Преподобный Анатолий, старец Оптинский (старший)

25 января / 7 февраля – день памяти одного из самых известных святых Оптиной Пустыни – преподобного Анатолия (старшего). Чем он запомнился, какая черта была наиболее яркой в его духовном облике и привлекала внимание тех, кто оставили о нем воспоминания?

Не будет преувеличением сказать, что это смирение и послушливость. Присущая, вообще всем оптинским старцам, у о. Анатолия (Зерцалова) она проявилась так явно, что учителя ставили его в пример другим, уже не опасаясь того, что это может повредить ему самому…

«Начальник»

Необычная картина предстала однажды перед взором одной из посетительниц старца Амвросия. Ожидая приема в его «хибарке», она с поспешностью направилась в келью, едва старец позвал к себе, но, не успев переступить порог, замерла в нерешительности: на коленях перед батюшкой, не меняя положения, стоял другой священник. А о. Амвросий, заметив ее замешательство, и весело посматривая на нее, произнес: «Рекомендую: мой начальник». Эпизод этот остался в памяти надолго. В том, другом священнике, она узнала начальника Иоанно-Предтечского скита, о. Анатолия.

Были, видимо, у батюшки причины так, по-отечески, шутливо, «пробрать» гостью: дескать, смотри-смотри, как монахи живут, начальствующий не пренебрегает послушанием и почтительностью,  и прими к сведению.

Это был уже итог, «плоды» оптинской духовной школы. А прежде и о. Анатолию пришлось немало потрудиться. Оба его наставника, о. Амвросий и о. Макарий, любя его и выделяя как способного к обучению, берегли, как зеницу ока, от горделивости и «самоцена».

Уже наученный основам внутреннего делания, многое понимавший, о. Анатолий не избегал порой и строгих вразумлений.

Приехал как-то в Оптину преосвященный Игнатий (Брянчанинов) и выразил пожелание побеседовать с кем-нибудь из иноков, кто проходит молитву Иисусову, назидаясь писаниями святых отцов. И так понравилась епископу беседа о. Анатолием, такими рассудительными показались ответы, что при расставании Владыка выразил ему свое удивление и радость от того, что повстречал такого образованного брата.

Тут-то и попался о. Анатолий «под палочку» батюшки Макария. В рассеянности, умом еще пребывая в беседе с епископом, на вопрос своего старца об ее содержании, он в простоте рассказал все, как было, не скрыв и слов похвалы. Очень огорчился тогда отец Макарий, и при всех легонько побивая его, бранил: «Ах, ты, негодяй, вообразил о себе, что он такой хороший! Ведь преосвященный  – аристократ, на комплиментах вырос, он из любезности и сказал тебе так, а ты и уши развесил, думая, что это правда!» – Суровый выговор на взгляд мирян, а о. Анатолий на батюшку своего не имел обиды, и сам уж зная, что похвала для монаха, что пыль, а строгость с любовью эту пыль смахивает, возвращает к собранности, для монаха необходимой.

Впрочем, если и набегала когда-нибудь на душу батюшки легкая тень тщеславия, чувство это не укоренялось в нем, не на чем было ему закрепиться…

От юности монах

По происхождению своему о. Анатолий был будто создан для жизни в Оптиной Пустыни: родился он в 1824 г. неподалеку от этих мест, в Калужской губернии, в семье сельского диакона. В святом крещении получил имя Алексея, в честь Алексея, человека Божия. Черты его небесного покровителя рано проявились и в его характере: скромность, любовь к молитве, благоговейность, почтение к родителям. Устремление к монашеству проявилось в нем рано, едва не поддался порыву уйти пустынником в Рославльские леса, но, подчиняясь желанию родителей, поступил учиться: сначала в Боровское духовное училище, а по окончании курса  в Калужскую семинарию.

Когда же закончились годы обучения, Алексею не раз предлагали место священника, однако мысль о монашестве удержала его от того, чтобы прочно обосноваться в миру. Служил он в казенной палате, а жил уединенно, несуетно, в родительском доме. И в обстановке, подчиненной годичному циклу постов и праздников, привязанной к распорядку церковных служб, где главной радостью были паломничества по святым местам к преподобному Сергию и в Хотьково все больше укреплялся в своем желании со временем оставить мир. Там, в монастыре, для него была жизнь полная, от того с такой легкостью поддержал он желание начать иноческую жизнь в своей сестре,  еще прежде него поступившей в обитель, в Хотьковский монастырь.

Тяжелая болезнь (открывшийся туберкулез) определила судьбу Алексея. Родители отпустили его в монастырь с благословением. Он был принят в братию Оптиной Пустыни преподобным Моисеем, и в ноябре 1862 года принял постриг с именем Анатолия, в честь Патриарха Цареградского.

И тут для него начались уроки терпения. Из его жизни в Оптиной послушником и иноком сохранились сведения о том, что его часто перемещали из кельи в келью. С юности он был приучен к чистоте и порядку, и, переходя на новое место, начинал все мыть. А привыкать к новой обстановке ему не давали: несколько келий, несколько соседей сменил за короткое время. Но и это послужило к приобретению опыта. Позднее, в письме к одной из своих духовных воспитанниц, о. Анатолий сможет найти для монахини, искушаемой теми же неудобствами слова утешения: для того посылается это, чтобы помнила душа о том, где дом ее настоящий, вечный, и стремилась к Отечеству небесному. А «наградой» за терпение иноку стало окормление у великих оптинских старцев.

В 1870 г. о. Анатолий был посвящен в иеромонахи. Известия о способном священнике достигли Синода, и о. Анатолию прочили настоятельство: в августе 1871 г. уж и указ вышел о назначении его наместником Спасо-Орловского монастыря Вятской губернии, с возведением в сан архимандрита. Да только батюшка Амвросий его не отдал: упросил оставить его при себе, в скиту, сначала помощником, потом благочинным, а после   и скитоначальником.

