В ночь с 26 на 27 марта 2012 года неизвестные осквернили православный храм святителя Митрофана Воронежского, находящийся в Москве, на 2-ой Хуторской улице. На ограде храма была нарисована свастика и лозунги освободить участниц провокации в храме Христа Спасителя.
Как церковной общественности реагировать на произошедшее? Ждать ли новых кощунств? Что сделать Церкви, чтобы успокоить общество? Ситуацию комментирует Андрей Золотов, главный редактор журнала «Russia Profile».
Отец Дмитрий Смирнов и его храм святителя Митрофания Воронежского — мои соседи, моя дочка училась в их замечательной приходской школе, а теперь ходит там в художественную школу. Поэтому прежде всего я хочу выразить глубоко уважаемому мною отцу Дмитрию и всем членам его многочисленной, деятельной общины свое сочувствие, прямо хочется сказать «со-болезнование» в буквальном смысле этого слова. Эта акция очень неприятна и мне, тем более, что я живу в соседнем доме с храмом Митрофания Воронежского.
Я не следователь, да и как журналист не занимаюсь расследованием этой акции, но мне кажется, что это — действия, направленные на эскалацию общественного конфликта вокруг печально известной женской группы. Неправильно его представлять как конфликт Церкви и светского общества.
В этом конфликте гораздо более, чем две стороны, много нюансов, задеты чувства людей, идет острая дискуссия как в обществе в целом, так и внутри Церкви.
В результате все приобрело уже очень болезненный характер того, что православные часто называют «постовым искушением» — люди радикализируются в спорах и иногда даже старые друзья ссорятся на этой почве.
Если сначала общественное мнение было безусловно на стороне Церкви и многие даже далекие от Церкви люди высказывали свое возмущение акцией женской группы, то впоследствии, когда несколько подозреваемых были арестованы, повестка дня изменилась и общественное мнение повернулось против Церкви, по крайней мере против тех заметных голосов в Церкви, которые требуют отмщения. Внутри нашего церковного сообщества впервые, наверное, в условиях свободы весьма болезненно происходит обсуждение того, как христиане должны вести себя перед лицом неблагоприятного к себе отношения.
Граффити на храмовой ограде, тем более с изображением свастики — это отвратительная хулиганская акция, оскорбительная для верующих, хотя она и не тянет, на мой взгляд, на осквернение храма. Кое-где в нашем районе есть, конечно, надписи на стенах, но таких крупных, ярких и демонстративных я не видел никогда. Поэтому мне трудно предположить, что это какая-то местная шпана случайно мимо шла и написала — раньше она этого не делала.
В то же время храм Митрофания Воронежского — это не какой-то заметный храм в центре Москвы. Это маленький храм на перекрестке двух маленьких улиц и тупика в тихом районе за пределами Третьего кольца. То есть, скорее всего, кто-то специально сюда приехал, зная, что здесь служит яркий, популярный, медийный и любящий общественную полемику священник, и бросил ему вызов, рассчитывая на жесткую ответную реакцию, прежде всего в СМИ, с целью дальнейшей эскалации общественной напряженности.
Сегодня уже многое сделано, в том числе и со стороны людей Церкви, чтобы этот конфликт наращивать. Я думаю, что есть ситуации, в которых лучше всего промолчать или высказываться подчеркнуто осторожно. Как бы нам ни было больно и обидно! Вспомнить слова молитвы Ефрема Сирина, которую в церкви произносят сейчас каждый день, а действуем мы в основном противоположно каждому ее пункту. Представьте себе, что бы случилось, если бы, по ее словам, вместо «любоначалия и празднословия» мы вдруг обратились к «смиренномудрию, терпению и любви», да еще и «не осуждали брата своего»!
Что же до общества в целом, то правоохранительные органы, наверное, должны делать свое дело, не прибегая к жестокостям типа ареста на два месяца по подозрению в хулиганстве. Люди творческие и политически активные могут, наверное, подумать о пределах своей свободы творчества или методах выражения протеста. Журналисты — с удвоенным усердием выбирать слова. Общественные организации и фигуры, имеющие общественный авторитет — утихомиривать страсти, а не разжигать их. Во всей этой истории много важных для общества дискуссионных вещей. Но для того, чтобы приблизиться к какому-то конструктивному разговору на эту тему, не говоря уже о выработке консенсуса, надо прежде всего остановить эскалацию напряженности, перестать провоцировать друг друга и немножко успокоиться.
Подготовила Мария Хорькова.
Читайте также:
-
Протоиерей Димитрий Смирнов об осквернении храма: Дьявол открыто заявил нам о своем существовании (+ Видео)
-
Священник Сергий Круглов об осквернении храмов: Нельзя отвечать бесу его же оружием — местью
-
Прот. Сергий Правдолюбов об оскверненном храме: Вспомнить опыт новомучеников, убрать, почистить и терпеть
-
Священник Константин Камышанов: Осквернение храмов — организованная атака на традиционное общество в России
-
Что священник скажет «Pussy Riot»?
-
Руссо туристо, облико морале