В четверг «Левада-центр» опубликовал результаты опроса «Россияне о религии и церкви».
Почти половина россиян (48%) уверена, что только в обращении к религии, к Церкви общество может найти сейчас силу для духовного возрождения страны (34% не согласны), при этом 58% утверждают, что «в трудные периоды истории России православная церковь спасала страну, и сейчас она должна это сделать снова» (19%).
Как показал опрос, большинство респондентов не сомневаются, что Русская православная церковь в настоящее время принимает участие в деятельности органов государственного управления, среди них 10% считают такое участие «очень большим», а 41% — «довольно большим».
Получается ли, что люди сейчас надеются на Церковь? Как изменилось число православных верующих в России и характер их веры за последние несколько лет? Насколько существенно число людей, воспринимающих себя «православными», отличается от людей, активно исповедующих веру? Что можно сказать об отношении людей к участию Церкви в политике и общественной жизни?
Комментирует заместитель директора Левада-центра Алексей Иванович Гражданкин:
За последние полгода интерес к Церкви увеличился. Это связано с известной акцией Pussy Riot в храме Христа Спасителя, которая заставила людей определиться в своем отношении к Церкви, к религии, к роли Церкви в государстве.
Мы и так знаем, что Церковь среди прочих общественных институтов является одним из тех, кому население доверяет более всего, менее всего подозревает в интригах, корыстолюбии, и так далее. Поэтому совсем неудивительно, что реакция большинства населения на акцию Pussy Riot оказалась очень негативной. А дальнейший конфликт-обсуждение сделал еще более выразительной позицию этой части населения, поэтому данные не кажутся сколько-нибудь расходящимися с нашими представлениями об этом.
Число верующих за последнее время серьезно не изменилось, при этом сложно определить, где у людей, которые называют себя православными, кончается граница культурного самоопределения и где начинается религиозное сознание. По ответам на вопросы, как часто люди, например, посещают службы, можно представить, сколько из них действительно верующих. Воцерковленный человек должен ходить на службу хотя бы еженедельно, а мы видим, что таких людей абсолютное меньшинство. Поэтому православное самоопределение, которое мы видим по результатам опроса – скорее, культурно-историческое отождествление, а не признание своей религиозности.
Соответственно, в сознании людей, которые считают себя православными, творится порой нечто совсем далекое от христианских представлений о мире, в такой ситуации это неизбежно.
Естественно, Церковь воспринимается одним из не только общественных, но и государственных институтов. Мы сталкиваемся с этим, когда задаем вопрос: «Назовите 5-6 политиков, которым вы более всего доверяете». В десятку политиков, которым люди больше всего доверяют, попадает Святейший Патриарх Кирилл – он воспринимается людьми как такой же политик, как наши президент, премьер и главы политических партий.
Церковь воспринимается как участник политического процесса, и, учитывая уровень доверия к ней, в этом ничего дурного основная часть россиян не видит. Я не имею в виду группы, которые по тем или иным причинам критикуют Церковь за ее участие в политике: понятно, что это может не нравиться представителям других конфессий, потому что они оказываются ущемленными в своих правах и возможностях влиять на политику страны; также это могут быть верующие, которые считают, что «Божие — Богу, а кесарево — кесарю», что эти вещи должны быть разделены. Но большинство реагирует на это положительно.
Авторитет Церкви высок, люди считают нормальным участие Церкви в политике и повседневной жизни и считают, что было бы полезно, чтобы она более активно действовала в этом направлении. Все факты, в которых проявляется доверие к Церкви, укладываются в утверждение: люди доверяют Церкви и хотят, чтобы она еще более активно, чем сейчас, занималась политикой и тем, что называется повседневной жизнью: образование, воспитание подрастающего поколения, решение нравственных конфликтов, участие в СМИ – ущерба от этого людям видится гораздо меньше, чем положительных результатов. То есть негативные последствия, «клерикализация» повседневной жизни большинством населения оцениваются как не такие уж существенные, по сравнению с преимуществами, в частности, облагораживанием нравственного климата, которое, как ожидается, от этого может произойти.
Читайте также: