Англичане консервативней русских эмигрантов
«Православный Лондон — город контрастов» — так была заявлена тема лекции, которую протоиерей Михаил Дудко прочитал 17 декабря в Илиинской гостиной при храме Илии Пророка в Черкизово. С конца 2006 года до июля 2013 он прослужил в Лондоне в Успенском кафедральном соборе. Отец Михаил отметил, что многие русские люди находятся в таком же сложном экономическом и юридическом положении, как трудовые мигранты из Средней Азии в Москве.
Михаил Дудко
Русские гастарбайтеры в Лондоне
По разным данным сегодня в Лондоне проживает от ста до трехсот тысяч русскоязычных людей. По словам отца Михаила, среди русских в Англии есть олигархи и просто очень богатые люди, есть высококлассные специалисты (например, компьютерщики), которые приехали на работу по приглашению крупных компаний и преуспевают, но много людей очень бедных, живущих на птичьих правах.
Это, как правило, русские из Прибалтики, Молдавии, других бывших республик, выдавленные из своих стран недоброжелательным отношением к русским. Часто они снимают одну комнату на несколько человек, многие из них имеют проблемы с законом, работают нелегально. «Если бы речь шла не о Лондоне, а о Москве, мое выступление можно было бы назвать „Исповедь православного таджика“, — сказал отец Михаил. — Я теперь, когда вижу в Москве людей из Средней Азии, отношусь к ним с сочувствием и симпатией, потому что многие русские люди в Лондоне находятся в таком же положении, и мне не раз приходилось решать их визовые, экономические и юридические проблемы. Я им сочувствую, хотя понимаю, что нелегальная эмиграция — зло, с которым надо бороться».
Среди прихожан Успенского собора есть и преуспевающие русские, и нелегальные мигранты. Вторые из-за их полулегального пребывания порой оказываются перед нравственным выбором. Одна женщина из Молдавии как-то пришла к отцу Михаилу и сказала, что уволилась с работы, так как ее заставляли снять крест. Работала она продавщицей фруктов. Когда она наклонилась за фруктами, начальник увидел крест. «Ты можешь продолжать работать, но должна снять крест», — решительно сказал он. Он сослался на слова премьер-министра Англии о том, что дресс-код компании должен иметь преимущество перед возможностью носить открыто религиозные знаки. Обратиться к адвокату женщина не могла — в Англии адвокаты тоже дорого берут за услуги, — проконсультироваться ей было не у кого, так как все ее подруги там такие же продавщицы, и она предпочла уволиться.
«Формально это не гонения, а самодурство начальника, — прокомментировал отец Михаил. — Но атмосфера в обществе позволяет людям, подобным этому начальнику, делать такие вещи». Он напомнил прошлогоднюю историю со стюардессой, которую тоже отстранили от работы за отказ снять крест. Обращение стюардессы в британский суд оказалось безрезультатным, только Европейский суд по правам человека признал требование авиакомпании незаконным.
Английские парадоксы
Протоиерей Михаил Дудко отметил один из парадоксов религиозной ситуации в Англии. С одной стороны, там Церковь до сих пор не отделена от государства, глава Англиканской Церкви — английская королева. Но антихристианские настроения сильны. Несколько лет назад, возможно, под давлением других стран Евросоюза, английским агентствам по усыновлению детей было официально приказано не делать различий между традиционными семьями и гомосексуальными парами. В случае отказа выполнять это требование лишали государственной дотации, без которой ни одно агентство по усыновлению выжить не может. На тот момент в Англии было много католических агентств по усыновлению, причем часто эти агентства помогали обрести семьи детям с тяжелой формой инвалидности — не только в России таких детей усыновляют неохотно. Не желая выполнять требования, противоречащие их нравственным принципам, многие агентства прекратили свою деятельность.
Коснулся отец Михаил и конфликта, который был несколько лет назад в Сурожской епархии. Этот конфликт многие представляют как конфликт между давними прихожанами (русскими и англичанами) и только приехавшими из России, причем подразумевалось, что вновь приехавшие — дремучие консерваторы, которые принесли с собой культуру «бабушек в платочках», а старая эмиграция и англичане — просвещенные либералы.
