. Потом дали знать о себе трудности и тяжелый афонский устав. Некоторые не выдержали и оставили монастырь.
Брань помыслов на Афоне очень сильна, и если не открывать их духовнику, то не устоять.
— На Святой Горе живая духовная традиция передается из поколения в поколение — от старцев к их ученикам. Не нарушилась ли эта связь, преемственность в русском монастыре из-за запустения обители в ХХ веке?
— В ХХ веке нашу обитель здорово потрепали разные испытания — пожары, землетрясения, наводнения, оскудение в братии, оскудение в вещественном, прерывание связи с Отечеством и многое другое. Бедствия на Родине — тоже тяжелый груз. При всем том преемственность сохранилась.
— Наверное, прежде всего благодаря игумену монастыря — схиархимандриту Иеремии (Алехину). Он готовится отметить свое столетие. Пожалуйста, несколько слов о нем.
— Отцу Игумену в этом году 99 лет. Прожил он трудную жизнь с юности. Если коротко — коллективизация, выселение на Север, смерть родителей, побег, немецкая оккупация… Пленение и работа в Германии, возвращение на Родину, поступление в Одесскую семинарию и монастырь, где он был под руководством у преподобного Кукши Одесского, который в свое время был насельником нашей обители. Отец Кукша и предсказал ему жительство на Афоне. После смерти старца он в одной из первых групп, как только разрешили в середине 1970‑х, приехал на Афон.
По афонской традиции старцем для братии является сам игумен обители. Для нас большое благословение Божие, что отец Игумен такое длительное время бессменно у руля. Например, в Филофее после отъезда Ефремастаршего [2] в Америку поменялось несколько игуменов за короткий период, и это было ощутимо для молодой братии.
Наш отец Игумен не любитель ездить по конференциям и давать интервью по разным вопросам. В свое время, когда силы позволяли, он выполнял всякую нужную работу по обители: пилил дрова, ремонтировал крыши, ездил за покупками, убирал снег, зажигал лампадки, читал и пел на клиросе. Всегда с братией и в церкви, и на трапезе в таком почтенном возрасте. Личный пример — лучше всякого богословского поучения. Конечно, Собор старцев монастыря помогает ему в управлении.
Принял отец Игумен под свое руководство обитель в трудное время, с большими проблемами во внутренней и внешней жизни (об этом подробно говорится в «Переписке с Афоном» архиепископа Василия (Кривошеина) [3]). И теперь — разительные перемены, которые отметил и сам Святейший Патриарх при своем последнем посещении нашего монастыря.
— Насельником русского монастыря был преподобный Силуан Афонский, и говорят, что еще совсем недавно можно было встретить монахов, которые лично были с ним знакомы. Чувствуется ли его предстательство за русский монастырь на Афоне?
— Преподобный Силуан — наш покровитель, память о нем свято чтится на Афоне и во всем мире. Под влиянием книги о нем многие пришли на Афон и из русских, и греков и др. К примеру, старец Иосиф Исихаст в молодости приходил к нему для откровения.
— Появились сообщения, что несколько афонских старцев, среди которых Паисий Святогорец, Ефрем Катунакский, Иосиф Исихаст, вскоре будут прославлены в лике святых. Сегодня они очень известны в России благодаря книгам. Довелось ли Вам встречаться с кем-то из них лично, какой след оставили эти встречи?
— В мое время жили на Афоне старцы Порфирий, Ефрем Катунакиотис, Паисий и многие другие, мало известные или неизвестные миру, которые оставили след в моем сердце.
Из греческих старцев отец Порфирий в свое время предсказывал изменение к лучшему внутренней и внешней жизни обители и увеличение братии. Отец Паисий с симпатией относился к нашей обители, к молодому пополнению, понимая, как нелегко пустить корни в чужой стране, с другими условиями и обычаями. Старцы Исаак, сириец с Капсалы, и Дионисий, румын с Количу [4], отличавшиеся рассудительностью, духовно поддерживали нас, тогда молодых, и другие. Теперь они уже отошли в лучший мир.
— В любом монастыре не каждый старый человек — старец. Паломников предупреждают, что и на Афоне можно встретить людей разного устроения…
— Действительно, на Афоне можно встретить людей разного духовного устроения — новоначальных, достигших средней меры, стяжавших благодать. Встречаются и духовно поврежденные, как правило, живущие по своей воле, самочинно. Последние, если берутся поучать и руководить других, могут духовно повредить внимающим им.
