Недавно российский экономист и социолог Владислав Иноземцев опубликовал в журнале «Огонек» свою статью «Власть — от Бога, Бог — от власти», ставшую своего рода продолжением его выступления на съезде партии «Правое дело». Владислав Леонидович пишет: «Партия Михаила Прохорова заявила о себе как партия атеистов. И это, возможно, ее самое неожиданное и рискованное заявление». Статья получила активную поддержку в антиклерикальных кругах.
Комментирует главный редактор портала «Религия и СМИ», действительный государственный советник 3 класса Александр Щипков.
Статью Иноземцева нельзя рассматривать как текст, серьёзно опирающийся на научные данные, несмотря на то, что автор ссылается на работу действительно блестящего религиоведа Дмитрия Ефимовича Фурмана. Это не аналитический текст, а политический. Это необходимо понимать, чтобы правильно оценивать статью Иноземцева, одного из активистов “Правого дела”.
Партия «Правое дело» сейчас выкатывается на политическую площадку. Возглавляющий ее Прохоров очень резко заявляет о себе, потому что на носу выборы, у него времени в обрез. И он использует разные политические лозунги и приёмы. Сейчас он их обкатывает. Одно из таких направлений — антирелигиозное и антицерковное — активно раскручивается.
Первое жесткое антиклерикальное заявление было сделано Гозманом весной на Всемирном русском народном соборе, когда он стал поучать РПЦ на какого из патриархов XX века ей нужно ориентироваться. Второе заявление было сделано самим Прохоровым при вступлении во владение партией. Он четко расставил приоритеты, сказав, что духовное он оставит церкви, а мирским займется его партия.
Поскольку «мирское» — это вся жизнь христианина, включая семью, воспитание детей, работу и убеждения, то Прохоров фактически стращает нас, обещая повторить действия коммунистов в XX веке — отделить жизнь членов Церкви от самой Церкви. Третья, самая жесткая позиция, прозвучала как раз в статье Иноземцева. Исходя из этого, текст и нужно интерпретировать, поскольку если непонятна мотивация автора, мы обречены на ошибочные выводы при прочтении статьи.
“Правое дело” сейчас будет в основном заниматься эпатажем и всячески привлекать к себе внимание. То Прохоров заявит о 60-часой рабочей неделе, то плюнет в лицо обществу, включив в название своего автомибиля недвусмысленный намек на матерное слово. Здесь он явный победитель – самого Путина поставил в идиотское положение — заставил немного смущенно, с улыбочкой, но повторять «Ё-мобильное» словцо.
В этом ряду куршавельским весельчакам необходима и антиклерикальная риторика, которая будет унижать религиозные чувства огромного числа граждан. Правые показывают себя монстрами, таков заказ и они его отрабатывают. При этом отрабатывают с явным удовольствием и за свои собственные деньги. Shic! В декабре Путин гаркнет на них и выключит, но до этого они успеют «накласть во всю сласть». Так что по большому счету отвечать Иноземцеву серьезно нет необходимости, поскольку, повторю — это агитационный политический текст, а не смысловой.
Тем не менее, читатели независимо от кульбитов прохоровских ребят, имеют право знать, можно ли на самом деле «посчитать верующих». И разумеется читать на эту тему нужно Фурмана, а не Иноземцева. Это интереснее и умнее в сто крат. Дмитрий Ефимович один из первых доказал, что от 70 до 80 процентов населения России религиозно (иноземцевы той поры сильно его за критиковали – мол слишком много!). И один из первых поставил вопрос о «качестве веры». Но тут возникают трудности.
Большая часть населения России идентифицирует себя с православием. Подавляющее большинство крещено. То есть эти люди являются членами Русской Православной Церкви. Можно провести зондаж и посчитать количество религиозного населения. Но «качество веры», то есть степень погруженности в религиозную жизнь посчитать невозможно, поскольку это область чувств, область иррационального. Поэтому если респондент заявляет о том, что он иудей, то он таковым и является. Точка. Мы не имеем права ставить это под сомнение и обличать его в «относительной искренности».
Приведу простое сравнение. В армии (я служил в 70-х годах в Средней Азии) я дружил с узбеком, который на три четверти был русским, а на четверть узбеком. Он воспитывался в узбекской среде, говорил по-русски с большими ошибками, считал себя узбеком, и собственно таковым и был. Если человек говорит про себя, что он узбек, значит — он узбек. То же самое происходит с религиозной самоидентификацией.
Теперь о 7% «относительно искренне верующих», которые регулярно посещают богослужения и общаются с духовенством. «Относительно искренне» — это со стороны Иноземцева не столько хамство, сколько отсутствие чувства языка. Искренность либо есть, либо ее нет. Она не может быть относительной.
Степень погруженности в религию явление не статичное, оно может меняться в течение жизни, в течение года, даже в течение дня. Приведу второе простое сравнение. У каждого из нас меняется настроение в течение жизни. Мы можем смеяться, быть серьезными, потом опять смеяться. Иногда, увы, не смеемся годами. А иногда веселимся как дети. Людей, которые постоянно смеются заметно меньше, чем находящихся в спокойном серьезном состоянии. Но каждый из нас на какое-то время переходит в «категорию смеющихся». Таких простых примеров можно набрать множество.
Когда у кого-то из числа 70% (редко заходящих в храм) случается несчастье, он либо идет в церковь, либо начинает стихийно молиться и просить помощи. Сильное горе или большая радость вызывают на поверхность нечто глубинное. В этот момент погруженность в веру чрезвычайно высока, степень религиозности возрастает и человек неожиданно, пусть на короткое время, попадает в то число 7 % верующих, над которыми посмеивается Иноземцев.
Могут быть и иные побудители, не эмоциональные, а интеллектуальные, не менее сильные. Потом, в ровной повседневной жизни, человек может «путешествовать» по шкале от 7 до 70 процентов как по синусоиде туда и обратно. Собственно так и происходит с каждым из нас – в разные периоды жизни мы находимся в разной степени религиозности. Идет постоянное перетекание, своего рода «ротация» и выходит, что каждый из числа 70-ти одновременно входит в число 7-ми. Таковы парадоксы социологии религии.
Специально для Мнений.ру