Алена Синкевич: Учить детей из детдомов в обычных школах — правильно
Изменения коснутся превращения обычных детских домов в дома семейного типа и возможности для детей из системы обучаться в обычных образовательных учреждениях.
Инициативу Правмиру прокомментировала эксперт по усыновлению Алена Синкевич:
Мое отношение к этой инициативе — положительное. Это то, о чем мы можем только мечтать, потому что весь мировой опыт показывает, — только семья дает ребенку старт, который позволяет в дальнейшем реализовать свои возможности в самостоятельной жизни, если она когда-нибудь наступает.
Даже если самостоятельная жизнь не наступает, у человека должна развиваться привязанность. Если ребенок с самого начала живет в группе, а не в семье, и перед ним идет череда людей ни с кем из которых у него не возникает эмоциональных отношений, то в дальнейшем выросший ребенок уже не понимает, почему один человек становится особенным по отношению к другому. Проще говоря, он не способен любить. Ведь, говоря о привязанности, мы говорим о безусловных чувствах. Этот ребенок может быть благодарен, может на кого-то сердиться, но он не способен получить опыт существования особых людей, сформировать с кем-либо особое отношение, а это базовая потребность человека, которая заложена природой. Когда она не реализуется, не происходит нормального развития человеческой личности и не развивается способность к нормальной коммуникации. Это то, о чем мы так много говорим, почему эти дети так плохо адаптируются в обществе.
Насколько это возможно в реальности, всегда сказать довольно трудно. Во-первых, у нас есть большая группа детей, которые уже стартовали в других условиях. Перевести их в группы семейного типа даже в техническом плане будет очень трудно, но сделать это все равно надо. Самое важное, что, благодаря этому закону, все дети, которые поступают сейчас в систему по каким-то причинам, попадут в семейную среду, а не в среду групп, которые были в подобных учреждениях все это время. Конечно, в первую очередь надо пытаться вернуть детей в кровную семью или кровным родственникам или в замещающую семью, но если ребенку все же пришлось попасть в детское учреждение, то пусть лучше это учреждение будет семейного типа. Если этот законопроект пройдет, и если он будет реализован, это будет прорыв.
Дети из детских домов и сейчас имеют право на обучение в обычных школах, но тут, наряду с иными проблемами, существует проблема с тем, чтобы родители одноклассников не возражали против этого. Проблема связана с тем, что общество плохо информировано, и ведется недостаточная работа по его информированию. Беда в том, что у нас в школах не хватает специалистов, честно говоря, тех, кто действительно понимает особенности детей, которые пришли из системы сиротских учреждений, в школах просто нет. Если решать эту проблему, то решать ее надо так, чтобы в школе появился специалист, который прошел обучение по этой тематике, чтобы потом он работал с родителями и объяснил им все нравственные и практические аспекты этой ситуации.
Родители не столько не хотят, чтобы их дети учились с детьми из системы, никто не хочет, чтобы его ребенок попадал в условия пугающей неопределенности. Если родителям объяснить какие-то вещи, сказать, что профессионалы понимают процесс инклюзии ребенка в класс, то родители были бы гораздо спокойнее.
Кроме того, нужно сформировать общественное мнение о том, что, если мы хотим жить в обществе цивилизованных людей, нам надо устроить наше общество так, чтобы дети-инвалиды и дети, пережившие опыт сиротства, ощущали себя равноправными гражданами. Это нужно не только им, это нужно и нам для того чтобы общество было здоровым. То, что мы не видим этих детей, не значит, что они исчезли. Тогда родители будут и сами понимать и объяснять своим детям, что думать по-другому – неприлично. Они будут учить детей быть милосердными и толерантными, а не говорить «не трогай этого мальчика, у него могут быть вши». Общественное мнение не падает с неба, оно формируется, надо все подробно рассказывать людям. Люди должны понимать, что они не брошены с проблемой без всякой помощи, а что такая проблема, хотя и существует, есть профессионалы, которые ею занимаются и стараются ее решать.