Источник: газета «Крестовский мост»
Основы православия пытаются заменить светской этикой
В апреле будущего года во всех школах страны вводится курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Каждый школьник и его родители вправе выбрать свой модуль в рамках курса. Есть шесть вариантов: православие, ислам, буддизм, иудаизм, история религий и светская этика. Глядя на многотысячные очереди к Поясу Пресвятой Богородицы, не сомневаешься, что особый спрос в столице будет на основы православия. Но удастся ли его удовлетворить? В этом сильно сомневается профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев.
— Готовность к введению нового курса в Москве и области, можно сказать, нулевая, — говорит он. — Изо всех регионов сейчас идёт одна и та же информация: местные органы образования оказывают жёсткое давление на директоров школ, чтобы те шли на банальный подлог. Родителей лишают возможности выбора. Делается это так. Директорам приходит указание немедленно сдать результаты опроса родителей: кто какой вариант избирает. На собрания вызываются не все, полной информации о курсе не дают, а иногда прямо говорят: «Все должны выбрать что-то одно!» Был случай, когда родителям, желающим учить ребёнка православию, предложили… перевести его в другую школу: дескать, религию изучают там, а у нас только светскую этику.
— Ради удобства чиновников и к радости некоторых «толерастов» гробится главный смысл проекта, — полагает отец Андрей. — Фактически идёт саботаж. Многие педагоги сегодня дезориентированы. И снова по вине Министерства образования, которое не позаботилось о том, чтобы заранее заказать написание методических материалов. В православной прессе били тревогу ещё в прошлом году. Ответом было молчание. И только два месяца назад в министерстве вспомнили о методичках. Не хватает подготовленных преподавателей ОПК.
Андрей Кураев считает, что подобная вялость и забывчивость органов власти имеют идеологическую причину:
— Для них кажется самым важным с помощью нового школьного предмета усилить толерантность. Но из начальный смысл проекта в том, чтобы ребёнок мог знакомиться со своей родной культурой, воспитывался в ней, а не в том, чтобы он проникся симпатией к гастарбайтерам и делился с ними конфетками. Толерантность в данном случае — дело пятое. Главное — научиться понимать своё. Как только в министерстве вернутся к изначальному смыслу и перестанут гнушаться контактов с Церковью и церковными людьми, многие проблемы будут решены. В Москве есть духовные учебные заведения и достаточно мирян, подготовленных к преподавательской работе. Мы готовы оказывать школам кадровую и методическую помощь. Может, чиновники, которые пытаются сузить выбор, свести шесть курсов к одному или двум, пытаются тем самым сэкономить деньги? Нет, средств у министерства достаточно, и вопрос — именно в идеологии. Эксперимент в регионах показал, что наиболее успешно дела идут там, где власть налаживает разумное сотрудничество с местной епархией (в Тамбовской, Вологодской, Свердловской областях). Там, где взаимодействия нет, всё валится из рук. Новую идею предложили недавно на заседании общественного совета при Минобрнауки: рассказывать школьникам, избравшим основы родной религиозной культуры, и о других религиях.
— В итоге ничего не выйдет, кроме каши в голове, — убеждён отец Андрей Кураев. — Какая может быть сравнительная история религий для десятилетних малышей? У них вообще ещё нет курса истории! Дайте им хотя бы узнать о своём! Им же не предлагают сравнительную лингвистику. В старшей школе — пожалуй ста. Но не надо под лозунгом знания чужой культуры убивать возможность погружения в свою.
Беседовал Михаил УСТЮГОВ