Если указать временной промежуток 1492-1699 и спросить современника, можно даже и среднестатистического светского историка, что эти двести с хвостиком лет нашей хронологии объединяют, то, боюсь, ответ услышим не скоро.
Хотя дата 1492 год, все же «с отметиной». В этот год конец света ждали в христианских странах, особенно в восточной, православной ее части. Ведь исполнялось 7000 лет со дня сотворения мира и слух, что восьмой тысячи не бывать, расползался по крестьянским и посадским избам с не меньшей скоростью, что и сегодняшняя выдумка о грядущем конце света в 2012 году.
Мне трудно сегодня сказать и в источниках выискать, как повлиял этот факт ожидания всеобщего апокалипсиса, приперченного ересью жидовствующих, на решение церковных иерархов и царя Иоанна III, но именно в 1492 и государство, и церковь стали новый год встречать первого сентября. По дням нынешним, гражданско-григорианским, это 14 число.
По всей видимости, по старинке, 7000 от сотворения мира дождались, год начинался издревле 1 марта, затем семь месяцев подождали, дабы убедиться, что конца света не предвидится и перешли на сентябрь.
Почему на сентябрь? Да по образцу византийскому. Дело в том, что в год и от XV века давний, а именно в 312-ом император Константин I Великий, нами в ранге равноапостольных почитаемый, именно в этот день – 1 сентября разбил своего основного соперника римского императора Максенция. Да и как было его не разбить, если именно этот Марк Аврелий Валерий Максенций всячески досаждал угрозами, набегами и неповиновением? Вину себе этот язычник-римлянин усугубил не только своей жестокостью и распутством, но и личным оскорблением. По его указанию, по всем городам римским, статуи византийского императора Константина Великого разбивали и уничтожали, что, естественно, никак не способствовало мирному сосуществованию.
Именно после этой первосентябрьской битвы, когда римские когорты были разбиты, а Максенций, спасаясь бегством, утонул в Тибре, Константин Великий и принял окончательное решение стать христианином.
Казалось бы византийское событие, причем столь давнее, имело лишь косвенное значение для наших предков, но случайности и похожести лишь у мирских людей вес имеют, а у тех, кто себя крестным знамением осеняет, поклоны бьет, грехи свои на алтарь приносит и Христа причащается иначе все воспринимается. В конце XV века Русь окончательно избавилась от ига татарского, активно шло образование нового государства, и Новолетие, которое вместе с Церковью вводит и царь Иоанн III, как бы соединяет начало Византийской империи с русской.
Но дело все в том, что на Руси ничего не бывает с одной гранью и с единственной целью. Иностранцы, в какие бы века они к нам не приезжали, всегда удивляются, что у нас к любому делу и событию обязательно прикладывается непонятное определение «душа». Тем паче, не мог перенос столь важного события, как Новолетие, пройти лишь хронологически, ведь слово «год» для православного отнюдь не только календарное понятие. Весна – рождение; лето – расцвет; осень – увядание; зима – смерть. Скажете, что и у язычников так же? Так, да не так.
Осенью у нас крестьянин озимые сеет. Сколько бы не говорили ему, о грядущих вьюгах, льдах и метелях он уверен, что после смерти-зимы, обязательно будет возрождение весны. Уверенность верой определяется. Наш первый великий Праздник нового года – Рождество Богородицы. Рождается Та, из Которой произрастет великий Плод. Тот, кто исключит смерть из нашего бытия, дарует верующим в Него – лишь успение. Для того же, что бы без лишних страхов и болезней Рождества Христова дождаться, а весной расцеловать всех близких и далеких с радостным «Христос Воскресе», за Рождеством Девы идет утверждающий день Воздвиженья Креста Господня.
По-иному и быть не может. Ведь Константину Великому, именно во время битвы с Максенцием явился в небе Крест, на котором было начертано Hoc signo vinces, что по церковно- славянски — «Сим знамением победиши». И уверовал царь византийский, и победил, и принял христианство, и стал Великим.
Как видим Православное Новолетие начинается утверждением нашей будущности (Рождество Богородицы) и укреплением сил (Воздвиженье).
Есть еще одна особенность первых дней Новолетия. Во второй день после Рождества Богородицы мы поминаем и славим родителей Ее, а значит и всех родителей наших. Праздник Богоотец Иоакима и Анны утверждает не только то, что Богу возможно все, но и говорит, что нет зимних (смертных) дней для тех, кто в любви пребывает, кто надежды не теряет.
Так что были объективные причины у наших предков 500 лет назад Новый год с марта на сентябрь перенести. Слишком многое в этот девятый месяц определяется.
Вот только с понятием «душа» у наших соотечественников всегда рядышком слово «искушение» пребывает. Да и диковинного на Руси всегда предостаточно было. А как по-иному назвать то, что 1699 год у нас продолжался ровно четыре месяца? На каждое время года по месяцу. Чудеса? Нет. Искушение.
Перенес Петр I Новый год на 1 января. Поддался уговорам, прервал пост Рождественский гуляньем непотребным. Да не согласилась Церковь Русская с этим переносом и берет начало год церковный именно тогда, когда над Константином Великим разверзлось небо и воссиял Крест со знамением.
В день начала Нового церковного года читают во всех храмах наших Евангелие от Луки, где Господь желает нам лета благоприятного и которое повествует о начале открытого служения Христа Спасителя после Его крещения и искушения от диавола. Служение это берет свое начало в сентябре….Не замирает жизнь в месяцы увядания осеннего и хотя «на нивах шум работ умолк», мы точно знаем о том, что воскреснет земля зеленью весны и принесет золотые плоды в лето новое.
С Новым Годом!
Читайте также:
Что такое начало индикта?
Словарь Правмира — Апокалипсис