— В настоящее время в юрисдикции Александрийского Патриархата объединены сотни тысяч верующих. Большее их число — жители Африки, которые не проживают на территории древних епархий. Не могли бы Вы, Ваше Блаженство, в нескольких словах познакомить нас с основами миссионерской деятельности в Африке и с результатами этого направления работы?
— Патриархат Александрии и всей Африки объединяет сегодня приблизительно 2 миллиона верующих. 25 тысяч из них живут в Египте. А греческого происхождения в общей сложности 300 тысяч человек.
Миссионерскую работу мы считаем одной из главных и основных обязанностей нашей Церкви, следуя завету нашего Господа Иисуса Христа: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28:19–20). Чистые души наших африканских братьев и сестер открыты и готовы принять Царство Истины, которое мы должны распространить по всей Африке. Основа нашей миссионерской деятельности — это издание и распространение богословских и литургических книг. Все эти книги печатаются на различных языках: греческом, английском, французском, арабском, а также на местных африканских, в каждой из Митрополий и через организацию Православной Церкви Эллады “Апостольская Диакония”.
Однако благовестие о Царстве Божием нашим африканским братьям и сестрам — не единственная цель нашей миссионерской работы. Одной из наших каждодневных задач является предоставление им всевозможной поддержки и помощи. Мы строим школы, больницы и приюты; мы распределяем продовольствие и питание, мы учим их тому, как развивать животноводство, как лучше обрабатывать почву, чтобы через какое-то время они могли стать финансово независимыми и самостоятельно развиваться.
— Не вызывало ли учреждение новых православных епархий в Африке негативной реакции у существующих там представителей других христианских деноминаций или других религий?
— Нет, никогда. Отношения между Православной Церковью и другими религиями или христианскими деноминациями в Африке всегда строились на основе любви, сотрудничества и взаимного уважения.
— Как Вы, Ваше Блаженство, могли бы охарактеризовать отношения между чернокожими верующими и белым большинством иерархов (ведь из более чем ста священнослужителей африканских епископов только двое)?
— Православные африканцы составляют наибольшую часть нашего клира. Все они — наши дети и чувствуют это. На данный момент в нашем Патриархате более четырехсот священнослужителей-африканцев. Я никогда не колебался и никогда не буду колебаться при рукоположении местного духовенства и не вижу здесь никакой причины для сомнений. Из Евангелия мы с вами все прекрасно знаем, что Апостолы, проповедуя в городе, старались выбирать епископов из местного населения, так как они имели больше влияния на своих соотечественников.
Цвет кожи или происхождение верующих не имеет никакого значения, единственное, что здесь важно — это быть хорошим православным христианином, готовность защищать православную веру.
— Миссионерская работа требует глубокой веры, любви, высочайшего такта, знания и уважения местной культуры, но помимо всего этого она требует и больших материальных затрат. Каковы основные источники материальной поддержки Патриархата?
— Нам помогают Церкви Эллады, Кипра, Финляндии, архиепископии Америки, Австралии, правительства Греции и Кипра и различные благотворители.
Есть много путей для поддержки миссионерской работы нашего Патриархата. У нас есть, например, такие виды помощи, как ежемесячная поддержка ребенка из бедной семьи; каждый может стать крестным отцом или крестной матерью; любой человек может жертвовать на лекарства и т. д. Например, в Европе вакцина против малярии практически ничего не стоит, однако для африканских детей она является единственным средством, которое поможет им просто выжить в Африке.
Мы обращаемся к духовенству, к монашествующим, докторам, медсестрам и ко всем православным верующим, которые чувствуют, что они могут помочь этой миссионерской работе и внести свой вклад в облегчение жизни наших африканских братьев и сестер. Мы просим их прибывать к нам в Патриархат и участвовать в этом прекрасном и сложном деле. Любой, кто в состоянии чувствовать боль своего собрата, может способствовать развитию и укреплению деятельности нашей Миссии. Это место для каждого, и мы всегда молимся за тех, кто помогает нашей миссионерской работе.
