Вместо вступления
Уважаемая редакция журнала «Фома»!
По образованию я историк и, кроме того, внимательно слежу за тем, что происходит и в нашей стране, и в мире в целом. Безусловно, значение христианства в мировой истории огромно, и те морально-этические ценности, которые проповедовал Христос, остаются чрезвычайно актуальными (достаточно вспомнить заповедь о самоотверженной любви к ближнему). Именно христианство (для меня как историка это важно) когда-то определило даже само современное отношение к истории*. (*СНОСКА: Автор письма, скорее всего, имеет в виду христианскую идею линейного развития истории, в отличие от циклической, свойственной античному сознанию. – Ред. )
Тем не менее я решил написать это письмо совсем не для того, чтобы делать реверансы в сторону христианства. Наоборот, в этом учении для меня совершенно неясным остается один момент, который, по-моему, любому здравомыслящему человеку нельзя не заметить.
В книгах Нового Завета, которые для христиан являются священными, есть произведение под названием «Апокалипсис». Если я правильно понимаю, там говорится о том, что Иисус Христос должен в достаточно близком будущем явиться на Землю. Произойдет конец света, Страшный Суд, после которого праведники войдут в новый небесный город Иерусалим и будут там жить вечно, а грешники, соответственно, будут отправлены на «муки вечные». Подчеркиваю: насколько я понял, это должно было произойти в исторически кратчайший срок. Да и в Евангелии сам Христос говорил о своем очень скором пришествии. Взять хотя бы 24-ю главу Евангелия от Матфея. Она полностью посвящена речи Иисуса, в которой он называет признаки кончины мира и второго пришествия. Рассказав, он произносит следующую фразу: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет». Эти слова могут означать только одно – второе пришествие будет до того, как умрут его непосредственные слушатели.
В Евангелии от Иоанна Христос сказал апостолу Петру, указывая на своего любимого ученика (по всей видимости, это и был евангелист Иоанн), что второе пришествие будет еще до того как этот ученик умрет (Ин. 21:22). Напомню: евангелист Иоанн Богослов умер примерно в 100 году… А между тем недавно было отпраздновано уже двухтысячелетие христианства!
Как историк могу свидетельствовать, что за это время многократно говорилось о том, что Христос вот-вот придет. Его ждали сначала первые христиане. Затем эпоха крушения Римской империи воспринималась как конец времен. Далее – Средние века, гуситские войны, Реформация – и каждый раз уверенность в том, что это конец! На Руси в конце ХV века дело дошло до того, что перестали составлять календарь далее 1492 г., потому что насчитали начало восьмого тысячелетия от сотворения мира и ждали непременного второго пришествия.
Такие же настроения были при приходе к власти Петра I, когда люди сжигали себя в скитах, говоря, что тот – антихрист. Настроения конца света остро проявились после прихода к власти большевиков. Можно вывести закономерность: во времена любых крупных социальных потрясений – и Средневековья, и Нового времени каждый раз возникает идея, что свету конец.
Кроме того, последние 100-150 лет существует крайне интересная и устойчивая тенденция: христиане постоянно сами объявляют годы, когда мир должен прийти к финалу. Со стороны разных христианских организаций постоянно звучат точные даты конца света. Как видим, ничего не происходит. Оный день наступает – и тут же назначается новая дата. Почему христианские церкви так настойчиво игнорируют факты этой 2000-летней несостоятельности своих ожиданий конца света? Сами собой напрашиваются нелицеприятные для христианства выводы…
Конечно, Евангелие написано удивительным языком, там масса замечательных притч. Апокалипсис тоже достаточно интересная книга. Но она интересна прежде всего тем, что ее образы можно по-разному интерпретировать. Например, там есть образ «железной саранчи», которая появляется в мире перед вторым пришествием. Я слышал, что «железную саранчу» интерпретировали как изобретение самолетов (танков). Интересное толкование. Но представьте себе средневекового человека, который впервые увидел рыцарей – разве он не мог принять их за апокалиптических «кузнечиков»? Тогда они воспринимались людьми так же, как в начале ХХ века воспринимались самолеты.
В любой гуманитарной науке существует своя логика, и я привык следовать здравому смыслу и логике. А логика науки, при всей моей личной симпатии к христианским заповедям, заставляет сделать вывод: христианство не исполняет собственного обещания. Ведь с научной точки зрения, говоря «а», необходимо сказать и «б»! То есть, если лидер вероучения говорит, что придет в этом же поколении и не приходит через 2000 лет, то серьезный человек с необходимостью должен усомниться в истинности вероучения.
Сколько я ни спрашивал своих друзей-христиан об этом, они отвечали, что надо воспринимать Евангелие и Апокалипсис иносказательно. Но тогда возникает ряд вопросов. На чем зиждется их вера? Что тогда вообще для христиан означает конец света? В чем смысл священного почитания книги «Апокалипсис», если она исторически совершенно не оправдывается? И вообще, не окажется ли так, что Земля в конце концов погибнет по совершенно другим причинам, гораздо банальнее? Например, в последнее время учеными серьезно обсуждаются версии о столкновении нашей планеты с огромным метеоритом, о взрыве Солнца, экологической катастрофе и т.д. Или не погибнет никогда?
Для меня эти вопросы являются совсем не праздными, потому что с нравственной точки зрения христианство всегда меня привлекало. Но мне кажется, что сила любого учения в правде, и поэтому оно должно быть правдиво во всех своих деталях, а не только в высоконравственных церковных проповедях.
Дмитрий МАНИХИН, учитель истории
В сегодняшнем разговоре виновата… Библия, но не только потому, что наш читатель-историк ссылается на нее в своих размышлениях и выводах. Главная «вина» Библии состоит в том, что именно она дала человечеству понятие о «конце света». Для античного сознания вопросы, поставленные автором письма, являлись бы пустыми и бессмысленными, древние были убеждены, что Вселенная вечна. Она росла, старела и умирала (сгорала), а потом, как птица Феникс, сама себя возрождала из пепла. Одним из немногих исключений в этой семье античных народов был Израиль. Бог Библии говорил, что у истории есть цель – настанет время, когда Он сотворит новое небо и новую землю, где не будет смерти, слез и страданий.
В Новом Завете смысл истории еще более конкретизируется. Новый отсчет времени пошел с момента Рождения Иисуса Христа: «до и после Рождества Христова». Однако Христос сообщил, что эпоха «после» не будет длиться вечно и однажды мир, в котором мы сейчас живем, погибнет. Наиболее подробно о конце света говорится в новозаветной книге Апокалипсис, что в переводе с греческого означает «откровение». Это последняя книга Библии, она была написана, согласно церковному Преданию, одним из двенадцати апостолов – Иоанном Богословом (автором четвертого Евангелия) в конце I века по Р. Х.
Большая часть Апокалипсиса повествует о трагическом финале земной истории человечества, поэтому в современном сознании это слово, как правило, ассоциируется с чем-то ужасным, катастрофическим. Однако смысл этой книги значительно шире и глубже.
В первых главах автор повествует о том, как ему является Христос. Но не евангельский Христос, Сын Человеческий, а Владыка Вселенной, сидящий на небесном престоле. Христос повелевает Иоанну записать то откровение, которое он сейчас получит, и разослать семи малоазийским Церквам. Далее следуют наставления этим Церквам от имени Самого Бога, а затем – череда образов, которые открывают перед Иоанном Богословом судьбы грядущей истории человечества.
Особенно важно, что, вопреки сложившемуся мнению, этот текст не является секретным, адресованным узкому кругу «посвященных». И Христос не повелевает спрятать свиток с Откровением где-нибудь в Тибете. Напротив, Апокалипсис имеет форму открытого апостольского послания всем чадам Церкви. И, тем не менее, это нисколько не мешает назвать Откровение Иоанна Богослова самой таинственной книгой Библии.
Апокалипсис от масс-культуры
Пророчества о конце света всегда привлекали к себе особое внимание как христиан, так и тех, кто весьма далек от Церкви. Отчего это происходит?
Многие люди, называющие себя христианами, пытаются вычислить дату конца света, поскольку им слишком тяжело вести напряженную, понуждающую на постоянное духовное усилие церковную жизнь. Они пытаются «распределить нагрузку» и готовы идти на подвиг лишь в определенный момент, когда уверены в скором пришествии своего Судии.
Другими овладевает сектантское, по сути, ощущение, что именно они окажутся спасенными в день Суда. Потому они и напряженно всматриваются в жизнь, во всем выискивая приметы скорого конца.
