Игумения Олимпиада (Тетёркина), уроженка Алапаевска, по мирской специальности – инженер-железнодорожник. Последний год перед постригом работала преподавателем в индустриальном техникуме в Алапаевске.
– В Церковь я пришла только в 1995 году (в смысле начала ходить в храм, а крестилась в 1990-м), а уже через три года у меня появилось желание идти в монастырь. Сама не понимала, как это: иду на урок в техникум – а мне хочется в монастырь. Жила я с мамой, своей семьи у меня не было. В 1996 году, когда я только воцерковлялась, я была в Дивеево первого августа, на день памяти преподобного Серафима. Служил Патриарх Алексий, это было очень большое впечатление. Вот оттуда я приехала и в сентябре поняла, что на уроки в техникум мне не хочется… Но пока ходила.
В 1998 году верующие в Алапаевске молились Великим постом, чтобы общине отдали под монастырь здание во дворе Напольной школы, где прошли последние месяцы жизни преподобномученицы Елизаветы Федоровны и ее спутников.
– Когда я пришла в Церковь, я даже не знала, что преподобномученица Елизавета канонизирована (хотя ее причисление к лику святых состоялось в Русской Православной Церкви в 1992 году). Как раз в год ее канонизации я вернулась в Алапаевск из Екатеринбурга, где до того жила. Но я не знала, что она причислена к лику святых, узнала об этом и о совпадении с этим моего возвращения в Алапаевск только позже, – вспоминает игумения Олимпиада. – И даже когда я стала ходить в храм, я о ней поначалу ничего не знала.
В 1998 году игумен Моисей (Пилатс) из мужского монастыря Новомучеников Российских на месте Нижней Селимской шахты под Алапаевском отправил будущую игумению Олимпиаду в Марфо-Мариинскую обитель в Москве во время зимних каникул в техникуме. Только тогда матушка узнала о преподобномученице Елизавете побольше. Сама она к тому времени уже готовилась к монашеству.
К 1 сентября 1998 года женской православной общине в Алапаевске отдали ключи от двухэтажного детского сада во дворе Напольной школы и сестры начали туда заселяться. Тогда монастыря еще не было: община получила статус монастыря в апреле 2005 года. До этого матушка Олимпиада, тогда еще не монахиня, была старшей сестрой общины, а в 2005 году митрополит Викентий постриг ее в монашество и возвел в сан настоятельницы.
– Нас всегда было то одиннадцать, то двенадцать, то тринадцать. Сейчас одиннадцать, – рассказывает матушка Олимпиада. – Никогда много не было, и меньше десяти не было. Если кто-то уходит, то обязательно кто-то приходит, и число восполняется. Но не увеличивается. Хозяйства у нас большого нет: сажаем не больше, чем можем обработать. Скотины, как в других монастырях, у нас нет, даже куриц не разводим. Стараемся, чтобы территория была благоустроена, в цветах – это отнимает много сил и времени. Когда-то Елизавета Федоровна с князьями тоже своими руками сажала цветник и овощные грядки во дворе Напольной школы.
Среди чуть более десяти сестер нет ни одной, кроме матушки Олимпиады, уроженки Алапаевска. Есть сестры из Екатеринбурга, Улан-Удэ, Нижнего Тагила. Одна сестра из Челябинска побывала как паломница – и потом приехала насовсем. В основном сестры съезжаются из Свердловской области.
– Послушания в монастыре определяются очень просто: по силам и способностям каждой сестры и по потребностям монастыря. Таланты и способности стоят не на первом месте, особенно для новоначальных. Каждый должен уметь всё, пройти через все послушания. Вдруг кто-то заболеет и не сможет трудиться – все должны быть способны заменить всех, потому что сестер мало. Например, просфоры должны уметь печь практически все. Есть сестры, которые читают днем и ночью неусыпаемую Псалтирь.
Сестры встают без двадцати шесть утра, в шесть читают утреннее правило. В восемь правило заканчивается, и у сестер есть немного личного времени (кто постирает, кто помолится, кто отдохнет). Перед послушаниями, которые начинаются в девять, все пьют чай. В полдень обед, потом до 14 послушания, с двух до трех тоже личное время, когда можно прибрать в кельях или сделать что-то еще. В семь часов ужин, в восемь – вечернее правило, в одиннадцать отбой.
– У нас пока только небольшой домовый храм в бывшем детском саду на втором этаже, но в 2013 году начато строительство монастырского храма во имя преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Строится именно монастырь, а не обитель милосердия, подобная Марфо-Мариинской, хотя будут какие-то дела милосердия и просвещения, – рассказывает матушка Олимпиада. – Сестры уже бывают со священником в неврологическом диспансере, помогают совершать таинства, читают с больными акафисты. Сестры приходили в школы на уроки православной культуры. Бывает, что помогают больным на дому, по мере обращения помогают малоимущим. Хотелось бы детский приют, какой был у Елизаветы Федоровны и какой есть сейчас в Марфо-Мариинской обители, но это пока для нас сложно и с финансовой, и с юридической точки зрения. Нужны и помещения, и коллектив…
Маленькая богадельня при монастыре уже образовалась «сама собой»: одну бабушку попросили досматривать врачи, другую – местное сестричество милосердия (бабушка при живых родственниках не имела ни ухода, ни возможности исповедоваться и причаститься). Теперь уже три бабушки живут в отдельном маленьком домике, вместе молятся, за ними ухаживает одна сестра и помогает ей другая.
– Бабушки старенькие, уход отнимает много сил. Вроде их и немного, но они уже как дети, – говорит матушка.
Напольная школа – единственное полностью сохранившееся место страданий мучеников из царской семьи. Ипатьевский дом в Екатеринбурге уничтожен, и Напольная школа становится особым местом паломничества. Владыка Мефодий, епископ Каменский и Алапаевский, хотел бы однажды сделать в Напольной школе не просто мемориал, а храм, ведь узники школы понимали, что их ожидает, и возносили к Богу особые молитвы. Школа была на краю города, и поначалу узников – Великой княгини Елизаветы, инокини Варвары и князей – была возможность посещать Троицкий собор в Алапаевске, а потом им запретили выход из школы до самой поездки к Нижне-Селимской шахте, где они и приняли мученическую смерть. Сейчас каждый четверг в Мемориальной комнате Напольной школы служится молебен с чтением канона и акафиста преподобномученицам Елисавете и Варваре.
В школе пытаются сохранить все настолько близко к первозданному состоянию, насколько возможно.
– Когда делали ремонт, раскрыли пол, потом все досточки обратно на место приколотили. Окна оставили какие были, хотя они уже не в лучшем состоянии. Сохраняют все, что осталось от места, где реально жила святая – пусть всего два месяца, но какие два месяца! – говорит игумения Олимпиада. – Здание обещают отдать, если мы поможем построить пристройку к другой школе, чтобы туда перешли дети из филиала в Напольной школе. Пока там продолжают учиться дети.
Монастырь во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы в Алапаевске готов принять новых насельниц.