Откуда взялись апокрифы?
Новый человек в Церкви нередко может столкнуться с «религиозной» литературой, которая выдает себя за «тайные» и даже «запретные» книги Писания. Авторство этих книг сомнительно и не признается Церковью, как подлинное. Такую литературу называют апокрифической, а сами книги — апокрифами.
Ошибочно считается, что книги Ветхого и Нового Завета тоже сохранились слишком плохо, чтобы мы могли с уверенностью сказать «да, эта литература каноническая, эти послания точно писали Апостолы и т.д.». На самом деле, книги, которые сегодня входят в канонический текст Библии, выверены многолетними исследованиями библеистов, историков и их подлинность не вызывает никаких сомнений.
Можно ли читать апокрифы?
В то же время, мы то и дело можем встретить информацию о, скрываемых Церковью «Евангелии от Марии Магдалины», «Евангелии от Иуды», «тайной биографии Христа». Церковь не одобряет чтение апокрифов не потому, что скрывает какие-то тайны. Напротив, православное вероучение всегда выступало за правду, ведь мы знаем, кого называют «отцом лжи». Дело в том, что апокрифы не несут никакой пользы душе. Зато могут:
- Зародить сомнения у верующего;
- Создать ложное представление о сути христианства;
- Отнять время, которое можно потратить на чтение Священного Писания.
Вред от чтения апокрифов очевиден, а пользы нет даже, если читать их «для общего развития». Лучше потратить это время на другую литературу. Апокрифы редко несут и художественную ценность, потому что написаны не из любви к литературе, а для коммерческой выгоду.
Есть, правда, и другая причина для того, чтобы писать апокрифы. Разные псевдохристианские течения использовали «неизвестные факты о Спасителе», чтобы оправдать то, как они извратили христианскую веру. Нередко в апокрифах смешивали христианство с языческими верованиями.
Самые известные апокрифы
Самые известные апокрифы, которые ввели в заблуждение многих читателей:
- Первая книга Еноха;
- Книга Юбилеев;
- Заветы двенадцати патриархов;
- Евангелие Иуды;
- Евангелие от Петра;
- Евангелие детства;
- Евангелие от Евы.
Некоторые из них стали появляться еще в эллинистический период. Апокрифы продолжают писать по сей день. Самый последний известный апокрифический текст — «Евангелие мира от ессеев». Эдмонд Бордо Секея (1905—1979) утверждал, что ознакомился с текстом в 1923 году в секретных архивах Ватикана. В опубликованном Секеем тексте апокрифа Христос учит поклоняться помимо Бога-отца Земле-матери (абсолютное язычество) и ее ангелам. Также он учит людей быть вегетарианцами и сыроедами (не готовить пищу на огне).
На Руси апокрифы когда-то были особенно популярны. Эти тексты русская письменная культура заимствовала почти одновременно с каноническими из Византии и южнославянских стран. Уже в «Повести временных лет» (1110—1118 годы), в изложении проповеди греческого философа перед князем Владимиром, есть элементы апокрифических текстов. Запретность, к сожалению, только придала им таинственной ложной привлекательности. Русское духовенство боролось с этой литературой до самого XVIII века, когда был издан Духовный Регламент 1721 года, четко излагающий отношение Церкви к апокрифам.
Апокрифические тексты лишены самого главного — Боговдохновенности. Тексты Писания тоже создавали люди, но — это не обычные, а Боговдохновенные слова. Их авторы были движимы Святым Духом.
Фото обложки: Michal Jarmoluk from Pixabay
Читайте также: