Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Иона — о проблемах православных американцев, о бедности священников в США, о примирении между Православной Церковью в Америке и Русской Православной Церковью Заграницей, о миссии в Мексике и на Аляске, об иммиграции и вызовах времени.
Обращение к к 16-му Всеамериканскому Собору Православной Церкви в Америке, который проходит в городе Сиэтле, США, с 31 октября по 4 ноября.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, священники, братья и сестры!
Слава Иисусу Христу!
Здорово быть в Сиэтле и быть вместе с вами как Церковь. Существует духовный аспект нашей встречи вместе на этом Соборе, дабы распознать волю Божью для руководства нашей Церковью.
Мы должны подготовиться к этому Собору наподобие того, как мы готовимся ко Святому Причащению, которое свершается каждый день, в молитве и посте, оставив все наши страсти и похоти, осуждение и обиду, критицизм и гнев в наших сердцах. Иначе как мы можем участвовать в Святых Таинствах, как смеем мы приближаться друг к другу с целованием мира, как мы можем слушать Бога?
Это задача, поставленная перед нами: услышать глас Божий, стремиться понять Его волю, и исполнить ее.
Во-первых, я хочу поблагодарить Его Преосвященство епископа Вениамина за то, что они принимают нас здесь, и всех, кто работал в Комиссии по подготовке Собора; о. Джона Пирса и местный комитет в целом: Линелль, Мишель, Дмитрий и многих других, кто неустанно работал, чтобы организовать это событие и позаботиться о каждой детали. Пусть Господь благословит вас, и приумножатся Его милости на вас!
Я также хотел бы поблагодарить служителей прихода в Сайоссете за их приверженность этой церкви и их труд, в особенности, о. Эрика Тоси, который был главным связующим звеном в подготовке к Собору. В частности, о. Мирон Манзук снова сыграл важную роль в каждом аспекте планирования и проведения работы по подготовке к этому Собору; ему помогали Питер и другие. А также благодарю множество других, кто помогал в подготовке к Собору.
Последние три года были самыми трудными в моей жизни
Я расскажу вам о некоторых положительных достижениях в нашей Церкви с 2008 года, когда я был избран митрополитом, и о видении того, какие цели я и Священный Синод теперь хотели бы преследовать.
Но, как известно большинству из вас, есть и другая сторона. Последние три года были самыми трудными в моей в жизни. Я был под неослабевающим шквалом критики на протяжении большей части этого времени, на каждом соборе, где меня можно было наблюдать: Собрание руководящего состава, Митрополичий совет и, что было наиболее волнительным для меня, Священный Синод.
Я признаю, что у меня очень мало опыта в управлении, и это был риск для Собора 2008 года избирать меня, самого молодого и неопытного из епископов. Я работал изо всех сил, чтобы оправдать ваши ожидания. И это не оправдание. Эти три года были административной катастрофой, и я должен взять на себя всю ответственность за это.
Я не понимал серьезности нарушения контактов с епископами. Я думал, у нас были хорошие рабочие отношения, но, очевидно, что-то очень важное не учтено. Мне нужно восстановить доверие братьев-епископов и многих других, занимающих руководящие должности в нашей Церкви. Я говорю вам всем здесь и сейчас, что я глубоко сожалею и прошу вашего прощения.
Я готов сделать все необходимое, чтобы восстановить ваше доверие
Понять, из-за чего нарушено доверие, восстановить его, если вообще возможно, — для меня это настоящий вызов, и я готов сделать все необходимое, работая в тесном сотрудничестве со Священным Синодом.
В качестве первого шага я согласился начать работать над пониманием других, этот процесс будет включать полную оценку в программе, которая направлена на оказание помощи духовенству; я начинаю на этой неделе ноября. Я решил сделать это из любви к вам, людям этой Церкви.
Я прошу у всех вас прощения, понимания, молитвы и поддержки. На данный момент я хотел бы выразить одобрение служителям прихода в Сиоссете за их работу для Церкви. Они стремятся служить Церкви настолько, насколько это в их силах. В частности, я хочу поблагодарить о. Александра Гарклавса за его работу на посту управляющего делами церкви в это очень трудное время перехода от митрополита Германа ко мне и время конфликтов, которые у нас были. Для меня очень печально то, что работа становится на пути хорошей дружбы. Хотя мы находим, что нам все труднее работать вместе, я надеюсь, что наше взаимное прощение принесет большие плоды посредством продолжения нашего служения Церкви.