Каждый может вносить вклад своим собственным способом — оказывать либо финансовую, либо моральную помощь. Желающие могут проводить свои летние каникулы, работая волонтерами в наших миссиях. В общем, можно сказать так — если ты называешь себя миссионером, то ты должен ехать в Африку.
— До своего избрания на первосвятительский престол Вы были епископом, Патриаршим викарием и Экзархом нескольких африканских епархий. Можете ли Вы вкратце поделиться с нами Вашим богатым опытом миссионерской деятельности? Каковы требования к хорошей миссионерской работе? Каковы характеристики хорошего миссионера? Кто их учит, где и как они готовятся к столь важной деятельности?
— Действительно, этот опыт уникален. Но его в существенной степени невозможно передать словами, нужно почувствовать эту Божественную радость в своем сердце, когда ты помогаешь своим братьям, когда буквально отдаешь свою душу для евангелизации другой души. Церкви Греции и Кипра, Архиепископии Финляндии, Америки и Австралии помогают нам в поиске способных миссионеров. Мы ищем способных людей, горящих миссионерским рвением, светящихся верой в Бога и любовью к служению ближним. Мы видим, что жатва созрела обильная, но работников мало. Однако милостивый Господь наш Иисус Христос поддержит наши усилия и работу Миссии, чтобы имя Всемогущего Бога было прославлено во всех народах.
— Ваше Блаженство, в своей речи после интронизации Вы заявили, что миссионерская деятельность в Африке очень перспективна. Каким Вы видите будущее Православия на территории всего континента?
— Сейчас христианство распространено по всей Африке — от Египта до Южной Африки и от Эфиопии до Западной Африки. Однако несмотря на это, у нас очень сложная работа. Наши африканские братья и сестры очень много страдали на протяжении столетий, однако они не потеряли надежды на будущее. Они не являются пессимистами и никогда ими не станут, и не сдадутся навалившимся на них трудностям. Наши африканские братья и сестры по большому счету не хотят постоянно эксплуатировать наше милосердие; единственное, что им нужно, — это самостоятельная полноценная жизнь на родной земле и возможность развиваться в своей собственной культуре. Нехватка продовольствия, всевозможные болезни, войны не сломили их. Они учатся жить со всеми этими проблемами и находят радость в простых, небольших, каждодневных вещах, которых современный европеец просто не заметит.
Африканцы встречают Православие своими чистыми и нежными сердцами. Они просты, откровенны и обладают богатыми чувствами. Когда они встречаются с православными священнослужителями, то принимают веру без каких бы то ни было обсуждений, они видят в Православии настоящую веру, которая открывает им Истинного Бога. Например, абориген может пройти более двух часов для того, чтобы посетить церковь. Большую часть времени он идет под сильным дождем. До того, как он войдет в церковь, он обязательно подождет, чтобы более-менее высохнуть. Когда же он после такой дороги встретит своего епископа, он предлагает ему все, что имеет — пару яиц и немного фруктов. Хотя все наши братья и сестры испытывают постоянную нехватку продовольствия, они предлагают это своему епископу с любовью и нежностью.
— Александрийский Патриархат имеет очень богатую историю и пытается найти свою модель существования в нелегкой современной ситуации. Как Ваше Блаженство может описать отношения Александрийского Патриархата с большой (несколько миллионов) группой коптских христиан, которые были в прошлом неотъемлемой частью Патриархата?
— На сегодняшний день отношения между Александрийским Патриархатом и Коптской Церковью очень хорошие. Мы две Церкви, близкие друг к другу, у нас много точек соприкосновения и, в конце концов, находимся мы в одном месте. Богословский диалог, который начался несколько лет назад, продолжается, и все мы стремимся через него найти Истину. Наш Патриархат в прошлом неоднократно подвергался преследованиям, но, несмотря на все трудности, он сохранил Православие неизменным. Так и сегодня в диалоге с Коптской Церковью или с другими деноминациями мы никогда не принесем в жертву Истину для того, чтобы заключить ложный союз. Цель диалога состоит в том, чтобы в духе взаимной любви и уважения принести плод принятия Правды и христианского духа.
