Пролог. В двух книгах
Среди обширнейшего количества памятников духовной письменности Древней Руси особое место занимает книга «Пролог». О чём она? Об этом Вы узнаете из статьи!
Пролог
Среди обширнейшего количества памятников духовной письменности Древней Руси особое место занимает Пролог — книга, пользовавшаяся широкой популярностью и ставшая излюбленной для чтения. В нем читатель мог найти назидательное чтение на каждый день года, тем самым продолжая свое бытие в лоне церковной жизни, но уже не в храме на богослужении, а в церкви домашней.
Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Прототипом для него послужили греческие Минологии и Синаксари. Из числа таких сборников наиболее близким к славянскому Прологу считается Минологий, составленный при императоре Василии II (975–1025), и два древних Синаксаря первой половины XI в. — начала XII в. В первом из них находится предисловие (PrТlogoj), греческое название которого взято в древнеславянских переводах за наименование всей книги.
Первоначально Пролог был переведен с греческого языка для нужд Русской Церкви, возможно, для Киево-Печерского монастыря, студийский устав которого предписывал чтение Пролога во время богослужения. С этого времени Пролог органично и неотъемлемо входит в круг чтения наших предков, становится письменным памятником благочестия и святости, постоянно пополняется новыми материалами. Вера христианская на Руси приносит свои благие плоды: появляются отечественные святые, новые христианские праздники, христианские писатели. И вскоре текст Пролога дополняется житиями новых святых: это сказание о Борисе и Глебе, о преподобном Феодосии Печерском, равноапостольных княгине Ольге и князе Владимире, житие преподобных Антония и Исаакия Печерских, житие святителя Леонтия Ростовского, повествование о освящении церквей Святого Георгия, Десятинной, Святой Софии в Киеве, Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Традиция эта продолжалась и в дальнейшем.
Помимо этого, Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, доселе никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения святителей Иоанна Златоустого, Василия Великого, преподобных Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг, Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами, проникнутыми мыслями о покаянии, милосердии, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека.
Неоспоримо и литературное влияние Пролога: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и “Домострой”, на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели.
Впервые Пролог был издан в Москве в 1641–1643 годах. За ним последовали многочисленные издания, традицию которых и продолжает Сретенский монастырь.
Пролог издан в подарочном оформлении в 2-х книгах: сентябрь-февраль и март-август и является репринтным воспроизведением синодального издания 1895–1896 гг.
Приобрести Пролог можно в магазине “Сретение” по адресу Большая Лубянка, 19 (метро “Тургеневская”, “Чистые пруды”, “Лубянка”, “Кузнецкий мост”; тел. 923-80-46; оптовый отдел, тел. 928-82-10) и в книжной лавке при храме Сретенского монастыря.