Для меня большая честь быть вашим митрополитом
А теперь я хочу сменить интонацию… За последние три года я посещал епархии, многие приходы, монастыри, семинарии, а также другие учреждения, для проведения встреч, епархиальных соборов, собраний, празднования годовщин, чтобы просто поддержать дух и узнать церковных людей.
В это время я был епархиальным архиереем в Нью-Йоркской и Нью-Джерсийской епархии, а позже, и Вашингтонской. Они были разделены для того, чтобы в приходах Нью-Йорка и Нью-Джерси был свой собственный епископ, который не отвлекается на дела митрополии. В Вашингтоне сейчас свой архиепископ, и мы начинаем развивать жизнь этой епархии. Я был Местоблюстителем для болгар, на юге, и на Среднем Западе после безвременной кончины архиепископа Иова, со святыми упокой его душу. Как местоблюститель до конца февраля этого года я старался как можно лучше выполнять роль постоянного епархиального архиерея. За много месяцев я ночевал у себя дома не более чем 5 или 6 раз.
Я хочу отметить, что это первый Всеамериканский Собор после автокефалии, на котором не присутствует архиепископ Димитрий. Вечная ему память!
Мы выбрали и возвели в сан несколько новых епископов на давно вакантные епископские престолы, и еще на несколько других. Мы избрали и рукоположили епископа Мелхиседека Питтсбургского, Михаила Нью-Йоркского, Матфея Чикагского и Иринея Квебекского. К нам перешел епископ Марк в ПЦА, и мы поставили епископа Алехо в качестве архиерея всей епархии. Мы только что избрали о. Александра Голицына для болгар. Еще остаются Аляска и Юг.
Для всего этого потребовалось большое количество встреч, телефонных звонков и дискуссий в каждой из епархий. Для меня было большой радостью познакомиться с замечательными людьми нашей Церкви, которые в каждой епархии стремятся служить Христу и сделать все ради Церкви. Я люблю наших людей, православных людей Северной Америки, во всем нашем разнообразии, за все наши сильные и слабые стороны. Для меня большая честь быть вашим митрополитом, и знаю, что я совершенно недостоин этого.
Семинарии — одна из моих самых больших радостей
Семинарии и семинаристы – это одна из моих самых больших радостей. И Свято-Тихоновская и Свято-Владимирская семинарии полны жизни и в каждой свои проблемы. Была огромная проблема — разобраться в вопросах Свято-Тихоновской семинарии на протяжении последних трех лет, и теперь ее решение находится на гораздо более прочной основе. Обе семинарии страдают от недофинансирования и обе нуждаются в большей поддержке со стороны Церкви.
В Свято-Тихоновской появился новый декан, о. Александр Атти, который делает некоторые значительные улучшения в организации учебы и оборудования семинарии. Свято-Германовская семинария в Кодиаке дает сто очков вперед семинариям Восточного побережья, очень компетентные выпускники могут служить в сложных условиях сельской местности на Аляске. Всем им за это хвала! Руководство этих семинарий – это замечательные люди, которые неустанно трудятся для своих школ, и работа с ними в радость.
Свято-Тихоновский монастырь претерпел кардинальное обновление, в настоящее время в нем настоятель и семнадцать монахов и послушников. Они полностью отремонтировали монастырь и к тому же построили новое здание. Они остались с огромным долгом, и они пытаются расплатиться с ним. В других монастырях нет серьезных проблем, и я надеюсь снова созвать Конференцию настоятелей епархиальных и ставропигиальных монастырей.
Межцерковные отношения
Межцерковные отношения отнимали значительное количество времени и заставляли много ездить, как с точки зрения других юрисдикций в этой стране, Епископального собрания, бывшей Постоянной конференции канонических православных епископов Америки, а также с иностранными Церквями.
Мною установлены прочные отношения с руководителями греческой, антиохийской и сербской юрисдикций в Америке. В частности, установлены прочные отношения с митрополитом Иларионом из РПЦЗ, с которым мы полностью возобновили дружественные отношения и теперь у нас нет препятствий нашему общению и совместному служению.
