Аннотация к курсу «Основы православной культуры в школе»
Диакон Илья Кокин

Миссионер, кандидат богословия, кандидат культурологии. Образование: Московская Духовная Академия. Кандидат богословия. Московская академия образования Натальи Нестеровой. Кандидат культурологии. 19 января 2001 года рукоположен в сан диакона. Клирик храма Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади.

Ребенок – не диктофон  

Каждому нормальному человеку хотелось бы жить среди нравственных людей. Я не имею в виду зануд и лицемеров, я лишь говорю о том, что каждый из нас хотел бы жить в мире, в котором нас никто не стал бы оскорблять, обманывать, обкрадывать, предавать. В мире, в котором люди честно относятся к своим обязанностям. Все хотели бы отпускать своих детей гулять на улицу и не сходить с ума, представляя, какие несчастья могут там с ними произойти.

Можно возразить, что речь идет о культуре, а не о нравственности. А в чем отличие? Культурный человек может вести себя прилично, однако ему самому это может и не нравиться. А нравственный человек не притворяется хорошим, ему нравится быть хорошим, не случайно «нравственность» и «нравиться» однокоренные слова. Наша задача, как родителей и педагогов, воспитать ребенка не только культурным, но еще и нравственным человеком. Более того, мы должны воспитать человека не просто достойного жизни здесь, на земле, среди людей, мы должны воспитать человека, достойного Вечности.

Многовековая история доказала, что единственным надежным основанием нравственности является религия. Как только из нравственной системы изымается идея Бога, идея посмертного воздаяния и другие религиозные постулаты, вся конструкция моментально рушится. Зачем соблюдать законы морали, зачем так «усложнять» себе жизнь, если после смерти следует небытие?

Однако с каждым поколением говорить с людьми о Боге, религиозных традициях, евангельских заповедях становится все труднее и труднее. В этом отношении святым апостолам было намного проще, ведь они говорили людям о том, что видели своими глазами и слышали своими ушами. О том, что происходило совсем недавно в их собственной жизни. Но между нами и евангельскими временами пролегает бездна в 2000 лет. Как преодолеть эту бездну? Как показать, что события, происходившие 2000 лет назад в далекой стране, имеют прямое отношения к нам сегодняшним?

Вспомним слова Гефсиманской молитвы, которыми Господь обращается к Богу Отцу, молясь за апостолов: «Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» (Ин.17,18-20). Вот! Не только о них, но и о верующих по слову их. Это значит, что той страшной, холодной ночью Господь молился и о нас, а еще и о наших детях. Только наши дети будут верить (или не верить) в Спасителя уже не по слову апостолов (осознайте всю меру ответственности!), а по нашему с вами слову. И тут возникает очень важный вопрос: что нужно, чтобы ребенок поверил и полюбил то, о чем мы хотим ему рассказать? Для этого необходимо во-первых, понять, а во-вторых, прочувствовать.

О том, что нужно для понимания, говорится в известной поговорке: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне сделать самостоятельно и я пойму». Вот самое действенное средство – обучение должно быть интерактивным! Урок не должен представлять собой монолог учителя, когда педагог, как на диктофон, «начитывает» информацию и ждет, что на экзамене ученик ее воспроизведет. Ученик не должен превращаться в диктофон или в зеркало, которое будет являть наше собственное отражение, с нашими мнениями, оценками и т.п., ведь каждый человек, даже маленький, это образ Божий, а значит – отражение, икона Божия. И, если мы хотим, чтобы ребенок возрастал, развивал в себе этот Божественный талант, мы должны оставить ему пространство для роста и развития. Это значит, что гораздо правильнее и эффективнее строить урок не в форме монолога, а в форме диалога.

Это принципиальный момент. Если урок строится как монолог, как диктант, ученик на уроке получает лишь информацию. Но если урок построен в форме диалога, ребенок получает знание. В чем разница? Знание – это усвоенная информация, усвоенная в буквальном смысле – сделанная своей собственной, пропущенная через себя. В идеале, в процессе обучения мы должны дать ребенку как бы части пазла и помочь ему их собрать, чтобы получилась завершенная картина. Выводы, к которым ребенок пришел самостоятельно, которые стали его собственным открытием, для него гораздо ценнее, чем какие-то установки, которые были ему продиктованы.

На сегодняшний день существует немало методик, помогающих сделать урок интерактивным, да и просто интересным, чтобы обучение превратилось в сотворчество учителя и ученика. Например, учебное проектирование – методика, направленная на развитие у ребенка коммуникативных навыков, умения работать в команде, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения, без чего невозможен диалог. Это также исследовательские, творческие и игровые формы обучения.

Конечно, у кого-то может возникнуть закономерный вопрос: а можно ли говорить с ребенком о Боге и Евангелии в игровой форме? Конечно можно! Во-первых, потому, что именно так, через игру, ребенок познает мир, а во-вторых, не стоит недооценивать игру, не стоит относиться к игре как к чему-то «несерьезному и легкомысленному». То, что это совсем не так, очень убедительно показывает в своем исследовании «Играющий человек» немецкий богослов Хуго Ранер.

Например, в этом курсе встречается задание «Морской бой». Это двойное поле для игры в морской бой, но есть одно существенное отличие – каждый корабль символизирует собой какую-то страсть. Четырехпалубник – это гордость, трехпалубники – уныние, зависть и т.д. Ребенок может выполнять это задание вместе с соседом по парте или родителем, цель задания – потопить все корабли (страсти) другого игрока. Казалось бы, какая глупость! Что это даст ребенку в жизни? Кое-что даст. Ребенок всего лишь увлеченно играет, но его подсознание проделывает важную работу – оно маркирует гордость, зависть, гнев, лень и другие подобные черты человеческого характера, как нечто отрицательное, с чем нужно бороться, и уже этот, приобретаемый в ходе игры, навык ребенку обязательно пригодится.

Перечисленные методики и техники помогут понять материал, а что поможет его прочувствовать? Мы не способны понять и усвоить то, чего не прочувствовали, не закрепили эмоционально, поэтому наши слова должны быть обращены не только к уму, но и к сердцу ученика. Есть такая древняя изобразительная техника, применявшаяся в ранней иконописи – энкаустика. Она заключается в следующем: на доску красками наносится изображение, которое потом заливается расплавленным воском. Таким образом, краска пропитывает доску и запаивается внутрь. Иконы, написанные в этой технике, отличаются сочностью красок и долговечностью. Нечто подобное должно происходить и с душой ребенка: информация, которую мы ему даем, подобна рисунку, нанесенному на чистую доску, а тот эмоциональный отклик, который должна вызвать эта информация, выполняет роль горячего воска. Так информация становится знанием, усваивается. Для решения этой задачи мы должны задействовать не только слух ребенка, но и зрение, а еще – фантазию.

Данный видеокурс был создан по материалам учебно-методического комплекта «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа». Этот курс состоит из 29 уроков (+ 4 урока, посвященных опросу), которые в нашем видеокурсе были сжаты в 10 тем (т.е. в среднем на уроке мы проходим по 3 темы из учебника). Помимо учебника в учебно-методический комплект входит хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя и мультимедийное приложение с иллюстрациями. Как использовать материалы пособия на уроке, как раз можно увидеть в этом видеокурсе. Подробнее о пособии можно узнать на сайте: detovoditel.ru

В заключении хочется сказать одну очевидную, но важную вещь. По-настоящему дать образование может только образованный человек, а воспитать – воспитанный человек, поэтому не переставайте заниматься самообразованием и самовоспитанием. Бог в помощь!

 

 

Диакон Илья Кокин

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.