86% россиян не сталкивались с недружелюбным отношением к себе в православных храмах: недружелюбие со стороны священнослужителей отмечают 8% опрошенных, еще 6% затрудняются с ответом. С недружелюбием со стороны пожилых прихожанок столкнулось 11% опрошенных. Интересно отметить, что активные участники приходской жизни чаще сталкиваются с недоброжелательным отношением к себе, чем «захожане».
Таковы результаты опроса, проведенного Социологической службой «Среда». Их комментирует политический обозреватель телеканала «РОССИЯ» Андрей Кондрашов.
Я скорее «захожанин», чем прихожанин, в храмах бываю не чаще одного-двух раз в месяц. Но неоднократно бывал как объектом, так и свидетелем недружелюбного отношения к людям в храмах.
Причины, как правило, похожи, но чаще всего: не выключенный телефон (и здесь я скорее на стороне критикующих старушек). Здесь комментировать нечего: заходишь в храм — выключай связь и не провоцируй хранительниц дисциплины на весьма жесткие поучения.
Однако второй, наиболее частый, на мой взгляд, повод для мелких конфликтов, достоин внимания большего. Всем нам знакома ситуация, когда явно не воцерковленный человек теряется в храме, и, стоя с только что купленными свечками, пытается задать вопрос всякому стоящему рядом. Люди подчас опасаются поставить свечку «не туда».
Занятые службой или иными делами священнослужители чаще всего игнорируют дилетантов, проходят мимо. Случается, что пожилые прихожанки помогают новичкам, но бывает, что вместо помощи выливают ушат критики: «ходют тут, сначала бы грешить перестали, а потом ходить, праздников не знают, ничего не уважают…..» и так далее..
Есть случаи вопиющие. Году в 2004-м, объезжая в качестве туриста западные области Украины, приехал в Почаевскую Лавру в Тернопольской области — красивейший монастырь, жемчужина Московского Патриархата на территории разъеденной униатством Украины. Неловко задал вопрос дьякону, молящемуся за какой-то изгородью. Получил в ответ едва ли не проклятья. В этот момент десятка два пожилых прихожанок, как по команде, стали практически «выносить» меня из храма, с криками, ударами, щипками.
Кое-как сберег крест на шее и сумел не скатиться по каменной лестнице, куда был вытолкан из храма. Такой рассказ я бы воспринял за воспаленные фантазии украинофоба, если бы все это не случилось со мной лично и в присутствии моей жены и тещи. Чем объяснить поведение прихожан? До сих пор не знаю ответа на этот вопрос.
Все это, разумеется, не остановит меня от поездки в ту же Лавру в следующий раз при случае, и уж тем более не изменит моего отношения к Церкви в целом. Однако мне приходилось встречать людей, даже ВЕРА которых была во многом поколеблена из-за разочарований в священнослужителях, из-за конфликтов в храмах…
Впрочем, с течением времени ситуация явно меняется к лучшему. Радует, что все чаще в храмах предлагают косынки для женщин (непокрытая голова — вечная причина того, что твоя спутница остается за дверями храма). Радует, что теперь гораздо больше терпимости к женским нарядам. Были времена, когда женщина не могла зайти в некоторые храмы даже в брюках, из-за критики пожилых прихожанок.
Читайте также:
Протоиерей Алексей Уминский: никто не должен сталкиваться с недоброжелательностью в храме