Иные люди видят в Апокалипсисе «мистический триллер с элементами фантастики». Сюда добавляется чувство, которое Даниил Андреев метко назвал «вожделением к мистическому». И человек, увлекшись тайнами бытия, испытывает некую эйфорию. В нашей стране это приобрело особый оттенок: лишенные за годы Советской власти нормальной духовной пищи и перекормленные диалектическим материализмом, люди жадно накинулись на мистику. Но какие бы причины ни вызывали у них интерес к концу света, всех объединяет интуитивное чувство, что мир и жизнь в нем слишком зыбки и изменчивы, поэтому очень хочется узнать свое будущее.
Есть у Откровения и такие читатели, которые надеются, что, расшифровав якобы «закодированные» в апокалиптических образах реальные исторические фигуры и явления, можно в «день X» выйти на борьбу со злом и победить его. При этом почему-то забывается, что в Апокалипсисе погибают даже пророки, обличающие сатану. Победит его лишь Христос. От людей же требуется только верность Богу. Однако большинство фильмов о конце света как раз построены на том, что некий герой сумеет правильно расшифровать древнее Писание, определить, кто конкретно является носителем зла, уничтожить его и тем самым спасти мир.
Такое прочтение не имеет ничего общего с подлинным содержанием книги Иоанна Богослова. Но, поскольку современный человек воспитан на массовой культуре, то и Апокалипсис в его восприятии приобретает элементы попсы. И в результате Апокалипсис от Иоанна Богослова заменяется Апокалипсисом от современной масс-культуры. Писатели и сценаристы слабо знают библейский контекст, а нередко и вовсе им не интересуются. Вот и возникают в итоге странные фантазии, в которых от книги Откровения остаются лишь яркие, бьющие по зрительским нервам образы. Детально описываются обстоятельства рождения Антихриста, второе пришествия Христа мыслится по образу первого – т.е. не в силе и славе, а вновь Он окажется младенцем, отроком, не сразу Его узнают люди… Частенько описывается, как в недрах католической Церкви веками действует тайная монашеская организация, с помощью яда и кинжала уничтожающая очередных кандидатов в антихристы… Примеры можно множить бесконечно – хотя все они весьма и весьма плоские.
Что выберет поколение Апокалипсиса?
По мысли «медиа-апокалиптиков», в Книге Откровения зашифровано некое тайное знание, вооружившись которым, можно остановить (или, наоборот, приблизить) надвигающуюся катастрофу. Причем сам конец света понимается обычно так: по непонятным причинам из глубин ада выходит дьявол, который вот-вот разрушит мир и уничтожит человечество (в более мягком варианте – установит на земле царство зла).
Что же произойдет на самом деле, и с кем будут бороться, по мысли Библии, герои поколения «А»? Нарисованная выше картина выхода дьявола из глубин ада кинематографически, конечно, очень эффектна, есть только одно «НО»: он выйдет оттуда по желанию самих людей, и поэтому его появление вовсе не будет казаться катастрофой. Напротив, с изрядной долей уверенности можно сказать – для подавляющего большинства жителей земли это будет довольно радостное событие. И дело вовсе не в том, что все поголовно станут психически ущербными, самоубийцами или сатанистами. Более того, «поколение Апокалипсиса» острее, чем когда бы то ни было, возжаждет спокойствия, добра и мира. И люди будут уверены, что Антихрист даст им все это, но на самом деле они обманут сами себя.
Механизм самообмана гениально продемонстрировал Винни-Пух, когда, объевшись меда, не смог вылезти из норы кролика. Он совершенно искренне возмущался, что в доме его друга слишком маленькие двери. И получил резонный ответ: виноваты не двери, а тот, кто слишком много ест.
Так вот, согласно Библии, дьявол (вернее, человек, получивший от дьявола силу и власть – Антихрист) воцарится на земле именно тогда, когда люди захотят одновременно «и мед кушать, и Бога слушать». Антихрист ответит на это горячее сердечное желание и уверит всех, что это вполне возможно. Однако на самом деле с точки зрения христианства люди будут поклоняться не Богу, а некой дьявольской пародии на Него.
На фреске одного итальянского собора эпохи Возрождения изображен Антихрист, стоящий посреди толпы. Он очень похож на Христа: у него одежда Христа, волосы Христа, прическа и лицо Христа. Различается лишь одна деталь: у него злые-презлые глаза*. (*СНОСКА: Кураев Андрей, дьякон. «И все же небо становится ближе» // «Фома» N 1(4) 1997 г.) Интересно, что в греческом языке приставка «анти» означает не только «против», но и «вместо». Многие толкователи Апокалипсиса считали, что Антихрист придет под личиной добра, попытается занять место Христа, спроецировать Небо на землю и убедить всех в том, что его правление – это и есть настоящее «царство божье». А апостол Павел прямо говорит, что Антихрист сядет в храме Божьем и будет выдавать себя за Бога. Все будет делаться с самыми благими намерениями: во имя мира во всем мире, материального благополучия и равенства, уничтожения религиозной и национальной нетерпимости. То есть внешне его программа будет настолько привлекательна, что, по словам Библии, даже многие христиане ею прельстятся.