— Столетиями мусульмане демонстрировали свое терпимое отношение к жителям своих стран, исповедующим христианство. Но сегодня из Египта и Судана мы слышим все больше и больше информации о преследовании коптов, о трудностях, все чаще и чаще возникающих в их деятельности на территории этих стран. Каковы отношения между Александрийским Патриархатом и исламом — религией египетского большинства?
— Наша Церковь мирно сосуществует на арабской исламской земле. В Египте мы чувствуем себя под защитой властей. Наши церкви постоянно открыты, мы спокойно совершаем богослужения, сопровождающиеся колокольным звоном. Наши дети рождаются и растут вместе с детьми мусульман. Они, как братья, всегда уважают религию и веру друг друга.
— Патриархат Александрии всегда славился своим высоким уровнем знаний — это философские и катехизические школы, широко известные богатые библиотеки. Удалось ли сохранить все это? Какова современная ситуация в этой области?
— Наш Патриархат уходит своими корнями к апостольским временам. Он был основан в 40-м году святым апостолом и евангелистом Марком. Из его недр вышли величайшие личности мирового Православия. Именно им мы обязаны современной концепцией христианского мира. На этой земле появились первые монахи-аскеты. Александрийская Церковь вносила вклад в развитие всего Православия, — это великое наследие, и наша обязанность заключается в том, чтобы сохранить эту историческую миссию и это наследие для следующих поколений. В течение последних четырех лет мы сосредоточили свои силы на реконструкции наших церквей, музея, библиотеки и Патриаршего дворца. Помимо этого мы начали программу по сохранению редких рукописей нашей библиотеки. Я надеюсь, что все это окажется полезным Православной Церкви не только в Египте, но и в Африке.
— Какие наиболее ценные экспонаты находятся сейчас в Патриарших музее и библиотеке?
— В библиотеке нашего Патриархата находится более 600 манускриптов (самые ранние из них датируются X веком) и более чем 3500 редких изданий книг. В музее Патриархата и в музее монастыря святого Георгия в Старом Каире находятся старинные иконы, облачения, литургические предметы и другие реликвии, которые представляют ценность благодаря не только своему древнему возрасту, но и своему вкладу в духовный прогресс и развитие Православной Церкви в Африке на протяжении столетий.
— В последние годы мы стали свидетелями внутренних конфликтов в православном мире (Эстония, Украина). Его единство, кажется, под угрозой. Каким путем Поместные Православные Церкви могут разрешить подобные проблемы?
— Каждая Православная Церковь независима и автокефальна. И одна Церковь просто не может вмешиваться во внутренние дела другой Поместной Православной Церкви. Каждый из нас уважает этот принцип; именно по этой причине отношения между Православными Церквами строятся на основе союза любви и сотрудничества. Однако мы иногда оказываемся перед лицом небольших проблем, и все они должны быть решены с помощью диалога, исполненного любви Христовой.
— Как Вы, Ваше Блаженство, являясь одним из лидеров традиционного Православия, определяете свое место в современном мире?
— Я благодарю Господа за то, что Он удостоил меня стать главой исторического Патриархата Александрии и всей Африки. И сейчас я просто не имею права как-то сокращать свою деятельность в области богословия или ограничиваться только им одним; наоборот, мне приходится расширять эту деятельность, обогащая ее социальными проблемами, касающимися жизненных человеческих нужд.
Мое сердце испытывает горе и боль, когда я слышу о войнах, революциях, гражданских конфликтах, политических беспорядках, в результате которых погибают люди. Голос Православной Церкви и голос Патриарха Александрии и всей Африки всегда говорит только одно: Мир и Любовь.
Единство веры, социальных проблем и мира во всем мире зависит от нашего отношения друг к другу, нашего поведения и от того, как мы выполняем заветы Иисуса Христа.
Войны, революции и печаль в мире ни в коей мере не являются ошибкой Господа Иисуса Христа или христианства, как говорят некоторые. Все это происходит из-за того, что некоторые не хотят внести Православие в свою жизнь. В православном мире верующий человек может находить решения всех беспокоящих его социальных проблем. Православие — это не философия, это жизнь.