— Молитва — основное делание афонских иноков, в том числе молитва обо всем мире. Следят ли святогорцы за тем, что происходит за пределами Афона?
— Молитва — главное делание. Молитвами монахов стоит мир, говорил старец Силуан. Отец Паисий разделял молитвенный труд на три части: покаянную молитву о себе, о живущих в мире сем и почивших.
На Афоне молитва совершается преимущественно ночью. Ежедневно 8–10 часов общественной молитвы плюс келейная, а под праздники, когда бдение, время молитвы увеличивается.
Достигшим духовной меры не нужен Интернет и средства печати, душа в молитве извещается о происходящем в мире.
— Сегодня в миру, наверное, самый распространенный внутренний недуг христиан — расслабленность, теплохладность. Как с этим бороться, какой совет Вы могли бы дать?
— Молитвенным трудом, откровением помыслов, чтением Священного Писания и святых отцов. Духовник обязательно нужен. Вредит и многозаботливость, и внимание к СМИ, особенно новоначальным в духовной жизни.
— Как сегодня строятся отношения между монастырями — «субъектами» монашеской республики? Существуют ли между ними разногласия?
— Священный Кинот, который состоит из представителей всех двадцати монастырей Афона, решает текущие вопросы монашеской республики. По-человечески всякое бывает, но стараемся решать в духе мира и братского согласия.
— Не раз приходилось слышать от паломников с опытом, что мир достаточно агрессивным образом проникает в жизнь Святой Горы — проложены автодороги, меняется быт, становится больше не паломников, а туристов, чуждых по духу. Так ли это и что беспокоит лично Вас?
— Да, не раз поднимались вопросы, что мир порой агрессивно вторгается в жизнь Святой Горы и афонцы сами используют в своих послушаниях машины, телефоны, компьютеры. К тому же увеличился приток паломников и туристов.
Это касается внешней стороны, но на внутреннюю жизнь монастырей это не влияет. Афон продолжает жить своей сокровенной жизнью, как и прежде. Конечно, для тех, кто ушел по своей воле в так называемую «шаталову пустынь» или, как говорят на Афоне, «на келлию», есть простор жить по своему разуму: завести Интернет, машину, часто общаться с миром. Но это путь скользкий.
— Решена ли проблема приема новых насельников, пополнения братии Пантелеимонова монастыря? Как испытываются желающие принять монашество на Афоне?
— Проходят они обычный путь — трудничества, послушничества, затем принимают постриг в иночество и монашество. Желающих поступить в братию Пантелеимонова монастыря мы с любовью примем.
* * *
Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь
История
Тысячелетие русского монашества на Афоне — дата достаточно условная: к 1016 году относится первое известное письменное упоминание о «монастыре русских» на Святой Горе. Однако история русского присутствия в «уделе Пресвятой Богородицы» насчитывает более тысячи лет.
По преданию, первый русский монастырь на Афоне был основан попечением святого равноапостольного князя Владимира Киевского (†1015) вскоре после принятия христианства на Руси: русским монахам был предоставлен скит Богородицы Ксилургу. Двумя веками позже, в 1169 году, когда число русских иноков значительно возросло, им был передан заброшенный монастырь Фессалоникийца, посвященный святому великомученику и целителю Пантелеимону. Теперь это место известно как Старый, или Нагорный, Руссик. Здесь братство русского монастыря находилось около 700 лет. К середине XVIII века, когда монастырь испытывал значительные трудности и вновь стал греческим, было решено перенести его ближе к морю — туда, где он располагается и поныне.
Архитектурный ансамбль монастыря сложился в XIX веке. Соборный храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона был построен в 1812–1821 годах и расписан в традициях русской иконописной школы. Всего в обители 25 храмов и параклисов.
В конце XIX столетия начинается период максимального расцвета обители, который связан с деятельностью игумена монастыря — священноархимандрита Макария (Сушкина; 1820–1889; избран игуменом в 1875 г.). К началу ХХ века в Пантелеимоновом монастыре жило более тысячи монахов. В 1903 году русская братия была самой многочисленной на Афоне: из 7432 святогорских монахов (включая скиты и келлии) русских было 3496. Ежегодно Афон посещало более 30 000 паломников из России.