Наши отношения с Русской Православной Церковью остаются очень тесными, как с архиепископом Юстинианом, Патриаршим представителем в США, так и с Русским Патриархом Кириллом и Председателем Отдела внешних церковных связей митрополитом Иларионом.
Хотя моя международная поездка была сосредоточена на России, я также был в Грузии и планировал поездку на Балканы. Я встречался с новым Патриархом Сербии, а в начале этого года с митрополитом Пражским Криштофом, также как и с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.
Церковь США — миссионерская
Фундаментальным аспектом нашей идентичности как Православной Церкви в Америке является то, что мы есть и были с самого нашего основания миссионерской Церковью. Наша миссия такая же, как у монахов, которые пришли с Валаама на Кадьяк в 1794 году: привести североамериканцев к православной вере. Их миссия была в том, чтобы сосредоточиться на истинной проповеди Евангелия, что означает привести людей к вере и приверженности к Иисусу Христу в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
За последнее столетие мы должны были сосредоточиться на вопросах иммиграции, этнической интеграции, создании общины и объединении. Мы должны были сражаться против судебных разбирательств. Мы боролись за использование английского языка и календаря.
Теперь мы боремся против секуляризма и ценностей, чуждых Евангелию, которые ложно называются необходимыми окружающему обществу. Часть из них происходят из заимствованного опыта в желании интегрироваться в более широкое культурное пространство. Отчасти это происходит от господства мирских политических убеждений. Но поскольку мы приняли «мудрость» мира сего и отвергли «глупость» Евангелия, мы сбились с пути и предали нашу истинную идентичность и призвание.
Мы должны возродить нашу преданность подлинной проповеди Евангелия, призыву и привлечению людей к вере во Христа, а также для воспитания духовной жизни нашего народа. Мы должны отвернуться нас самих, и прибегнуть к Богу и другим людям, как лично, так и во внутренней работе.
Иммиграция и новообращенные
За последние сорок лет Православная церковь в Америке изменилась. Она переросла из небольшого однородного сообщества этнических церквей с одной Архиепископией, с сильным центром и несколькими викарными епископами в местную Церковь с несколькими епархиями, каждая со своей собственной жизнью, характером и своей миссией по отношению к тем общинам, которые их составляют. Старые церкви в городах в настоящее время обновляются, в некоторых местах наполняются новой жизнью.
Новые волны иммигрантов сопутствуют жизни нашей Церкви и интегрируются в нее. Тысячи новообращенных всех рас и кровей. В наших приходах каждое воскресенье служат, по крайней мере, на тринадцати языках (на английском, французском, испанском, славянском, грузинском, румынском, албанском, болгарском, юпикском, алеутском, атабаскском и тлингитском). А также на нескольких наречиях науатль и майя, тексты на которых сейчас в стадии подготовки. Мы стали глубоко разнообразной, по-настоящему коренной Североамериканской общиной. Это прекрасно, это реализация видения, бывшего в нашем основании. И нам предстоит еще больше работы.
За последние три года мы стали уделять больше внимания развитию нашего миссионерства, особенно в Мексике и на Аляске. В 2009 году Мексиканский экзархат был преобразован в самостоятельную епархию, и епископ Алексий был возведен из викарного епископа в правящего архиерея своей епархии. Весь Священный Синод ездил в Мексику для участия в этом историческом и радостном событии, чтобы стать свидетелями первых миссионерских трудов епархии Мексики.
Одним из последних достижений было завершение передачи всей территории Аляски Аляскинской епархии, что было не просто законным восстановлением прав собственности на землю, но и подтверждением большого вклада основателей нашей епархии Православной Церкви в Америке. Для нас особенно благословенно то, как много делегатов из Аляски на этом Всеамериканском Соборе. Народы Аляски являются неотъемлемой частью нашей Церкви, и нам нужно их присутствие и их голос.
Совсем недавно был назначен новый председатель Миссионерского Отдела, от которого мы все ждем того, чтобы он вдохнул новую жизнь в этот центральный отдел нашей Церкви…
Центральная церковная администрация
Для преодоления трудностей ПЦА, которые существовали до последнего Всеамериканского Собора, были приложены согласованные усилия по совершенствованию административных структур и функционирования нашей Церкви. Хотя этот процесс внес некоторое реальное напряжение, были очень позитивные достижения в этой области.
