Апологетика средних веков

1
Крещение языческих народов.
Полемика с иудизмом и встреча с мусульманством 2
После победы христианства классическая апологетика практически прекращает свое существование. Варварские народы, покорившие Рим, не имели ни школ, ни внутреннего желания анализировать классику. Падение светской культуры в средние века связано не с христианством как таковым, о чем обычно пишут и говорят атеистические авторы, а с варваризацией. Пафос истории раннего средневековья — в христианизации диких варварских народов, как ранее живших в дебрях Центральной и Северной Европы, так и пришедших в Европу после Великого переселения народов.

Вот скупые данные хронологии.

В IV в. тюркско-монгольские кочевники из азиатских степей накатились на Европу. Под их натиском на запад подались германские племена готов, которые веком раньше с побережья Балтийского моря пришли в причерноморские степи. С разрешения властей они поселились в придунайских городах Римской империи.
Целые народности отправлялись в дорогу с женами и детьми, со всем своим имуществом. Повозки, прикрытые шкурами, служили им для жилья и для перевозки женщин, детей и скудной домашней утвари; они вели с собой и скот. Мужчины, вооруженные и в боевых порядках, были готовы преодолеть всякое сопротивление и защищаться от нападений, это был военный поход днем и военный укрепленный лагерь, окруженный повозками, ночью. Если поход удавался, то оставшаяся в живых часть племени селилась на новых местах; в случае неудачи переселявшееся племя исчезало с лица земли. Кто не пал в бою, погибал от невзгод или в рабстве. Составленные историками карты Великих переселений народов производят сильное впечатление.
В 410 г. вестготы захватили и разграбили Рим. Позже они заняли Галлию и Испанию, где возникло первое варварское королевство на территории Западной Римской империи — Тулузское. В V в. аланы и вандалы, теснимые готами, переправляются в Африку и основывают свое королевство, алеманны захватывают часть Галлии. В середине V в. гунны вторглись в Галлию, но в 451 г. они были разбиты соединенными силами римлян, франков и бургундов.

Потерпевшие поражение в Галлии в 452 г. гунны под водительством Атиллы опустошают Северную Италию; прибывшие из Северной Африки вандалы разграбляют Рим. Название этого племени стало нарицательным в веках. В 476 г. военачальник из варваров Одоакр, объединив разноплеменные отряды наемников, низлагает последнего императора Рима Ромула Августа. В 488–493 гг. Италию занимают остготы; в 508 г. в Северную и Среднюю Италию вторгаются лангобарды и образуют здесь свое государство. Население Италии, составляющее в I в. по Р. Х. 7–8 млн, около 600 г., по расчетам В. И. Козлова, насчитывало 4–5 млн, несмотря на приток лангобардов, герулов, ругов, готов, вандалов 3. Они образовали основу нового населения. В этой исторической круговерти были потеряны культурные исторические традиции.

При чем тут вина христианства в падении общей культуры Западной Европы? Чудо в том, что в этой обстановке христиане Рима как-то сумели христианизировать языческие варварские народы, по существу, своих поработителей и оккупантов. Без этого нельзя понять историю Западной Европы и иногда шокирующий нас дух западноевропейского средневековья.

На Востоке, в Византии еще много веков продолжалось развитие культуры, с христианских позиций шло осмысление произведений античных авторов. Ставились и новые философские, богословские и научные проблемы, были заложены основы математической символики, алгебры, появились интересные географические и крупные картографические работы. Кстати, пресловутая “Христианская топография” Косьмы Индикоплова, которой забавлялись наши атеисты, вызвала резкую критику в Византии и не пользовалась там никогда популярностью.