ХХ век
После октябрьского переворота 1917 года все контакты между Святой Горой и Советской Россией были прекращены. В этот период попечение о русских монастырях на Афоне выполняла Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ). Однако войны и военные конфликты ХХ века, неоднократная смена власти в Греции, попытки гражданских властей страны подчинить себе монашескую республику привели к тому, что приток на Афон новых монашествующих не-греков практически прекратился.
К 1959 году в Пантелеимоновом монастыре оставалось 50 человек, большинство из которых пребывали в весьма пожилом возрасте; в дальнейшем число братии уменьшалось катастрофически (в 1976 г. здесь оставалось 13 насельников). Огромный урон обители нанесли опустошительные пожары 1959 и 1968 годов: пострадала уникальная библиотека, выгорела вся восточная часть монастыря с шестью церквами, гостиницами и келлиями.
В 1972 году Святую Гору впервые посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Это было первое посещение Афона Московским Первосвятителем. Оно положило начало долгому и непростому возрождению русского Афона.
В августе 1974 года двум кандидатам из шести предложенных Московской Патриархией было дано разрешение поселиться на Святой Горе, но только один из них — нынешний настоятель Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия — был допущен на Афон. В 1976 и 1978 годах прибыли еще несколько монахов, преимущественно из Псково‑Печерского монастыря. Однако препятствия к пополнению братии монастырей Афона монахами из стран так называемого социалистического лагеря со стороны властей Греции сохранялись, что потребовало чрезвычайного собрания Кинота Святой Горы. 16 апреля 1985 года он принял обращение к МИД Греции с просьбой разрешить въезд на Афон русским, болгарским и румынским монахам, благодаря чему в марте 1987 года в монастырь святого Пантелеимона прибыли семь новых насельников. В их числе были нынешний духовник монастыря иеромонах Макарий и представитель монастыря в Киноте иеромонах Кирион.
В настоящее время в монастыре святого Пантелеимона подвизаются семьдесят монахов из России, Грузии, Белоруссии, Молдавии и с Украины.
В обители ведутся активные восстановительные работы благодаря попечительству Правительства России и созданного им Международного фонда восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Свято-Пантелеимонова монастыря.
Святыни и наследие
Особо почитаемые святыни обители — главы великомученика Пантелеимона и преподобного Силуана Афонского, стопа апостола Андрея Первозванного, части Древа Честного Животворящего Креста, частицы мощей святого пророка и Предтечи Господня Иоанна, апостолов и многих других святых. Почитаются как чудотворные списки с икон Божией Матери Казанской и Иерусалимской.
В богатейшей монастырской библиотеке находится 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 томов печатных книг.
Ведется научное изучение исторического и культурного наследия монастыря. Готовится издание не имеющей аналогов 25‑томной книжной серии «Русский Афон ХIХ–ХХ веков».
* * *
Преподобный Кукша (1875–1964), Одесский чудотворец. В 1896 г. поступил послушником в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. С 1913 г. — насельник Киево‑Печерской Лавры. В дальнейшем, после ареста, лагерного срока и ссылки, нес старческое служение в Почаевской Лавре, Крещатицком ИоанноБогословском монастыре Черновицкой епархии, Свято-Успенском монастыре в Одессе, куда к нему стекались тысячи людей. В 1994 г. был причислен к лику святых Украинской Православной Церковью.
*
Преподобный Силуан Афонский (1866–1938). Родился в Тамбовской губернии в благочестивой крестьянской семье. В 1892 г. был принят послушником в Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне. В 1896 г. пострижен в мантию с именем Силуан, в 1911 г. — в схиму с оставлением прежнего имени. Прожил в обители 46 лет. В своей монашеской жизни явил образ совершенного послушания и непрестанной молитвы. Пережив явление ему Господа Иисуса Христа, преподобный особо молился о мире, не ведающем Бога.
*
Схимонах Иосиф Исихаст (Коттис; 1898–1959), один из самых выдающихся подвижников ХХ века. Пришел на Святую Гору в возрасте 23 лет. Жил со своим братством в пустыне Малого скита Святой Анны, затем, с 1953 г. до кончины, в Новом скиту монастыря Святого Павла. В своей монашеской жизни следовал древним традициям исихазма (умного делания) и крайнего аскетизма. Устав созданного им братства предписывал строгий пост, молчание, ежедневную исповедь помыслов, ночное бодрствование, непрестанную умную молитву. Будучи человеком высокой духовной жизни, старец Иосиф Исихаст имел дар учительства: без преувеличения можно сказать, что его ученики стали у истоков духовного возрождения всего святогорского монашества. На Афоне почитается как святой.
