Неисповедимы пути Господа. Каждый из нас по-разному пришел к вере. Или лучше сказать, каждого Господь вел по определенной тропинке. Наш герой, прежде чем стать православным, стал мастером японского боевого искусства. Погружаясь в буддизм и другие восточные практики, и не найдя в них ответа и утешения, он пришел ко Христу. Сегодня мы беседуем с президентом Ставропольской краевой федерации Айкидо Андреем Ханиным.
— Андрей Борисович, что представляет собой боевое искусство Ай Ки До?
— Я занимаюсь айкидо 13 лет и до сих пор мне очень трудно ответить на этот вопрос. Если же формально подходить к переводу тех иероглифов, из которых состоит это слово, то получится так: Ай – согласие, единство, гармония, любовь; Ки – энергия, жизненная сила, универсальный космический закон; До – путь, но в философском понимании.
Если говорить об айкидо как о боевом искусстве, то это состояние, в котором мастер сохраняет спокойствие даже перед лицом смертельной опасности. То есть путь айкидо – это обучение на тренировках и в повседневной жизни сохранять мир и покой в душе, как бы нас ни раздражали окружающие, как бы нам ни угрожали. Поэтому меня, прежде всего, привлекла эта философская система.
Айкидо – очень миролюбивое искусство, в нём нет никакой агрессии, нет атакующих действий, это исключительно самозащита.
Создал Ай Ки До Морихэй Уэсиба в Японии. Этот термин впервые прозвучал в 1942 году. Это современное искусство, вобравшее в себя лучшее из многовековых боевых практик. Это был протест против войны. Когда Япония вступила во вторую мировую войну, Уэсиба не стал воевать, он удалился в горы, стал заниматься земледелием и практиковать Ай Ки До. Он понял ужас войны и человеческих страданий и в знак протеста создал искусство как самосовершенствование и гармонию своих действий с окружающим миром.
Безусловно, это было революционным, чем-то новым. Многие мастера не поняли его, многие не понимают и сейчас. Потому что те техники, которые приняты в айкидо с виду напоминают танец, возникает ощущение, что люди танцуют. На самом деле, принцип айкидо — это гармония, а не соперничество. Это привлекло меня. Но чем больше я знакомился с айкидо, тем больше я хотел проникнуть в глубины этого искусства. Естественно, я стал читать различную философскую и религиозную литературу.
— Как известно, часто под маской боевых искусств действуют различные секты, распространяющие свои учения. Знаете ли вы об этом?
— Да, конечно. Даже ко мне на тренировку несколько раз приходили представители сект пытались обратить в свою веру. Приходили свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня, которые после беседы со мной предложили мне стать пастором. Это меня очень удивило и немножко позабавило. Все это подталкивало меня более глубоко заниматься духовными вопросами.
— А вера? Как вы пришли к ней?
— Когда я стал углубляться в айкидо, я с удивлением обнаружил, что там есть такие понятия как духовная жизнь, духовная практика, душа, любовь. В свое время я очень интересовался оккультными науками, тогда это было очень модно. Поэтому меня очень заинтересовала эта телесная практика. Но вскоре я понял, что телесная практика переходит в духовную. И теперь, изучив восточные практики, я могу констатировать, что на востоке никогда не было физической культуры. Она всегда являлась проповедью. И когда я понял это, я стал искать ответы в восточных практиках. Но найденные ответы меня не удовлетворяли. Там говорилось о любви, но не говорилось, что такое любовь, говорилось о духовном мире, но не было определений таким понятиям как дух или душа.
Восток Бога не знает. Потому-то и китайцы, и индийцы считают, что мир создан звуком, а в христианстве — мир создан словом. Меня заинтересовал мир, созданный Словом. Тогда я обратил внимание на Библию, и стал читать Евангелие. В течение жизни я несколько раз подбирался к нему, но когда я открывал Евангелие от Матфея, то дальше первой главы, где описывается родословие Христа, я не читал. Затем я как-то набрался смелости и дерзновенно пропустил первую главу, начав читать со второй.
