Антиохийский Патриархат: Если согласие между Церквами не может быть достигнуто до начала Собора, его следует перенести
Заявление Секретариата Священного Антиохийского Синода
Священный Синод Антиохийской Православной Церкви провел 6 июня 2016 года заседание под председательством Блаженнейшего Патриарха Иоанна X и изучил позиции автокефальных Православных Церквей, относящиеся к Святому и Великому Всеправославному Собору (далее упоминается как «Великий Собор»), и занял соответствующую позицию, принимая во внимание решение Священного Синода Вселенского Патриархата 31 мая 2016 о «создании комитета из представителей обеих Патриархатов – Антиохийского и Иерусалимского, – координируемого Вселенским Патриархатом после Святого и Великого Собора».
После рассмотрения позиций автокефальных Православных Церквей отцы Антиохийского Синода убедились:
1. что позиции ряда Церквей по большинству из вопросов, перечисленных в повестке Великого Собора, до сих пор расходятся, и что ряд Церквей отвергает некоторые документы, которые представлены на Великий Собор в их нынешней форме; они отметили это ясно и четко в решениях, принимаемых их Священными Синодами;
2. что ряд Церквей имеет существенные оговорки в отношении организационных аспектов Великого Собора, а также его финансовых затрат, и способа применения тех соглашений, которые были достигнуты Предстоятелями Православных Церквей в Шамбези в 2016 году;
3. что Болгарская Церковь приняла 1 июня 2016 года синодальное решение, в котором перечислила свои возражения и попросила его Всесвятейшество Вселенского Патриарха отложить созыв Великого Собора, пока подготовительные работы к нему активно продолжаются, в противном случае она воздерживается от участия в нем;
4. что Русская Церковь вынесла 3 июня 2016 года синодальное решение, предложив созвать конференцию, предшествующую дате Святого Собора в целях изучения нерешенных проблем и достижения консенсуса по поводу замечаний Церквей относительно соборных документов. Это решение также подчеркивает уважение принципа консенсуса при участии всех автокефальных Церквей в Соборе.
Отцы Священного Синода Антиохийской Церкви также заметили:
1. что замечания и оговорки Антиохийской Церкви, связанные с внутренним регламентом Великого Собора, и решения, принятые на Собрании Предстоятелей автокефальных Православных Церквей между 21 и 28 января 2016, которые являются не подписанными Антиохийской Православной Церковью документами, до сих пор не были приняты во внимание, вопреки правилам, установленным Его Святейшеством Вселенским Патриархом Афинагором I, когда он начал подготовку к Великому Собору, которые фокусируются на необходимости единогласного согласия автокефальных Церквей по всем этим решениям;
2. что документ, имеющий отношение к таинству брака и препятствиям к нему, до сих пор числится в повестке Великого Собора, хотя он не был подписан Антиохийской и Грузинской Церквями;
3. что документ «Православная диаспора» был включен в повестку Великого Собора без оценки работы Епископских собраний, невзирая на неоднократные призывы Антиохийского Патриархата на специальном заседании оценить деятельность этих собраний и предложить приемлемые церковные решения до созыва Великого Собора. Эти собрания были созданы как «некое переходное положение, которое и подготовит почву для строго канонического решения проблемы на основе представленных ниже принципов и направлений» (пункт 1б проекта документа «Православная Диаспора», Шамбези, 6-12 июня 2009 года). Поэтому необходимо оценить работу этих собраний до созыва Великого Собора, чтобы Собору не пришлось решать проблемы диаспоры и Епископских собраний без предсоборной подготовки;
4. что вопрос «церковного календаря и унификации даты празднования Пасхи» был снят с повестки дня, несмотря на его важность для православной паствы Антиохии, ожидающей от вселенской Православной Церкви пастырской позиции в этом отношении;
5. что пункт, касающийся оценки диалога с другими христианами, должен был быть составлен до созыва Великого Собора и быть включенным в документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», но не подготовлен и не утвержден до сих пор;
6. что содержание документа «Автономия и способ ее провозглашения» нуждается в одобрении до включения в программу Великого Собора;
7. что недавний предсоборный этап характеризовался отсутствием реального и действенного вклада Православных Церквей в подготовительную работу, медленным темпом работы секретариата и недостатком ясности относительно программы и работы сессий, что угрожает срывом соборных сессий;
8. что последнее решение Вселенского Патриархата от 31 мая 2016 года, предложившее отложить решение спора с Иерусалимским Патриархатом на время после проведения Великого Собора, игнорирует инициативу Вселенского Патриарха (5 апреля 2016 года) и ответ Антиохийского Патриархата на нее, и не учитывает глубину проблемы и ее воздействие на Святой и Великий Собор. Святой и Великий Собор не может состояться, если Евхаристическое общение между двумя апостольскими Церквами нарушено, учитывая Евхаристический характер этого Собора. Принятие данного решения до созыва Собора ставит Антиохийскую Церковь перед неприемлемым и единственным выбором принять участие в Великом Соборе без совершения Божественной Евхаристии, в силу того, что уже более трех лет не найдено решения нарушению, совершенному Иерусалимским Патриархатом (см. заявление Антиохийского Синода от 1 июня 2016 года, касающееся этого спора);
9. что проблема нарушения, допущенного Иерусалимским Патриархатом, приняла сейчас тревожные и опасные размеры из-за заявления Иерусалимского Патриархата в переписке с Антиохийским Патриархатом, что и другие области, входящие в каноническую юрисдикцию Антиохийской Церкви, принадлежат Иерусалимскому Патриархату.