Так и оказался о. Анатолий на годы связан со святым старцем, войдя в его труды и при основании Шамординской Казанской Пустыни. Сам уже очень немощный, прикованный к одру болезни, батюшка Амвросий поручал о. Анатолию ведение практических дел, и окормление сестер обители, частенько повторяя: «Я редко вас беру к себе на беседу потому, что я за вас спокоен: вы с о. Анатолием».

Двадцать лет служил о. Анатолий насельницам Шамординского монастыря, принимая, по благословению старца Амвросия, и сестер из ближних епархий. В Казанской Пустыни он сам обучал сестер уставу богослужения, учил их петь, первое время каждый день присутствовал на службах.

Игумения монастыря мать София (Болотова), духовная дочь преп. Амвросия, образованная, происходившая из дворянской семьи, всегда отзывалась об о. Анатолии с почтением.  Матушка говорила, что истинный монах не отличается в приемах обращения с людьми от самого благородного аристократа, а внутреннее различие между ними в том, что у человека из благородного сословия такт проистекает по большей части из наружных правил поведения, из этикета, а у настоящего монаха из любви к ближним. И, вот, отец Анатолий был для нее таким аристократом духа.

Письма

Непростое дело духовное водительство, и еще более непростое  окормление женских монастырей. Надо было быть достаточно искушенным, чтобы, распутывая «узелки» духовной брани, не поранить души, не оскорбить суровостью и не поддаться раздражению, когда плодов подвига было еще не видно.

Сегодня поучения о. Анатолия (Зерцалова) включены во многие сборники, и, читая их, замечаешь, сколько терпения положил батюшка, отогревая сестер своим вниманием и понемногу исправляя внутренний строй каждой  разного возраста, разного устроения.

Двадцатилетнюю он ободряет шуткой и удерживает от желания опередить время: «Не унывай. Хоть ты и борима от страстей – несмотря, как пишешь, на свои преклонные лета, так как тебе уже более двадцати лет, – но ты все-таки не унывай. Страсти борют иногда и в 30, и в 40, и в 50, и в 60, и в 70 лет»*. Более старшую по возрасту удерживает от «мнения»: «Делай по силе и не цени сама своих заслуг, и не считай добродетелей, а зри и счисляй свои немощи и грехи, и Господь тебя не оставит никогда»**. А ослабленную, старенькую, утешает: по немощи и в келье, и даже лежа можно помолиться, и не в осуждение будет попросить у матушки отпустить с послушания, когда тяжело.

Особенно же бережен батюшка был с юными, оставившими мир и встретившими в монастыре тяготы и скорби. Напоминая девочкам-послушницам и инокиням о том, что скорбей не избежать ни в монастыре, ни за его оградой, он, все же, указывает на высоту их призвания: «Венец девства есть высшая христианская добродетель, она есть красота и венец Церкви…Святитель Димитрий Ростовский учит: “Отыми у Ангела крылья, и он будет девица. И дай девице крылья, и она будет Ангел”»***

На все – своя мера, все – с рассуждением, и всех, начинающих и утружденных сестер батюшка утешает: не унывай, уныние главный враг монашествующих; пусть сейчас труд нелегок, а «…доля монашек ужасно высока, от того она и тяжела здесь»****.

В наставлениях старца Анатолия есть немало вещей, полезных и для мирян. Вот, например, о хранении мира, о том, что нужно прощать с легкостью: «Все терпи – будешь и сама мирна, и другим доставишь мир! А начнешь считаться  – мир потеряешь, а с ним и спасение»*****

Или, еще, небольшое, но такое по-отечески проницательное замечание о том, как молиться: «Не хитри на молитве, а веди дело проще. Господь сказал: Аще не будете яко дети, не можете внити в Царствие Божие»******.

Таких кратких, но запоминающихся наставлений рассыпано в его письмах множество. Но, что несколько отличает их, выделяет из оптинского наследия, это какая-то особенная, личная, выросшая из жизненного опыта, сопричастность к тем, кому ведомы тяготы. Как обращение ко всем, кто устал на подъеме и порой не находит уже сил терпеть посылаемые испытания, обращены дивные, укрепляющие слова: «…всякая душевная рана там возсияет паче дорогого алмаза; но все же радость всеобщая будет так велика, что мы только, глядя на ближних, будем утешаться и веселиться. Так хороши там будут все страдавшие здесь.»*******

…Может быть, в этот день, когда Церковь совершает память преп. Анатолия Оптинского, кто-то из наших читателей найдет время, чтобы перечитать письма, «побыть со старцем наедине». Мы обращаемся к святому, и он рядом…

Читайте также:

Святой Анатолий Оптинский: Мудрость в простоте. «В Оптиной пустыни батюшку так и прозвали – «Маленький», чтобы отличать его от о. Анатолия (Зерцалова) – начальника скита».

Советы преподобных старцев Оптинских


* Душеполезные поучения Преподобных Оптинских старцев. Издание Введенской Оптиной Пустыни. 2006. Т. I. С. 108.

** Там же. С. 196.

*** Там же. С. 187.

**** Там же. С. 516.

***** Там же. С. 405.

****** Там же. С. 424.

******* Там же. С. 126.

Использованные источники и литература:

  1. Душеполезные поучения Преподобных Оптинских старцев. Издание Введенской Оптиной Пустыни. 2006.
  2. Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев Оптинских. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2007.
  3. Преподобные старцы Оптиной Пустыни. Жития. Чудеса. Поучения. Православный приход Хама иконы Казанской Божией Матери в Ясенево. 2000.
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.