Когда я прочитал четыре Евангелия, я пришел в особое состояние, мне хотелось плакать. Человеку гвозди в руки, а Он просит Отца простить их, «ибо не ведают, что творят». Это – сила. Нас, даже если случайно оскорбят, мы раздражаемся. А тут гвозди в руки, и за что? За то, что исцелял, делал добрые дела. Я нашел здесь определение, что такое душа, любовь. И я думаю, что нашел свой духовный путь.
— Кто посещает Ваши занятия? Какие у Вас требования и всех ли Вы принимаете?
— Безусловно, я принимаю не всех подряд. Существуют несколько этапов отбора.
Первый этап – это собеседование. Я разговариваю с человеком, смотрю ему в глаза, задаю вопросы: «Для чего Вы хотите заниматься айкидо? Смогу ли я вам помочь?»
Если я вижу, что человек из криминальной среды, то его я тренировать не буду. Ко мне как-то обращались представители криминального мира, с предложением тренировать группу их людей из пятнадцати человек, которые прямо сказали, чем они занимаются. Естественно, я отказался.
Второй этап – это тренировки. На этом этапе я смотрю, как ведет себя человек. Мы часто выезжаем командой на семинары в различные города России и СНГ. Зачастую нам приходится проживать в экстремальных условиях, спать на полу, пользоваться холодной водой. Здесь я тоже смотрю на поведение человека, пытается ли найти лучшее место, либо помогает другим. Все эти этапы отбора очень важны, потому что в ходе овладения айкидо тело становится смертельным оружием.
При этом я должен быть уверен в надежности человека. В качестве еще одного этапа можно выделить стиль тренировки: от простого к сложному. Никакой мастер никогда не раскроет вам всех секретов на первых тренировках. К примеру, в свое время в моде были книги по боевому искусству, в которых были расписаны удары и их отработка, но в описаниях была упущена маленькая деталь: в момент удара вторая нога должна быть развёрнута вперёд и немножко согнута в коленном суставе. Такая маленькая деталь приводила к тому, что люди калечили себя. Поэтому всё должно начинаться с малого, что часто не устраивает любителей быстрых секретов.
— Насколько мы знаем, вы перед тренировкой читаете молитву?
— Перед началом тренировки я обязательно читаю ряд молитв, после чего мы оказываем друг другу уважение поклоном и начинаем тренировку. После занятий также читаю молитву, и все желающие остаются для духовных бесед. Естественно, я читаю молитвы про себя, так как на тренировки ходят и неверующие люди, которые могут быть смущены молитвой.
— Вам часто приходиться участвовать в спаррингах, как вы поступаете с крестиком, ведь по правилам его надо снимать?
— Как я уже говорил ранее, айкидо — это миролюбивое искусство. Сам основатель выступал против любого вида агрессии. У нас запрещены спарринги, так как участвовать в соревнованиях — это не есть путь мира. Но при сдаче экзамена вы участвуете в поединке, когда вас атакуют два или три человека. Но это не спарринг, а проверка, выявление качеств человека.
Да, вы правы, общие требования в айкидо запрещают ношение на тренировках любых украшений. Однажды ученики из Пятигорска спросили меня: « Почему вы носите крестик, ведь ношение украшений на тренировках запрещено?» Я попросил задать ещё раз этот вопрос. Они задают его снова. И тут один мальчик говорит: «А крестик – это не украшение!» Я всегда говорю: «Если для вас крестик украшение, то снимите и положите его. Но если это исповедание веры, то можете носить на моих тренировках».
— Какое выражение вы бы могли предложить как девиз айкидо?
— Девиз спорта: «Сражайся, чтобы победить». Девиз боевого искусства: «Сначала побеждай, лишь потом сражайся». В айкидо мы говорим так: «Побеждай, не вступая в борьбу».
Читайте также:
Если тебя ударят по правой щеке…