Священный Синод недавно принял некоторые резолюции, касающиеся центральной церковной администрации, а также ролей и отношений между Предстоятелем, Священным Синодом, Малым Синодом и Канцелярией. Малый Синод принимал участие в заседаниях Митрополичьего совета на регулярной основе, происходило расширение сотрудничества и открытости между Священным Синодом и Митрополичьим советом.
Вообще Священный Синод стал проводить свои заседания чаще: встречи, конференции, как для того, чтобы обратить внимание на кризисные явления, так и для того, чтобы принимать активную роль в таких областях, как поиск кандидатов в епископы, и чтобы внести свой вклад в направлении выполнения Стратегического Плана ПЦА.
Финансовая отчетность постоянно разрабатывается, благословение Администрации, что с нами самоотверженно работают наш казначей Мелани Ринга и все те, кто работает вместе с ней, в том числе Финансовый комитет Митрополичьего совета.
Впервые за многие годы ПЦА получила полностью квалифицированное аудиторское заключение. Это замечательный прогресс.
Вопрос о сексуальных злоупотреблениях духовенства отнял время и силы Священного Синода, а также членов Комиссии по проблемам сексуальных злоупотреблений. Священный Синод стремится к разработке более эффективных способов реагировать на сексуальные обвинения и в настоящее время состоит в диалоге с Советом для решения конкретных вопросов пересмотра политики, стандартов, процедур и поиска одного или нескольких человек на должность Координатора Управления по рассмотрению обвинений в сексуальных злоупотреблениях. Занятие этой должности должно быть главной приоритетной задачей в ближайшую пару месяцев.
Межправославные отношения
Одним из наиболее важных процессов в развитии отношений со всеми православными Церквями в последние три года был процесс примирения между Православной Церковью в Америке и Русской Православной Церковью Заграницей. Первоначальные неформальные обсуждения между мной и Его Высокопреосвященством митрополитом Иларионом привели к созданию комиссии для совместного диалога, которая составила проект совместного договора. Документ был принят Священными Синодами ПЦА и РПЦЗ. 24 мая этого года в Нью-Йорке состоялось совместное богослужение нескольких иерархов обеих Церквей. Второе запланировано на 10 декабря.
Иерархи нашего Священного Синода активно участвуют в работе Ассамблеи православных епископов в нашем регионе, и каждый из наших епископов служит в одном из комитетов этого органа. Хотя у нас нет места в исполнительном комитете, мы готовы работать со всеми иерархами наших различных юрисдикций и надеемся внести свой вклад в нормализацию канонической ситуации в Северной Америке. В рамках этого вклада Священный Синод издал Утверждение об автокефалии, которая была опубликована в декабре прошлого года.
ПЦА выступает за объединенную полностью автокефальную Церковь в Америке, охватывающую всех православных христиан, с одним Синодом и одним Предстоятелем, в общении со всеми другими Православными Церквями и всеобщим признанием. Мы должны иметь возможность легко видеть, что необходимо для миссии нашей Церкви на местах. Однако мы точно так же должны полноценно общаться и взаимодействовать с остальной частью православного мира. Еще много работы впереди. Священный Синод и я решительно поддерживаем автокефалию Православной Церкви в Америке, и мы поддерживаем движение к православному единству. В этом наша самая суть как Церкви.
Развитие епархии
Развитие епархии является следующей наиболее важной задачей для Церкви. Каждая епархия должна брать на себя все большую ответственность за свою собственную жизнь, свое духовенство и расширение. Это то, что потребуется для все более широкого распространения присутствия Церкви.
По мере того, как мы это будем делать, наша Церковь станет более многообразной и сможет служить все большему числу людей и возрастать в единстве веры от Святого Духа. Это позволит нам привлечь больше людей в дело служения, и исполнить свое призвание в распространении Евангелия.
Стратегический план, который был разработан в течение последних нескольких лет, является центральным элементом этого Собора. Он имеет ряд основных задач, которые будут предметом нашего обсуждения. Эти цели лежат в основе работы Церкви в течение следующего десятилетия. Они охватывают несколько основных направлений: проповедь Евангелия и просветительская работа, особенно с молодежью; приходская жизнь и реконструкция; православное единство; финансирование церкви, богословского образования и подготовки руководящих кадров. Все это важные цели для Церкви.
Очень важно, что мы подходим к ним не только в контексте нашей истории и идентичности Церкви, но и в более широком контексте видения основ того, как мы хотим, чтобы развивалась структура Церкви. Мы должны задаться вопросом, что требуется с точки зрения кадров и финансирования, и как мы собираемся находить и выделять ресурсы для выполнения этих целей.
Кто будет заниматься этой деятельностью? Приходы, благочиния, епархии или центральная администрация? Какова роль каждого уровня?
В моем представлении, ПЦА – это динамическая Церковь, нацеленная на миссионерскую и благотворительную деятельность, воплощающая Евангелие Иисуса Христа и стоящая за его полную целостность. Я надеюсь, что мы обратимся к миру с распростертыми руками, к тысячи людей, которые жаждут того, что Православная Церковь в Америке может предложить: литургическую, моральную и догматическую устойчивость и целостность, общину, в которой можно создавать свои семьи и жить своей жизнью, глубокое воспитание, духовная жизнь и возрастание. Наша Церковь является местом, где идеализм молодых и мудрость старших могут быть собраны вместе.
Три направления работы
Таким образом, я верю, что есть три основных направления, на которых мы должны сосредоточиться, исходя из десяти целей стратегического плана: миссия, молодежь и финансирование Церкви. У каждой из этих целей есть элементы, которые могут быть реализованы только на приходском, епархиальном или центральном уровне. Мы должны организовать конкретные проекты, которые помогут нам измерять наши успехи, и отметить достижения этих целей. В основном, однако, мы должны взять на себя обязательство работать на локальном уровне, а затем на епархиальном и центральном уровнях церковной организации.
Работа с молодежью
Мы должны найти способы, как привести людей к такому видению, которое подразумевает эти цели, чтобы их вдохновить на действие, и они взяли крест служения. Например, работу с молодежью лучше всего проводить на местном, приходском или благочинном уровне. Для этого очень нужны руки. И нужны такие руки, которые делали бы это эффективно и помогали людям возрастать в вере. Например, должны быть приходские молодежные программы, чтобы объединять детей в рамках программ благочиния и епархии. Потом могут быть слеты молодежи всей ПЦА, координируемые центральным отделом по делам молодежи.
То, что мы обязуемся сделать в первую очередь – это те самые местные программы на приходах и в благочиниях, а потом уже переходить на более широкие уровни. Потребуется, чтобы родители взяли на себя обязательства по организации мероприятий и работе с молодежными группами в своих приходах и благочиниях. Именно они определят, как и где это проводить, а также какое будет материально-техническое обеспечение всего этого.
Далее может быть организовано координирование между всеми уровнями таким образом, что эти программы будут взаимодействовать между собой. На центральном уровне, я хочу видеть молодежные слеты каждый год, в разных местах. Это может быть организовано на собраниях епархиальных руководителей по делам молодежи. Центральный уровень может также обеспечить или облегчить подготовку и обучение духовенства работе с молодежью.
Другим центром молодежной активности является Православное братство, одно из самых влиятельных учреждений миссионерской просветительской деятельности в Православной Церкви. Студенческая молодежь иногда покидает Церковь, но все же мы получаем много новообращенных. Братство нуждается в поддержке на приходском или благочинном уровне, содействии на епархиальном уровне, а также на национальном уровне. Опять же, нам нужны люди, которые вели бы работу в своих местных общинах в направлении содействия и помощи этим группам.
Большая часть работы Братства должна делаться самими студентами. Но она должна иметь поддержку ближайших приходов. Существуют региональные собрания Братства, такие как Рождественские конференции; приходы и епархии могут давать гранты на такую деятельность. И центральная церковная администрация может вносить вклад и поощрять национальные организации Братства. На этом уровне есть митрополит, который любит приезжать на собрания и конференции Братства и проводить беседы.
Миссионерская работа
Миссионерская работа направлена на других, чтобы привести их в Церковь ради их спасения. Миссионерская работа может вестись только на локальном уровне, и эта деятельность требует особого подхода. Необходим епархиальный надзор, особенно когда речь идет о назначении духовенства и других работников, а также о распределении ресурсов.