Предложения, от которых нельзя отказаться?
Однако программа Антихриста не нова. В Евангелии рассказано, что перед тем, как Иисус Христос вышел на Свое земное служение, сатана попытался навязать Ему свое видение человеческого счастья, которое заключалось в трех пунктах. Прими их Иисус – и все человечество без колебаний признало бы в Нем своего Спасителя. Для этого, во-первых, Христу предлагалось превратить камни в хлебы, то есть чудесным образом и навеки решить материальные проблемы человечества. Во-вторых, Он должен был изумить людей, творя у всех на виду чудеса. Но не евангельские, которые совершались Христом из любви к людям и не насиловали свободу человека, а бессмысленные чудеса, больше похожие на рекламные трюки. И, наконец, Он должен был сосредоточить в Своих руках политическую власть над всеми народами земли, поражая воображение колоссальными масштабами этой власти. Таким образом, дьявол хотел, чтобы Иисус заставил людей полюбить Себя. Тот отказался – зато все это с большим энтузиазмом, к вящей радости людей, возьмется делать Антихрист.
Какова же цель? Ее хорошо выразил Воланд из романа «Мастер и Маргарита», говоря о том покое, который он дал влюбленным: «Воспоминания о Иешуа га Ноцри уже никогда не будут беспокоить вас». Это и есть цена любого дьявольского покоя и безмятежности – Бог оказывается забыт и все цели человеческого существования сводятся к утилитарным вопросам обустройства здешней, земной жизни.
«Тайное знание» Откровения
Самое «возмутительное» в книге Апокалипсис – это то, что там совсем ничего не говорится о том, как остановить воцарение Антихриста. Более того, согласно Откровению, его приход остановить невозможно. Неужели надо спокойно наблюдать агонию человечества? Зачем вообще нужна тогда такая странная книга пророчеств?
Дело в том, что библейское пророчество – это не прогноз, а сами пророки Библии были кем угодно, только не предсказателями будущего. Цель их служения иная. Бог устами пророка возвещал людям свою волю, наставлял и предостерегал их, просил задуматься и измениться. Это могло происходить, в том числе, и через рассказ о будущем. Даже если пророчества касаются грядущих событий, то они в корне отличаются от предсказаний Ванги или Нострадамуса. Ведь Бог не просто говорит людям, что произойдет, а дает им шанс изменить это будущее путем изменения себя. Для человека, поверившего пророку, грядущие события уже не тупик, а руководство к действию.
Поэтому «тайное знание» Апокалипсиса состоит не в том, чтобы найти и обезвредить Антихриста, и даже не в том, чтобы предотвратить конец света. А в том, чтобы, распознав Антихриста, сохранить верность Христу. Потому что в конце концов, согласно Откровению Иоанна Богослова, свершатся все мировые катастрофы, разорвется паутина лжи – и люди встретят своего подлинного Спасителя.
Когда же придет Христос?
Многие поколения христиан, начиная со свидетелей земного служения Иисуса, были уверены, что второе пришествие Христа произойдет еще при их жизни. И здесь нет ничего странного. В тех событиях, которые сейчас даже не заслуживают серьезного внимания, люди своей эпохи видели все библейские признаки конца. Разрушение Иерусалима в 70 году, гибель Римской и Византийской империй, чума в средневековой Европе – все это воспринималось многими христианами как крушение всего, как последняя, окончательная катастрофа. И наше время – не исключительное. Изменились формы угроз существованию мира, но сами угрозы были всегда.
Вопрос в том, какие выводы из этого делаются. Если, видя сбывающиеся пророчества, люди спешат покаяться, измениться, подготовиться к встрече с Христом, то такая реакция будет правильной.
К сожалению, зачастую в истории бывало иначе. Наблюдая апокалипсические знамения, люди делали вывод, что вот прямо сейчас развертывается Армагеддон – ярко описанная в Откровении Иоанна Богослова последняя битва света и тьмы. Битву эту они воспринимали буквально, как военную операцию, и стремились вступить в ряды Божьего воинства, физически истребить всех тех, кого считали слугами сатаны. То есть едва ли не каждая серьезная война или смута кое-кому служили поводом к «апокалипсической истерии».