Антиохийская Церковь приложила немало усилий для сохранения православного единства, и обеспечивала и подтверждала это с момента возникновения идеи о проведении Великого Собора в 1961 году, и осталась верна пути и позиции Патриархов Илии IV и Игнатия IV, которые в значительной степени способствовали прогрессу предсоборных конференций для Великого Собора. Антиохийская Церковь, в лице Патриарха Иоанна X, по-прежнему прилагает все возможные усилия, чтобы сохранить это единство с осторожностью, стойкостью и жертвенностью.
Антиохийская Церковь, хотя и не подписала решение Собрания Предстоятелей автокефальных Православных Церквей на Фанаре (март 2014), но приняла участие в работе подготовительных комиссий Великого Православного Собора и в работе пятого предсоборного совещания в Шамбези в 2015 году, и в Собрании Предстоятелей автокефальных Православных Церквей в Шамбези в 2016 году. И хотя она не подписала ни одного более позднего решения Собрания, она участвовала в работе подготовительных комиссий Великого и Святого Православного Собора в целях содействия совместной православной работе и сопровождала ее, как это было на протяжении последних десятилетий в надежде решить все проблемы до созыва Великого Собора.
Антиохийская Церковь предоставляет этому событию, которое является величайшим и самым прекрасным в жизни современной Церкви, достойное место, делая доступными все проекты его документов на арабском языке и предоставляя их в распоряжение для своей паствы. Священный Синод Антиохийской Церкви также принимал участие в подготовительной работе Собора и предлагал поправки в документы.
Из вышеизложенного становится ясно, что созыв Святого и Великого Собора, который планировался столетиями, осложняется рядом трудностей, и нуждается в лучшей подготовке касательно проблем, которые он будет рассматривать, и практических деталей, относящихся к его созыву и заседаниям.
Антиохийская Церковь, в свете всех трудностей, с которыми она сталкивается и которые считает наиболее драматическими в своей истории, и несмотря на горестное положение своей паствы, особенно в Сирии, Ливане и Ираке, не жалеет сил, времени и молитв ради облегчения и успеха в начинаниях, ведущих к созыву Собора в эти дни, и для того, чтобы принять участие в нем, несмотря на человеческий и экономический кризис, который она испытывает.
Если Собор созывается в то время, как две апостольские Церкви не находятся в общении друг с другом, это означает, что участие в Соборных сессиях возможно без участия в Святой Евхаристии, которая лишает Совет своего экклезиологического характера и придает ему административное качество, противоречащие непоколебимой православной соборной традиции.
Этот Собор созывается, чтобы выразить православное единство. Для этого необходима атмосфера любви и братства во Христе и заботы о человеке. Всё это означает достижение согласия между автокефальными Православными Церквями по большому количеству вопросов и обеспечение их участия в работе Собора и единогласие в принятии решений.
Кроме того, антиохийская паства, ознакомившись с повесткой Собора и его документами, выразила озабоченность, что Собор не рассматривает проблемы, с которыми сталкиваются верующие, особенно проблемы молодежи. Паства выразила свое беспокойство, что Собор отходит от своих первоначальных принципов, которые заложены в нем, а именно желания вместе противостоять вызовам для Православной Церкви в наше время и являть свидетельство в современном мире.
Поэтому отцы Священного Синода единогласно постановили следующее:
1. Просить Его Всесвятейшество Вселенского Патриарха работать для достижения консенсуса по поводу оговорок, поднятых автокефальными Православными Церквями, относящихся к Святому и Великому Собору, в то время, которое отделяет нас от даты его созыва. В случае, если это не удается, Антиохийская Церковь просит перенести созыв Великого и Святого Собора на другую дату, чтобы мирные отношения между автокефальными Церквями восторжествовали, и православный консенсус по поводу программы Собора, постановлений, организации и практических процедур был гарантирован.
2. Антиохийская Церковь не будет участвовать в Святом и Великом Соборе, пока не исчезнут причины, препятствующие участию во время Собора в Святой Евхаристии. И пока не будет найдено окончательное решение нарушению Иерусалимского Патриархата канонической юрисдикции Антиохийской Церкви, которое привело к прекращению Евхаристического общения с Иерусалимским Патриархатом.
3. Подтвердить важность участия всех автокефальных Православных Церквей в Святом и Великом Соборе и заверить, что его решения должны быть приняты в их присутствии и одобрены единогласно, в соответствии с основным принципом Всеправославного Собора и сохранения единства Православной Церкви.
4. Сообщить всем Православным Церквам и информировать их о позиции Антиохии и о том, чем она обусловлена.
5. Просить верующих принять участие вместе с их пастырями в молитве, чтобы Святой Дух вдохновил Церковь на пути к единству, ради всеобщего свидетельства о Христе в этом мире.
Балабанд
6 июня 2016