Тем не менее настоящая проповедь Евангелия и приведение людей в Церковь, возрастание в вере пришедших и появлении новых – это, в основном, дело священников, диаконов и мирян, которых благословляют на создание особых местных общин, за счет жертвы своей жизнью и средствами.
Центральная церковная администрация может созвать конференции по миссионерству, а также может привлекать средства для поддержки миссионерской работы и практики, но основная работа должна исходить от участия на местном уровне. Это может наиболее эффективно финансироваться епархией. Епархиальные гранты на миссионерскую деятельность как для новых общин, так и для восстановления и оживления старых приходов, могут даваться только на местном уровне. Если есть участие центра в финансировании, этим лучше всего управлять через епархии. Восстановление прихода – это такая же миссионерская деятельность, как и создание новых общин.
Финансирование Церкви
Финансирование Церкви, — один из основных вопросов этого Собора: не то, сколько мы вкладываем, а скорее, как мы распределяем наши ресурсы? Мы должны рассмотреть в более широком контексте, как финансируется Церковь в целом, работа в ней, ее духовенство. Мы должны смотреть, в первую очередь, на развитие и финансирование приходов, ключевого элемента нашей Церкви, основного места большей части нашего духовенства и прихожан, фокусироваться на жизни наших людей.
Люди имеют опыт жизни в Церкви в своих приходах и, во вторую очередь, в своих епархиях. Приход – это центр литургической и духовной жизни, центральное место евхаристической общины. Приходы также должны быть центрами активной деятельности духовенства, проповеди Евангелия, благотворительных программ для молодежи, пожилых людей и других. Для этого они должны хорошо финансироваться, и духовенству нужно выплачивать прожиточный минимум.
У нас есть рекомендации по оплате труда духовенства, и они должны быть соблюдены. Каждый священник должен участвовать в системе пенсионного обеспечения ПЦА. Каждый священник должен быть свободен от финансовых проблем, чтобы он мог свободно служить, наставлять и заботиться о людях на своем приходе, дабы у нас было духовенство, которое создает общину.
Епархии должны быть одинаково активны, контролируемы, финансируемы; должны координировать духовенство, программы и информационно-просветительскую деятельность; должны заботиться о том, чтобы служение и духовенство объединяли и содействовали жизни прихода.
Миссия, непрерывное образование, межправославные мероприятия – это преимущественно епархиальные программы и функции духовенства. Эти виды деятельности находятся в центре проповеди, миссионерства и восстановления приходской жизни на существующих приходах. Они исходят из евхаристической общины. Но это все занимает финансовые ресурсы.
Один из вопросов, который меня больше всего беспокоит, это тяжелое положение столь многих наших священнослужителей, а также наших епархий. Так много священников с трудом сводят концы с концами в финансовом отношении и вынуждены работать на других работах, также приходится работать их женам, чтобы заплатить за страховку. Я слышал, что некоторым даже выдают продовольственные талоны. Это позор для нашей Церкви!
Большинство наших священников, так или иначе, идет на самопожертвование ради Церкви в финансовом плане. Для скольких миссий и малых приходов священник основной жертвователь? Для скольких миссий и приходов нужно делать выбор между прожиточным минимумом для священника и приходской работой? Замечательно и похвально жертвовать, но это должно быть добровольным. И это должно быть добровольным со стороны не только священника, но и его жены. Вынужденная бедность – это другое.
Наше духовенство хорошо образовано, и заслуживает того, чтобы к нему относились с уважением. Это включает в себя и то, как они оплачиваются. Для того чтобы эффективно развивать миссионерство и работу духовенства, необходимо заплатить не только священнику, но там должны быть средства на поддержку работы духовенства в рамках приходской общины. Это должно исходить от самого прихода, а не внешнего финансирования.
Тесно связано с этой ситуацией положение в столь многих наших епархиях. Епархии сильно недофинансируются, некоторые до такой степени, что у епископа едва выходит прожиточный минимум. Не говоря уже о том, что почти нет денег на программы, служение, и духовенство. Некоторые епархии не могут позволить себе секретаря или помощника епископа, не говоря уже о том, чтобы делать что-то еще. Другими словами, система сборов оставила нас почти банкротами и частично парализовала нашу деятельность.