*
Иеросхимонах Ефрем Катунакский (Папаникитас; 1912–1998). 14 сентября 1933 г. был принят послушником в скит святого Ефрема в Катунаках. В 1935 г. был пострижен в великую схиму, в 1936‑м рукоположен во иерея. Исполнял послушание служащего священника в братстве старца Иосифа Исихаста и был одним из его ближайших учеников. В 1975 г. вокруг отца Ефрема стало собираться монашеское братство, которое он возглавлял до конца жизни. В 80‑е гг. старец активно поддерживал молодые братства Афона, возрождавшие общежительный устав святогорских монастырей. Получил широкую известность как подвижник и продолжатель древней аскетической традиции исихастской молитвы.
*
Схимонах Паисий Святогорец (Езнепидис; 1924–1994), широко почитаемый ныне подвижник, один из известнейших духовников Святой Горы. Родился в турецкой Каппадокии. В 1945 г., во время гражданской войны в Греции, был призван в действующую армию, где служил три с половиной года. В 1954 г. принял монашество на Афоне. С мая 1978 г. жил в келлии Панагуда монастыря Кутлумуш, куда к нему приходили тысячи людей за советом и помощью. Скончался и похоронен в Свято-ИоанноБогословском монастыре близ Суроти. Наставления старца Паисия, записанные его духовными чадами, многократно издавались в России.
*
Преподобный Порфирий Кавсокаливит (Байрактарис; 1906–1991). В 12‑летнем возрасте, прочитав житие святого Иоанна Каливита, он тайно от родителей отправился на Афон. В 1924 г. из-за тяжелой болезни, по Промыслу Божию, был вынужден оставить Святую Гору и до глубокой старости служил людям как духовник, облегчая их страдания, разрешая недоумения. С 1940 по 1973 г. был настоятелем и духовником в церкви святого Герасима при Афинской поликлинике. К нему приходило множество людей, которые оставили невероятное количество свидетельств о его прозорливости, чудесах и исцелениях по его молитвам. Отошел ко Господу в скиту Кавсокаливия на Афоне 2 декабря 1991 г. 1 декабря 2013 г. по решению Священного Синода Константинопольского Патриархата прославлен в лике святых.
[1] Священный Кинот, или Протат, — центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон, в который входят представители (антипросопы) 20 монастырей Афона, избирающиеся каждый год своими монастырями. Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия, состав которой меняется каждый год.
[2] Архимандрит Ефрем (Мораитис; род. в 1928 г.). В 19-летнем возрасте прибыл на Афон, где его духовным наставником стал известнейший афонский подвижник старец Иосиф Исихаст. В 1974–1990 гг. игумен святогорской обители Филофей. В 1995 г. переселился в США и основал монастырь преподобного Антония Великого в Аризонской пустыне. В США и Канаде им был основан ряд мужских и женских обителей, число которых к концу 2000‑х гг. достигло 19.
[3] Архиепископ Василий (Кривошеин; 1900–1985), архипастырь, богослов и патролог. Родился в Санкт-Петербурге в семье министра. В годы Гражданской войны воевал в Добровольческой армии и в 1919 г. был эвакуирован во Францию. Осенью 1925 г. прибыл на Афон как паломник и через несколько месяцев вступил в братию Свято-Пантелеимонова монастыря. В сентябре 1947 г. по ложному обвинению был арестован греческими властями и был вынужден покинуть Святую Гору. С 1959 г. — епископ Волоколамский, второй викарий Патриаршего Экзарха в Западной Европе (Московский Патриархат); с 1960 г. — епископ (затем архиепископ) Брюссельский и Бельгийский. Всегда считал себя прежде всего афонским монахом, стремился привлечь внимание к трудному положению афонского монашества, организовать помощь монастырям. Его «Переписка с Афоном» публиковалась неоднократно, в частности: Василий (Кривошеин), архиеп. Письма о горнем и дольнем: Богословские труды, проповеди, воспоминания, письма. СПб., 2010.
[4] Капсала, Количу — местности на Афоне.
Фото из личного архива Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина,
Романа Солодко, Сергея Власова