Однако, как уже упоминалось, Апокалипсис – книга символическая, ее образы нельзя понимать буквально. Ниоткуда не следует, что последняя битва будет именно физической, посюсторонней схваткой. И если даже некая война справедлива, то вовсе не значит, что это уже Армагеддон.
Между тем трезвое отношение к пророчеству может заключаться и в том, например, чтобы не брать в руки оружие. Впервые в истории христиане увидели явное наступление Божьего суда во времена 2-й Иудейской войны, когда в результате восстания Иудеи против римского господства сотни тысяч евреев были убиты, Иерусалим захвачен, Храм разрушен. Иерусалимские христиане, вспомнив слова Христа о скорой гибели города, отказались участвовать в восстании и покинули его до начала римской осады. Это не было малодушием – и до, и после тысячи последователей Христа шли на смерть за свою веру. Но христиане поняли, что это – не их война. Они сделали выбор, продиктованный пророчеством.
Каждое поколение читателей Апокалипсиса видит свои угрозы в окружающей действительности. У каждого поколения свои войны и свои соблазны, но эти текущие войны не должны заслонять собой главную битву между добром и злом, которая происходит в человеческом сердце.
У человечества есть все шансы погибнуть в любую эпоху, но Бог медлит со Своим обещанием. Хотя смысл истории от Его промедления нисколько не меняется: это время, данное человеку на выбор: с кем он? Конец света, Второе Пришествие, Судный день – это не включение рубильника, которое превратит человечество в обугленные головешки. Конечно, земля может погибнуть как угодно – от падения огромного астероида, взрыва Солнца или бунта роботов, но это не конец. В самой Библии, которая насквозь проникнута ожиданием конца света, в сознании тех, кто ждал этот день, он всегда воспринимался радостным и светлым. Потому что за пределами этого мира воссияет новая, вечная жизнь, которая многим непонятна, но которую хотели бы иметь все.
На иллюстрациях: кадры и афиша фильмов «Армагеддон», «Омен», «Апокалипсис сегодня»
Для справки:
Железная саранча
Средневековые люди видели в этом апокалипсическом образе рыцарей-латников, а многие наши современники опознают в саранче из Апокалипсиса танки и самолеты. «По виду своему саранча подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее – как лица человеческие; и волосы у ней – как волосы у женщины, а зубы у ней были, как у львов. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее – как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же была – вредить людям пять месяцев» (Откр. 9: 7-10). Описание саранчи вряд ли допускает прямое сравнение с каким-либо известным нам образом. Хотя мы можем и даже обязаны находить признаки приближения Второго Пришествия в образах Откровения. И если мы опознаем черты этой апокалипсической саранчи в каких-то видах современного вооружения, то это не будет неправильным, хотя вряд ли стоит ограничивать толкование этого образа только вооружением.
Число имени зверя
Число имени Зверя – 666 – один из самых таинственных образов Апокалипсиса. Кроме Откровения, в Библии лишь единожды упомянуто это число: израильский царь Соломон собирал дань с покоренных им народов в размере 666 золотых талантов (мера веса), то есть этот образ связан с земной славой и богатством. Многие толкователи, пытаясь разгадать имя Антихриста, придерживаются теории цифрового шифра, основанной на том, что в древних языках цифры обозначались буквами. Исследователи пытались найти такие слова, сумма числового значения букв которых составляла бы число зверя. Среди различных версий предпочтение отдается словосочетанию «кесарь Нерон» (имя жестокого гонителя христиан – императора Нерона, правившего Римской империей в середине I века). Именно в этом императоре многие христиане видели прообраз грядущего Антихриста.
Другое распространенное толкование – чисто символическое. Есть число, обозначающее Божественную полноту – «7». А число «6» – это семь без единицы, недосемерка. «6» – это неполнота. Согласно книге Бытия, мир сотворен за шесть дней, а на седьмой миру было преподано благословение Божие. «6» – это полнота тварности без божественного благословения. Такое толкование хорошо согласуется с личностью антихриста, который, будучи человеком, станет требовать себе божественного поклонения.
При любом прочтении этого апокалиптического образа Церковь никогда не заявляла, что само число 666, в арифметическом смысле, является чем-то скверным.
Автор: МАХАНЬКОВ Роман
Источник: Фома