Почти половина россиян, 45%, — считают, что для них как для избирателей политик, исповедующий православие – хорошо. Чаще так говорят православные, принадлежащие к Русской Православной Церкви (62%), граждане, занятые в области науки и образования (57%) и неработающие пенсионеры (54%).
Для 41% респондентов не имеет значения причастность политика к православию. Среди считающих так – несколько чаще встречаются служащие в военных и силовых структурах (60%).
Для 5% от числа опрошенных: политик, являющийся православным – плохо. Чаще так думают предприниматели и руководители (10%), безработные (8%), жители Дальневосточного (13%) и Приволжского ФО (8%).
Таковы результаты опроса службы «Среда». Их комментирует Александр Морозов шеф-редактор Русского журнала, директор Центра медиаисследований УНИК:
К сожалению, сам вопрос сформулирован не очень удачно. Гораздо интереснее было бы увидеть результаты ответов на вопрос: «Поддержите ли вы политика-христианина?». Результаты, я думаю, были бы другие для крупных городов. Понятно, что большинство христиан в России – православные. Но само слово «православный» в социологическом опросе носит «эксклюзивистский» характер, т.е. подчеркивает не только конфессиональную, но и юрисдикционную принадлежность (т.е. речь идет о политиках в границах РПЦ МП). А в этой «методологической» рамке ответы неизбежно приводят нас к тому, что пенсионеры, военные и жители малых городов гораздо больше поддерживают политика-христианина, чем жители мегаполисов, молодые люди, активные социальные группы. В результате мы должны думать, что христианские ценности в политике поддерживают преимущественно «бюджетники», низкооплачиваемые работники и слабо защищенные социальные группы, а новый городской средний класс относится к этому с равнодушием или негативно. Но такой вывод расходится с нашим бытовым наблюдением за составом российских приходов в крупных российских городах. Мы видим много молодых, обеспеченных и социально активных христиан. Очевидно также, что судьба христианско-демократического присутствия в российской политике находится в руках нового городского среднего класса. Именно поэтому интересно было бы исследовать его предпочтения глубже, чем мы это делаем сегодня.
Опрос «Среды» показывает, что российское общество в десятые годы более лояльно относится к участию священников РПЦ МП в политике. В 90-е годы, если я правильно помню, были более низкие цифры. Новые решения Синода не исключают участия клириков в органах представительной власти, т.е. в Госдуме, законодательных собрания и тем самым – в выборах. При патриархе Алексии был более жесткий запрет на участие священства в политике.
Я думаю, что участие приходского священника в муниципальной жизни – естественное, полезное дело. Приход не может быть равнодушен к тому, как устроена жизнь в его районе. Это касается и застройки, и сохранения исторического ландшафта, и обустройства жизни семей (детские сады, школы и проч.). Но надо ли священнику участвовать в избирательной кампании в нынешней политической системе? Вряд ли. Ему придется связать себя с одной из имеющихся партий. То есть – по существу – с «Единой Россией». А это лишено всякого смысла. Благоустройство каждого данного места нашей земли возможно и без участия в политике. Приходские священники, как правило, настолько авторитетны на муниципальном уровне, что участие в партийной политике ничего им не прибавит. Возможно ли участие в партийной политике епископата? Да. Мы можем представить себе епископа в Государственной думе. Но, конечно, ему придется считаться с колоссальными репутационными издержками.
Впрочем, возвращаясь к началу: исследовательский интерес представляет не «участие священников или активных мирян в политических партиях», а оценках широкими кругами граждан присутствия христианских ценностей в политической и общественной жизни.
Читайте также:
Нужны ли православные в политике? — опрос службы «Среда»
Екатерина Егорова: Положительно отвечают те, кто хочет идти, не отклоняясь от «линии партии»
Роман Лункин: Словосочетание «православный политик» — своего рода ярлык, а не содержательное понятие