Но что, если мы представить себе другую модель. Модель епархии, где средства возвращаются на приходы, что облегчает финансовое бремя, существенно финансирует миссионерскую деятельность, и адекватно оплачивает работу священника.
Есть, как минимум, три епархии в нашей Церкви, которые сделали это: Юг, Запад и Средний Запад, каждая своим способом. На Юге и Западе, епархия управляется отчасти наподобие банка, принимая депозиты и одалживая деньги, предоставляя гранты, и гарантируя выплаты по кредиту, ограничивая при этом оплату прихода 25% своего дохода. Это способ, когда приходы помогают приходам посредством управления из епархии.
Этот способ опирается на основы системы десятины. Он может работать только в том случае, если люди будут платить десятину приходу, а приход епархии. А в идеале, еще и епархия центральной администрации. Мы должны рассмотреть эту модель церковного финансирования. Критически важно то, что эта модель развивается и положительно влияет на приходы. Это способ нашей жизни в Церкви, и существования местного духовенства. Далее выгоду получает епархия по мере того, как приходы развиваются, и у них будет достаточное финансирование для поддержки благочиния и епархии, а также центральной администрации.
Займет время, чтобы перейти на десятину. Но это правильный путь для поддержки нашей Церкви. Если мы заявляем, что мы православные христиане, то мы должны действительно быть православными. Это означает только одно: соответствовать Христу через послушание Евангелию и стремление к жизни в соответствии с учением апостолов и святых отцов. Это еще один аспект того, что значит положиться на Бога и учиться следовать Его воле. Это также означает, что мы должны отказаться от мудрости и ценностей этого мира, и жить по учению Евангелия.
Ничего, кроме креста
Если мы в Церкви, то мы должны соответствовать ей. Мы не можем быть православными христианами на наших собственных условиях. Мир будет ненавидеть нас, будет чувствовать, что мы судим и осуждаем его, если мы не будем ей соответствовать. И нас будут поносить, отвергать и преследовать в ответ. Но если мы христиане, чего же нам ожидать? Ничего, кроме креста.
В нашей жизни и убеждениях мы показываем мир вокруг нас, что есть другой путь, который ведет к истинному счастью и исцелению души. Мы можем ясно видеть, что мирской путь – путь к смерти, сокрушению и отчаянию. Путь Иисуса Христа ведет к исцелению, счастью и вечной жизни. Это означает, что в нашем светском обществе мы выступаем за образ жизни и ценности, которые часто противоположны тому, что является политически корректным. Во-первых, мы верим в Бога и в Его Сына, Иисуса Христа, и Святого Духа.
Мы выступаем за целостность и святость брака одного мужчины с одной женщиной и на всю жизнь. Мы выступаем за целостность и единство семьи, сколько бы ни было поколений. Мы выступаем за защиту, ценность и святость человеческой жизни от зачатия до последнего дыхания человека. Мы выступаем за ценности целомудрия и девственности, стремление к чистоте души и тела, целомудренному браку, не допуская никакого прелюбодеяния, и целомудренной неприкосновенности в интимной дружбе между мужчинами и между женщинами. Мы ценим монашескую жизнь приверженности ко Христу в общине, в нестяжательстве, девственности и самоотречении.
Эти ценности показывают, как мы, православные христиане, ценим каждого человека, как красивого и уникального, достойного любви и уважения, как мы ценим уникальность мужчины и женщины.
Есть тысячи людей в наших трех странах на этом континенте, которые жаждут устойчивости и целостности православия. Позвольте нам удостовериться, что они могут не только услышать наше послание, но мы также оправдаем то, чего от нас ждут.
Мы должны сделать так, чтобы наша позиция была известна всему обществу. Мы призваны быть подобными дрожжам, которые поставили на закваску и получили много теста. Быть подобными специям, которые придают вкус пище. Мы призваны быть ароматом присутствия Царства Божия по благодати Святого Духа в центре нашего порочного мира. Единственный способ, как мы можем это сделать, – стремиться успокоить наши умы и наши сердца, чтобы остановить крик наших мыслей, и слушать, как говорила нам матушка Иулиания Шмеман, тот «тихий голос», который поведет нас в согласии с волей Божией.
Перевод — Денис Биштейнов специально для «Правмир». Оригинал текста на английском языке: oca.org
Читайте также: