Говорят, бутерброд соседа всегда вкуснее. И только потому, что он – не твой. Во время поездки в Грузию я постоянно старался это объяснять самому себе, но с каждым днём это получалось всё труднее.
Первое сильное впечатление – от группы взрослых людей в Троицком кафедральном соборе Тбилиси, оживлённо обсуждавших проблему понимания любви в христианском богословии. Человек сорок, разного возраста, от двадцати лет до почти стариков – обсуждали с батюшкой вопрос: надо ли учить любви, или же она есть исключительно дар? Поводом послужила книга Эриха Фромма «Искусство любви».
В чем же интрига, спросит читатель? Да в том, что этот огромный помпезный собор, с бесконечным множеством приделов, помещений, лестничных маршей, этажей, этим подчёркнутым благолепием, весь в камне и золоте, с дорогими иконами – вдруг разом ожил, перестал быть заповедником православия и музеем благочестивых преданий седой старины.
Если здесь люди о таких вопросах и так горячо спорят – значит, у них еще не атрофировался интеллектуальный мускул, значит, им, пользуясь терминологией Розанова, «надо». Причем таких групп в храме мы встретили две, примерно одинаковых по численности. Занятно, что вторая на занятиях вообще сидела без освещения, в полумраке, что придавало еще большую интимность и теплоту.
В главном приделе – огромная икона всех грузинских святых, выполненная в технике перегородчатой эмали. Несколько квадратных метров шедевра веры. Символ единения народов Грузии. И неважно, сколько там килограммов золота. Но то, что они дорожат своими святыми, налицо. А где сокровище – там и сердце. Надо быть каменным истуканом, чтобы не ощутить, как здесь на самом деле любят свою Поместную Церковь.
Но всё это оказалось лишь прелюдией к тому, что мы увидели в Тбилисской духовной академии. В конце концов, ну и что такого в том, что у них огромное здание, где вскоре будет располагаться академия, за полгода поднятое из руин – полностью за счет государства? Уже в этом году здесь будут слушать лекции две с половиной тысячи студентов. Мы ведь тоже котлован для семинарского общежития на болоте уже выкопали. Правда, за три года.
Ну подумаешь – у них государственная аккредитация духовного образования и 100% финансирование семинарий и академий опять-таки со стороны государства. Так ведь и мы не лыком шиты – у нас тоже теперь есть ФГОС «Теология». Удачно перелившим старое церковное вино в свежеизготовленные государственные мехи – можно ставить памятник при жизни.
А то, что у них, у грузин, условием получения аккредитации, жёстко поставленным Церковью перед министерством образования, было полное невмешательство в учебный процесс по богословским предметам, впрочем, как и сохранение всего уклада жизни духовной школы в неприкосновенности – так ведь подобную роскошь мы-то не можем себе позволить! У нас-то мультиконфессионально-полинациональное государство, на всех один блин не испечешь. Тем более, если этот блин – православный.
Академию в Тбилиси возглавляет замечательный священник, отец Георгий Звиададзе, единственный протопресвитер в Грузинской Церкви, ближайший к Святейшему Патриарху Илии человек. Когда нам рассказывали о том, что конкурс в семинарию сегодня – от 10 до 15 человек на место, при том, что пару лет назад Патриарх благословил взять всех, подавших документы – а таковых оказалось полторы тысячи – я снова и снова повторял мантру про соседский бутерброд. Помогало.
Но вот когда на всенощной в Сионском храме я увидел, что церковь до отказа забита людьми – и не увядающими представительницами прекрасного пола, а мужчинами в расцвете лет, молодёжью и юношами – спасительная мантра перестала действовать. А когда мы узнали, что у каждого третьего ребёнка в семье крёстным отцом становится сам Патриарх Илия – чтобы таким образом поддержать естественный прирост населения – стало совсем хорошо. Просто порадовался за 14 тысяч младенцев, у которых в крёстных теперь Предстоятель Церкви. Порадовался, потому что Церковь вдруг открылась своей неожиданной стороной – человечности.
Вот чего сегодня катастрофически не хватает – искреннего интереса к человеку. И это не продавить никаким распоряжением. Этому надо целенаправленно учить – чтобы получить как дар – и благословение – и крест. Учить прежде всего в семинариях, где сама обстановка должна буквально на всех углах кричать: Вы нужны нам! Мы вас ищем! Мы бьемся с вами и об вас, чтобы хотя бы немного разогреть подостывшее сердце, отягощенное земными попечениями, замороченное дурманом мира сего.
Только когда семинарии станут такими живыми, заразительно живыми организмами – можно надеяться и на качественное улучшение общего климата на приходах и в целом в Церкви. Все иные попытки обречены превращаться в фарс и лишь мешать вызреванию этого очень сокровенного, интимного процесса очеловечивания Церкви.
Честно говоря, я не ожидал, что у грузин такое величественное православие.
Очевидно, что у грузинского богословия, да и в целом у духовного образования, есть будущее. За них можно только порадоваться. Потому что Грузинской Церкви это надо. У них ректор Академии – главный после Патриарха человек в Церкви. Потому что в его руках – будущее Церкви. И для них – это не красивые слова за рюмкой вина, а ежедневный, кропотливый, муторный труд всей Церкви. Она на самом деле просто хочет быть лучше. Ближе ко Христу и Его народу. И активно работает над этим. Молитвой и трудом.
За полгода поднять из руин огромное здание Академии. Две с половиной тысячи студентов. Конкурс в семинарию, как у нас – в МГУ. Полностью государственное финансирование и признание – без вмешательства во внутренние дела духобраза. Для нас – чужая и невероятная сказка. Для них – трудовые будни. Подкрепи их, Господи! И нам помоги…
PS. Кстати, «Алавέрди», как нам объяснили в одноименном монастыре, означает «Бог дал». Хороший ответ на вопрос: откуда всё это?…