«На самом деле всё наоборот, — сказал отец Михаил. — Англичане, которые при митрополите Антонии обратились в Православие, обратились не для того, чтобы получить больше либерализма, а для того, чтобы вернуться к корням и традициям. А многие русские, приехавшие из России и стран СНГ, как раз стремились уйти от консерватизма. Не раз именно англичане выговаривали мне: „Батюшка, почему женщины без платков? Мы пришли в Русскую Церковь, потому что здесь традиция хранится, либерализма мы в Англиканской Церкви нахлебались. Пожалуйста, сделайте объявление, что женщины должны быть в юбках и платочках. И начните сейчас. Видите, бабушка сидит? У нее платочек неправильно повязан и юбка недостаточно длинная. Подойдите к ней и скажите“».
Более половины священников Сурожской епархии — англичане, многие из них не говорят по-русски. Некоторые из них были англиканскими священниками, и перешли в Православие после знакомства с митрополитом Антонием — их убедил пример живого праведника, — есть и те, кто принял Православие в другом городе или другой стране, а потом приехал в Лондон и познакомился с владыкой Антонием, но на всех Владыка оказал большое влияние. Возможно, именно в память о нем и во время конфликта эти священники, не знающие русского языка, остались верны Русской Православной Церкви. «Митрополит Антоний привлек этих англичан, и они стали лучшими друзьями не только Русской Церкви, но и России», — считает отец Михаил.
У нас общие святые
Когда перешли к вопросам, женщина, представившаяся методистом по работе со школами, сказала, что многие родители планируют в будущем отправить своих детей учиться за границу. Выбирая сегодня в курсе ОРКСЭ между светской этикой и Основами православной культуры, эти родители интересуются, как будет себя чувствовать за границей православный ребенок.
«Англия — страна толерантная, запретов не будет, — ответил отец Михаил. — Но в чем была проблема для христиан в первые века? Не в том, что Иисуса Христа не признавали. Римляне, завоевывая страны, брали божества этих стран и ставили в свой пантеон. Но они не допускали, чтобы это божество было единственным. И сегодня проблема не в том, что не признают христианство, а в том, что признают со всеми прочими — ставят нашего Спасителя в пантеон. Православных детей в Англии поведут на евхаристию, как ее понимают в Англиканской Церкви, и если они откажутся, это будет воспринято негативно. Ребенку придется защитить право быть не таким, как все, что для ребенка непросто».
«Понимают ли англичане, что Россия самая православная страна, и хотят ли посмотреть, как мы здесь живем, ходим в храм?», — спросила отца Михаила другая женщина. «Англичане не претендуют на то, что Англия более православная страна, отдают нам первенство, — сказал священник. — Монастыри они любят, но большинство ездит туда как туристы. Туризм — национальная страсть англичан. Убедить их сложно. У митрополита Антония получилось. У нас с вами не получится».
В конце ноября в Англию из Иерусалима была привезена частица Животворящего Древа Креста Господня. Неделю она находилась в Успенском кафедральном соборе, потом ее перевозили в другие православные храмы. Отвечая на вопрос об отношении англичан к пребыванию в стране такой святыни, отец Михаил рассказал, что во времена Английской реформации уничтожались все реликвии — так англикане боролись за отделение от Католической Церкви. В лучшем случае удавалось тайно вывезти реликвии за границу. Поэтому для англичан привоз в их страну такой святыни — явление новое, необычное. Очень многие, не только православные, приходили в эти дни поклониться частице Животворящего Древа Креста Господня.
Отец Михаил напомнил, что многие западные святые жили и были прославлены еще до разделения Церкви. Один из них — английский король Эдуард, убитый в 979 году и канонизированный в 1008. Несмотря на это, имени Эдуард до сих пор нет в русских святцах, и нередки случаи, когда священник при крещении младенца или взрослого, которого зовут Эдуард, говорит, что это неправославное имя и для крещения надо выбрать другое.
Есть и другие святые, прославленные до 1054 года еще единой Церковью, но почти неизвестные в России. «Мне бы хотелось потихоньку перетаскивать этих святых на нашу почву, — сказал отец Михаил. —Хотелось бы, чтобы у нас в храме была икона святого короля Эдуарда и частица его мощей, которые чудесным образом обретены сравнительно недавно».
После возвращения из Лондона отец Михаил был назначен настоятелем храма святителя Иннокентия в Бескудникове.
Подготовил Леонид Виноградов. Фото Евгения Глобенко