Чужой среди своих и наоборот
Среди множества реликвий веры в Новгороде есть для меня одно место очень личной истории. Место, которое создано человеком с судьбой, возможно, схожей с моей. Человеком, который был чужим среди своих, а потом долго и уверенно становился своим среди чужих. И пусть он переехал в православный Новгород из католической Италии (которая, конечно, тогда еще не была Италией), а я – из ставшей украинской Одессы в Москву – и совсем не по религиозным причинам (хотя любовь сродни религии, наверное)… И тем не менее, мы оба – эмигранты из становящейся чуждой культурной среды в ту, которую считаешь своей.
Поэтому я всегда, когда приезжаю в Новгород Великий, стараюсь бывать на этом месте, где некогда причалил к берегу камень с приплывшим из Рима Антонием. И поныне здесь стоит основанный им монастырь с древним храмом XII века.
Как мы все знаем, самый древний храм Великого Новгорода – это Софийский собор. Его построил сын Ярослава Мудрого Владимир в 1045-1050 годах. Но затем каменные храмы в Новгороде не появлялись целых полвека. До самого начала XII столетия. А потом – всего за два десятка лет – растянувшийся вдоль Волхова город – оказался обрамлен сразу четырьмя мощными храмами.
Первым на Городище, резиденции князей, месте более древнем, чем сам Новгород, в 1101 году встал храм Благовещения (да-да, тот самый, на раскопках которого недавно обнаружили множество фрагментов фресок). Затем, в 1113 году, на Ярославовом Дворище – пятиглавый храм Николы, и уже в конце второго десятилетия Новгород украсили два монастыря – сверху и снизу по течению. Юрьев и Антониев, с величественными храмами о трех главах.
Рождественский храм Антониева монастыря построен человеком, бывшим чужим у себя на родине и не сразу ставшим своим в Новгороде. Святым, житие которого пестрит вроде бы совсем нереальными чудесами – но, тем не менее, реальным человеком, оставившим нам свой автограф.
Наскальное плавание
«Официальная» дата основания монастыря – 1106 год. Некий Антоний Римлянин, православный христианин из Рима, был вынужден бежать от гонений католиков. Житие Антония сообщает нам, что будущий игумен обители молился, стоя на прибрежной скале, которую оторвало от берега и повело по морю – до самого Новгорода. Такое вот наскальное плавание вокруг Европы.
Выбросило его на берег Волхова, где гонимый монах очнулся под звуки колокола, созывающего верующих на богослужение в честь Рождества Богородицы. Поэтому стало понятно, и где монастырь во свое чудесное спасение заложить, и какое посвящение ему дать. Интересно, что камень, на котором приплыл Антоний, сейчас лежит на паперти собора Рождества Богородицы; правда, совершенно неизвестно, где этот камень плавал 400 лет, его только в середине XVI в. обнаружил один из игуменов монастыря.
С деньгами всё тоже оказалось просто. Отплывая из Рима, святой запустил в море бочку со своими сокровищами, которая исправно добралась до Новгорода, где ее выловили рыбаки и, что самое интересное, честно отдали находку хозяину. На эти деньги и построили храм. Но – не сразу.
Реальный Римлянин
Судьба святого Антония не менее интересна. Его благословил на создание монастыря епископ Никита, умерший в 1109 г., а рукоположил в игумены владыка Нифонт, пришедший на новгородскую кафедру из Киева в 1131 г. Более 20 лет Антония не ставили во главе созданного им монастыря, поскольку был против новгородский владыка, Иоанн Попьян, пришедший на кафедру после Никиты, один из самых загадочных церковных деятелей Новгорода.
Самое удивительное – это совсем не помешало Антонию выстроить большой храм (на что требовались немалые деньги – бочка-то с сокровищами, напомним, существовала только в легендах), расписать его, затем построить трапезную церковь и вести активную монастырскую жизнь. Вероятно, помог князь и его строительная артель, строившая храм Николы. Ну и, видимо, в Новгороде Антоний поначалу считался чужим. Только после смерти Иоанна Попьяна, который активно проводил политику автономности Новгорода от Киева, Антоний официально стал игуменом.
Кстати, вопрос о реальности Антония перед историками вообще не стоит.
Существует два автографа святого – духовная и купчая, причем современная наука склоняется к тому, что духовная Антония – подлинник и написана до 1131 г.; купчая – тоже подлинник, но написана в 1354-1357 гг. и отнесена к Антонию по заблуждению, связанному с тем, что обе грамоты в XVI в. объединили в единый переплет.
Современные историки Новгорода и Церкви полагают, что Антоний был одним из «внутренних миссионеров» Киево-Печерской лавры, которая старалась поддерживать контроль Киева над Новгородом, и, возможно, именно Киев дал деньги на монастырское строительство. И именно поэтому рукоположение Антония стало одним из первых деяний выходца из Киева – Нифонта.
Впрочем, даже историки не отказывают Антонию в иноземстве. Как полагают, он был родом из итальянской Калабрии, населенной греками и относившейся в XI-XII вв. к Византийской империи, за что и получил прозвище Римлянин. Так что перед нами – один из важнейших этапов русско-итальянских связей, приведших потом к расцвету московской архитектуры в XV-XVII веках.
Изуродованные фрески
Сам храм тоже необычен. Несмотря на то, что, судя по всему, его строили те же мастера, что и Благовещенский, и Никольский соборы, мастера, присланные новгородскому князю Мстиславу его отцом Владимиром Мономахом (кстати, Мстислав – сын английской принцессы Гиты и внук английского короля Гаральда II, в Европе его тоже знали под именем Гаральд), храм строили по-иному.
Недавние исследования показали, что сначала (в 1117-1119 гг.) построили четырехстолпный храм, а потом, практически сразу после завершения работ (1119-1125), пристроили еще и нартекс (от греческого «ларчик» – западная часть храма, где во время литургии могут находиться не православные люди). Нартекс содержал в себе с северо-запада круглую лестничную башню, которую венчала тяжелая глава, для симметрии уравновешенная юго-западной третьей главой.
Сейчас в алтарной части храма расчищены фрагменты фресок, созданных в 1125 г. Фрески показывают выдающееся мастерство артели художников: фигуры изображены в сложных поворотах, очень реалистично. Увы, также эти фрески – горький упрек Церкви: некоторые из них были изуродованы по повелению монастырского руководства. Когда фрески потускнели, их заштукатурили, предварительно вырубив прямо по живописи, по ликам святых насечки – чтобы держались лучше.
В 1944 г., при проведении работ по укреплению древней штукатурки, в башне собора была открыта уникальная светская роспись XII в. (напомним, что и в одном из древнейших храмов на Руси, в Софии Киевской, светские фрески тоже расположены в лестничных башнях, ведущих на хоры – место молитвы знатных верующих). Стенопись исполнена красно-коричневой охрой без каких-либо теней и нанесена на розовато-кремовую, хорошо отполированную поверхность. В Антониевском соборе рисунки расположены достаточно бессистемно, и трудно понять, что задумано автором в целом, и задумано ли. Где-то лев изображен, где-то – существо, похожее на китовраса (кентавра).
В любом случае эти рисунки представляют исключительный интерес: ведь именно в башне, в одной из ниш-келий, сделанных прямо в стене, провел свои последние годы сам Антоний.
Сейчас монастырский комплекс включает помимо Рождественского собора с его поздними пристройками монастырскую стену с проездными арками, Настоятельский и Казначейский корпуса (XVII-XIX вв.), церковь Сретения с трапезной (XVI в.). Во дворе монастыря играют в футбол студенты.