Эти есенинские строки общеизвестны, они превратились почти в банальность, а между тем, высказанная в них истина не безусловна. Исаакиевский собор на расстоянии пятисот метров кажется вполне соразмерным остальным зданиям. И лишь приблизившись к нему вплотную, понимаешь: громадина.
Анатолий Волков. На расстоянии необременительного приятельского общения он производил впечатление симпатичного, умного, доброжелательного собеседника, острослова, но… не более того. И даже при более близком знакомстве оценить по достоинству его недюжинный интеллект и колоссальные знания было, думаю, невозможно. Слишком многогранным человеком он был, слишком со многими общался, слишком на разные темы вел беседы.
Его многие не воспринимали всерьез. Да и неудивительно: станет ли взрослый серьезный человек тратить все свободное время на разговоры в Интернете?
А Анатолий тратил. Он был зарегистрирован как минимум на пяти православных форумах и ежедневно участвовал в нескольких дискуссиях.
А потом начался процесс воцерковления. Точнее борьбы с церковью. Меня чему-то все время пытались научить, а я отвергал и опровергал. Ага, с помощью отцов Церкви. И чем больше отвергал и опровергал, тем больше воцерковлялся в Предание.
А потом однажды в трудную, отчаянную минуту очередного борения почувствовал присутствие этого самого «своего» Бога. Настоящего и Живого. И начал заново перечитывать и перепонимать Предание. Оказалось, что это Он и есть».
Он преподавал детям в школе физику и ОПК, вел цикл предметов своего авторского курса «Мировоззрение».
А в Интернете каждый день спорил с атеистами, чаще всего, укладывая их на лопатки безупречной логикой и стройной аргументацией каждого тезиса. Он доказывал бесперспективность поиска Бога научными методами; просто, не превозносясь и не снисходя, делился своими знаниями в области философии, социологии, культурологи и — что самое ценное — личным опытом веры.
Он был светлым человеком, светящимся даже. И тепло его дружбы щедро изливалось всем. Поэтому так сильна теперь боль утраты.
«Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстояньи».
Все же прав поэт. Это от Мариинского дворца в Петербурге стометровый Исаакий выглядит небольшим, а при подходе вплотную – ненужно громадным. Если же отплыть по Неве подальше, все обретает истинные размеры и светлый купол собора взлетает над городом. Тогда понимаешь, что Петербург без него – невозможен…
Большой, красивый человек Анатолий Волков умер 23 сентября. Истинные масштабы этой личности и истинные размеры утраты нам еще предстоит осознать.
Татьяна Гарина
В качестве продолжения публикуем несколько рассказов Анатолия Николаевича Волкова о школе
Колчак в Прощенное Воскресенье
Иду это я сегодня домой… Благостное такое чувство, размышляю о высоком. Нет, правда, сегодня меня посетило одно ощущение, которого я раньше никак не мог понять, а тут вдруг смог вербализовать, но сейчас не об этом. Иду это я и размышляю о высоком.
Вхожу домой. Из одной комнаты доносится ржание, ну это понятно, это дети напоследок смотрят чего-то с лошадью в главной роли, но из другой-то комнате доносится не просто ржание, а ржание вперемежку с всхлипами и воем. Тосклиииивым таким. Ну вот, опять жена проверяет сочинения любимцев и любимиц. Опоздунов и опозданок.
Я естественно вынуждено присоединяюсь.
Это все про того же несчастного Колчака. По фильму.
Врезались в память две фразы:
Адмирал Колчак на мой взгляд герой России, потому что оставался мужчиной несмотря на оторванные матро- (следующая страница) ские руки и ноги, то есть был галантен и добр.
Адмирал Колчак конечно герой России, но я лично считаю, что он такой же бандит как и Ленин (Ульянов), потому что убивал людей не за законство, а за свои убеждения.
Во втором случае мне даже удалось в честь сегодняшнего праздника уговорить жену простить ему «законство» и поставить пятерки по всем трем предметам — по истории, литературе и русскому.
А еще одной девочке я самолично поставил четверку по информатике при всех остальных тройках.
У нее социнение состояло из четырех частей:
первая часть — история чехословацкого мятежа в сибири.
вторая часть — история экспедиции де Голля в Арктику.
третья часть — реценция на фильм Адмирал.
четвертая часть — описания ошибок в бое мининосца с бронесносцем.
А в конце личное мнение, явно не из интернета: «Адмирал Колчак для меня пример типичного советского офицера, только зря режиссер его в конце фильма убил».
PS Ах да, о высоком. Мне вдруг подумалось… А ведь это вся Церковь у меня сейчас прощения просит…
Керенский — биатхонист
Продолжение байки про яйцо.
Пересдача за третью четверть уже в девятом классе.
Действующие лица те же. Девушка — этакая надменная светская красавица, разговаривает с учителями с брезгливым прононсом и сквозь зубы. Двойка и притом уже вторая. Поэтому задание задание было прочитать один единиственный параграф в учебнике и уметь ответить на вопросы к нему. Тема февральская революция.
На вопросы она ответить не смогла, пересказать параграф тоже. Тогда пошли наводящие вопросы.
— Скажите кем был в 1917 году Керенский? — тишина.
— Вам знакома эта фамилия?
— Я гхумаю да.
— А кто он был? Может быть политический деятель?
— Я гхумаю нет.
— А кто?
— Я гхумаю это был … биатхонист.
— Кто?
— Ну, биахонист.
— Что такое биатхонист?
— Ну как обхяснить, есхи вы не знаете даже что такое бихатхон… Сначаха они на хыжах, потом стхеяют.
Роль Ленина в русской истории
Сегодня жена проводила дополнительную контрольную в девятых классах для тех, кто хочет вместо тройки за четверть иметь четверку. Надо было ответить на один вопрос по выбору. Один из вопросов был «Как вы считаете, какова роль В.И. Ленина в русской истории». Разнообразие ответов мимо смысла поражает, но: видимо под влиянием прошлых дебатов о фильме Адмирал, аж три человека уверенно решили, что Ленин это известный полярный исследователь девятнадцатого века. А один мальчик (мой постоянный помошник с локалкой) даже протестовать взялся: Я знаю, что Ленин — это первый атомный ледокол, но мы этого еще не проходили и нечего спрашивать.
Моя версия: он прав, а жена нет.
В учебнике везде ясно написано «В.И. Ульянов» и только несколько раз «В.И. Ульянов (Ленин)». Кому придет в голову обращать внимание на то, что в скобках? Они просто не врубились что за «(Ленин)» и какое отношение оно имеет отношение к Ульянову.
И только один сам догадался, что это погоняло и означает оно Ульянов-ледокол.
В общем, я отстоял четверку для человека учащегося думать и сопоставлять.