Приняв христианство от Византии и в течение веков уважительно относясь к ней, Русь по своему культурному уровню до монгольского нашествия была выше государств Западной Европы.
Великой заслугой России перед Европой было то, что она своей грудью спасла Европу от татарского нашествия. В условиях татарского ига не могло быть речи о нормальном развитии; это должны хорошо понимать болгары, пережившие 500-летнее турецкое иго.
Именно благодаря христианству, пусть не полностью принятому и понятому, произошло формирование культурных народов Центральной и Северной Европы, в том числе славянских. Варвары врывались в Рим, орды Алариха крушили Вечный город. Наступили времена варварского хаоса в Европе. Что могло остановить и остановило взаимоуничтожение народов и племен и полное уничтожение созданной ими средиземноморской культуры? — Христианская проповедь, христианизация варваров. Возникновение между ними и потомками римлян “единства веры и убеждений, общности в понимании основных ценностей этой жизни” 4. В ходе миссии этим народам надо было раскрывать в простых словах истины христианства, а не углубляться в тонкости античной философии и каппадокийского и александрийского богословия. “Как бы удивился Платон, — писал блаженный Августин, — если бы увидел такое число необразованных людей среди самых разных народов, признающих и проповедающих истину Божественной духовности. Ведь Платон не допускал, чтобы толпа могла когда-нибудь отрешиться от чувственных представлений о Боге” (De utilitate credendi 35).
“История христианизации Европы” может быть темой глубокой работы по истории христианского миссионерства и апологетики. На самой грани античности и средневековья стоит мощная фигура блаженного Августина (*353–†430, пам. 15 июня) 5. Он оказал огромное влияние на развитие западной, впоследствии католической и протестантской богословской и философской мысли. В своих творениях блаженный Августин творчески переработал многие положения античной философии и ассимилировал творения своих великих предшественников и современников на христианском Востоке. Часто бывает трудно решить, где его собственная мысль, где заимствования у восточных отцов Церкви, — важно, что все, что он писал, он лично продумывал и переживал 6. Что-то от его стиля унаследовал во многих своих произведениях военный летчик и писатель А. де Сент-Экзюпери.

Стремление блаженного Августина разобраться с соотношением язычества и христианства обусловлены семейными традициями: отец — язычник из обедневшего патрицианского рода, мать — христианка, причисленная к лику святых. После бурно проведенной молодости он искал успокоения в манихейской секте. Родился и начал учиться в африканском городе Тагасте, затем обучался в школах Мадавра и Карфагена; в 30 лет уехал в Рим, где преподавал риторику. Разочаровавшись в манихействе, изучал аскетическую философию, затем — учение неоплатоников. В Медиолане познакомился со святителем Амвросием Медиоланским и под его влиянием принял христианство (387 г.), раздал нищим имение свое и предался аскетическим подвигам. В 391 г. стал пресвитером, а в 395 г. — епископом Иппонийским. Ему принадлежит апология против язычников “О граде Божием”, над которой он трудился 14 лет, много других творений, направленных против язычников, ересей и расколов 7. Широкой известностью пользуется его автобиографическое произведение “Исповедь” 8.
В средние века христианство утвердилось по всей Европе. Антиязыческая апологетика теряет смысл. Апологетическая деятельность приобретает противоиудейскую, а затем и противомусульманскую направленность.

Евреи расселились по всей Европе. Повсеместно существовали синагоги. В иудаистских трактатах резко оспаривались мессианство Христа, Его Богосыновство и сам факт Его Воскресения. Полемика доходила до поношения Христа, до глумления над Его именем. Поэтому многие христианские монархи запрещали евреям упоминать Христа, и многие списки Талмуда были уничтожены. Однако проповедь иудаизма была небезуспешной. В VIII в. он стал государственной религией Хазарского каганата. Его исповедовали исчезнувшие в середине XX в. тюрки-караимы и кавказские горцы. Среди христианского населения европейских стран возникали ереси типа наших субботствующих, жидовствующих.
Начиная с VII в. над христианским миром нависла угроза мусульманства. Шла арабская экспансия на север, восток и запад. На Востоке шло уничтожение Церквей. Пал несторианский Патриархат в Средней Азии, центр которого находился в Ашхабаде. Идеологическое и военное давление со стороны ислама испытывала Византия. Весьма актуальной становится противоиудейская и противомусульманская апологетика и проповедь.

В антимусульманской апологетике подвизались преподобный Иоанн Дамаскин (VII в.), святой равноапостольный Кирилл, первоучитель словенский (IX в.), на Западе Раймон Мартини (XIII в.), Фома Аквинат (XIII в.).

Преподобный Иоанн Дамаскин происходил из христианской семьи в г. Дамаске, которым владел мусульманский халиф. Сам он до ухода в монастырь занимал видный пост при дворе. Вероятно отражением реальных бесед является его произведение “Диалог между Христианином и Сарацином” 9. Оно является самым ранним из известных рассмотрений ислама с христианских позиций. Иоанн Дамаскин знал арабский язык, его дед и отец также состояли на службе у дамасских халифов 10. Его труд направлен по существу не на обращение мусульман в христианство, а на предотвращение обратных переходов. Сирийские христиане не осознавали для себя духовной или политической опасности ислама, а относились к нему как вере полуварварского народа.
Для преподобного Иоанна Дамаскина ислам — ересь. С христианами мусульман объединяет вера в Единого Бога, но разделяет то, что они не признают Божество Иисуса Христа и ряд других христианских догматов; Мухаммед не является пророком, равным Иисусу из Назарета или большим, чем Он; о нем нет пророчеств, да и пророческая миссия была завершена Иоанном Крестителем. Имея Евангелие, мы не можем принять, что Коран — Слово Божие, ниспосланное Мухаммеду с небес. Центральной идеей этого произведения является защита воплощения Бога Слова и отвержение мусульманского фатализма.
Иоанн Дамаскин замыкает собою развитие древней апологетики и открывает новые страницы в истории защиты Православия. Он — плодовитый христианский писатель и церковный поэт, пламенный защитник Православия как против мусульман, так и против внутрихристианских ересей. Его труды подробно рассматриваются в курсах истории Церкви, догматики и литургики. Большое влияние он оказал на труды Фомы Аквината и особенно на православное богословие, церковно-служебную практику. Пасхальный и погребальный каноны являются вершинами поэтического творчества Иоанна Дамаскина. В принадлежащем ему каноне 5-го гласа в третьей песне говорится: “Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим и повесивый неодержимо тяготеющую на недвижнем, Христе, камне Заповедей Твоих Церковь Твою утверди, Едине Блаже и Человеколюбче”. Ему, как и святителю Василию Великому, должны быть посвящены особые главы в истории православной апологетики 11. Он прекрасно владел предшествующей святоотеческой литературой — творениями святителей Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, Дионисия Ареопагита, святителей Иоанна Златоустого и Афанасия Великого, преподобного Максима Исповедника и др., а также произведениями древнегреческих авторов. Наибольшей известностью пользуется его “Точное изложение православной веры”, которое, по мнению некоторых, “составляет эпоху в истории догматической науки”, будучи “в строгом смысле догматической системою, которая носит ясные признаки одного стройного целого и отличается научным методом и другими свойствами, характеризующими науки” 12. Огромную роль сыграл преподобный Иоанн Дамаскин в защите Православия от иконоборчества. Некоторые произведения его сохранились только на арабском языке, с которого переводились на европейские.

Крупнейшей фигурой православного просвещения и апологетики был святой равноапостольный Кирилл (*827–†869), один из двух святых солунских братьев 13.При жизни он был известен как Константин Философ. Ему с братом Мефодием пришлось вести христианскую проповедь среди языческих славянских народов, перевести Священные и церковные книги на славянский язык. Им составлена славянская азбука. Он был библиотекарем храма Святой Софии в Константинополе, преподавал в придворной школе (по-нашему, в Константинопольском университете). Он вел диспуты с иконоборствующими. Двадцатичетырехлетним вел диспут с посольством мусульман о Святой Троице, ездил в Багдад, где вышел победителем; побежденные сарацины хотели его отравить. Известна его хазарская миссия; она подробно описана в так называемом паннонском житии Константина-Кирилла.

Хазары в VIII–IX вв. представляли смесь тюркских, финских и славяно-русских племен, объединяемых властью кагана. Каган и его приближенные исповедовали иудаизм, большая часть населения — язычество или ислам, единицы — христианство. Столицей был г. Итиль (нынешняя Астрахань). “Астраханские” диспуты Константина, которого сопровождал его старший брат Мефодий, велись “на три фронта”, но основные дискуссии были с иудействующими и мусульманами. Опираясь на Ветхий Завет, блестяще владея его текстом, Константин отразил нападки иудейских учителей, в споре с мусульманами он разобрал в корректной форме, но православно по существу пророческую роль Мухаммеда. По легенде, весь хазарский народ был обращен в христианство, по паннонскому житию, каган дал разрешение креститься всем желающим, и после диспута крестилось 200 человек. Уезжая из Астрахани, Константин выпросил свободу всем пленным грекам-христианам. Прения Константина изложены в нескольких книгах (Восемь слов), записанных его братом Мефодием. О них говорится в ЖК 14. До нас эти книги не дошли ни в греческом оригинале, ни в славянском переводе.

В Западной Европе о мусульманах ходили самые разнообразные слухи, вплоть до утверждения, что они поклоняются триаде демонических существ: Маому (Магомету), Аполлену (Аполлону) и Тервагану (см. “Песнь о Роланде”), но были и очень серьезные работы, не утратившие своей ценности и до наших дней 15.
Центром антиисламской пропаганды естественно оказалась Испания. Архиепископ Толедо Евлогий и Павел Альбэу из Кордовы (IX в.) поддерживали антимусульманские легенды и призывали христиан открыто исповедовать христианство перед мечетями, сознательно идти на мученическую смерть. Евлогий считал, что противостоять мусульманству надо любыми средствами — вооруженной борьбой, проповедью и готовностью к гонениям.

Наиболее значительным представителем противоисламской апологетики был Петр Достопочтенный (*1095–†1156), аббат Клюнийского монастыря. В Толедо он собрал вокруг себя группу переводчиков, которые осуществили перевод Корана и других книг на латинский язык. В числе его помощников были Петр Толедский, видимо, обращенный в христианство мусульманин, и некто Мухаммад. На основании этих переводов Петр Достопочтенный написал опровержение мусульманского вероучения (Liber contra sectam sive haeresim Saracenorum). Некоторые из переводов и опровержений Петра составили так называемый “Корпус Клюни”, изданный в XVI в. с вводными статьями М. Лютера и Ф. Меланхтона 16.

Мусульман Петр, как и преподобный Иоанн Дамаскин, считал еретиками. Прекрасно его письмо к арабам. В нем чувствуется душа христианина и ум апологета: “Некто Петр, француз по национальности, христианин по вере, аббат по служению, из тех людей, которых зовут монахами, пишет арабам, потомкам Измаила, следующим закону человека, которого называют Мухаммадом.
Может показаться странным, и, возможно, это действительно так, что я, человек столь далеко от вас находящийся, говорящий на другом языке, думающий иначе, вашим обычаям и образу жизни чуждый, пишу из глубин Запада вам — людям Востока и Юга, которых я, наверное, никогда не увижу.
Но я хотел бы придти к вам не с оружием, как это часто делают наши христиане, а со словом, не с ненавистью, а с любовью, которая должна существовать между теми, кто поклоняется Христу, и теми, кто отвернулся от Него, с той любовью, которая существовала между апостолами и язычниками. Так и я, один из бесчисленных слуг Христовых и наименьший среди них, я вас люблю и, любя, пишу вам и, пиша вам, призываю вас ко спасению, не к тому спасению, которое минует, а к тому, которое остается, не к спасению, которое кончается вместе с этой краткой жизнью, а к спасению, которое продолжается в жизни вечной”.

Петр Достопочтенный считал мусульман еретиками, Фома Аквинский — язычниками. Фома считал, что строить полемику с язычниками надо не на авторитете Писания, которого те не знают и не принимают, а на доводах разума. Он, как и впоследствии Раймонд Люллий, рассматривал философию как универсальный язык, на котором возможно общение между людьми разных вер. Обращать их в христианство следует добровольно, ибо человек не может быть принуждаем к тому, что есть высшее благо. Христианские правители, под властью которых находятся мусульмане, должны терпимо относиться к их образу служения Богу. На востоке Европы этот принцип очень четко соблюдали на протяжении веков русские князья и цари.
Надо признать, что Западная Европа, выходившая из варварства, в значительной степени через арабов познакомилась со многими произведениями античности, которые пришли к мусульманам через Византию. Признание в отдельных вопросах “философского авторитета” арабов у Аквината сочеталось с глубоким убеждением в ошибочности их веры и несостоятельности богословия: он противопоставлял мирное распространение христианства военно-насильственному распространению ислама. Фома подчеркивал, что Мухаммеду поверили вначале только дикие язычники пустыни; уже силою их оружия он заставил остальных принять его учение. Фома сравнивает мораль христианскую и мусульманскую, утверждая, что Мухаммед соблазнил многие народы, потакая страстям и обещая телесные услады. Он запретил читать книги Ветхого и Нового Заветов, чтобы не обнаружилась ложная “истинность” его учения.
Раймунд из Пеньяфорте (*1180–†1275) основал в Толедо миссионерскую школу, в которой будущих миссионеров обучали испанскому языку. В 1222 г. с Петром Ноланским создал орден мирян, который занимался выкупом у мусульман рабов-христиан. Такая же деятельность процветала и в православных странах.

Франциск Ассизский пытался предпринять миссионерскую поездку в Египет, окончившуюся безрезультатно. Францисканец Раймунд Люллий (*1235–†1316) считал, что прежде чем проповедовать среди какого-либо народа, надо понять его обычаи и веру и вести беседы в доступной для этого народа форме. Он разработал план подготовки миссионерских кадров, и во многом благодаря его усилиям в Европе стали создаваться кафедры арабского языка.

В эти века на опыте отношений с исламом закладывались общие принципы и методы католических миссий во всех странах и для всех исповеданий. С падением мавританских государств интерес к мусульманству в Европе спал 17 и снова возрос после завоевания турками-османами Константинополя и Балкан 18.

Николай Кузанский (*1401–†1464) считал, что война не решит спора между христианством и исламом, и попытки обратить мусульман в христианство в массовых количествах бесперспективны. В сочинении “О просеивании Корана” (“De cribratione Alchorani”) он старался выделить в исламе то, что может быть принято в свете Священных книг христианства, и то, что является плодом заблуждений и несовершенства человеческого ума. Он был убежден в необходимости выявлять реальные разногласия и искать общее.
Папа Пий II, явно используя мысли Николая Кузанского, отправил завоевателю Цареграда султану Мехмеду письмо, богословское по форме, но с дипломатическими, а не апологетичес-кими целями. В нем он подчеркивает, что христианство и ислам исповедуют единого Бога.
Героическое противостояние мусульманству в течение пяти веков выдержали болгары. Еще недавно, в семидесятых годах, они говорили: “Мы выдержали пять веков турецкого мусульманского ига, выдержим и пять десятилетий коммунистического атеистического гнета”.
Необходимо отметить, что проблема взаимоотношений христианских и мусульманских народов местами приобретает в наши дни значительную остроту.

Средневековье, восточное и западное, жило не столько проблемами иудаизма и мусульманства, сколько своими житейскими проблемами, вопросами христианства, следованием воле Божией, даром молитвы. Оно дало высоты аскетизма; на Святой горе Афон расцвел исихазм. Рассматривались глубочайшие вопросы богословия. К положительному духовному опыту средневековья мы будем снова и снова обращаться. Средневековье — это Симеон Новый Богослов 19 (X–XI вв.), Григорий Палама 20, Сергий Радонежский и его ученики, это и великое братство Киево-Печерской Лавры, это Андрей Рублев и Максим Грек на Востоке, это святой Бернард, Франциск Ассизский и Фома Аквинат на Западе 21.

Фома Аквинат (*1225–†1274) и святитель Григорий Палама (*1296–†1359) с конца XX в. кажутся почти современниками; они могут быть символами католичества и Православия. Фома Аквинат всю жизнь провел в попытках рационально осмыслить светские знания, добытые человечеством, и христианские откровения. Другой вопрос, насколько он был прав или по-человечески ошибался, но томизм до сих пор лежит в основе католического богословия. Он, как и ранее святитель Григорий Нисский (IV в.), считал, что в материю Творцом заложены многообразные потенции, способности, которые развертываются по мере ее развития. Позже в XVI в. в литературу был введен термин “эволюция” именно для обозначения этого томистского (от Thomas — Фома) понятия развертывания. Подобно Клименту Александрийскому, Фома Аквинский отстаивал принцип гармонии веры и разума и был убежден, что разум способен опровергнуть философские доводы против “истин веры”. Вместе с тем в томизме воплощен рационализм всего западного христианства, увлечение Аристотелем в эпоху “позднего средневековья” и Возрождения.
Без Фомы Аквината трудно понять возникновение номинализма Уильяма Оккама (*1285–†1349) 22, который утверждал, что реального богопознания нет, возможны лишь рациональные выводы из чувственного опыта либо несообщаемые, недоказуемые мистические озарения. Это та почва, на которой впоследствии развивался западно-европейский мистицизм Якоба Беме (1575–1624), Эммануила Сведенборга (1688–1772) и других, новоевропейский рационализм Рене Декарта (1596–1650) с его cogito ergo sum ‘мыслю, значит существую’ и т. д.

Аскет и мистик Григорий Палама считал, что в молодости человеку полезно заниматься светскими науками; при этом он — наиболее видный представитель и защитник исихазма 23, противопоставлял христианское знание греческой мудрости, утверждал, что благодать действует не только на ум, но и на все существо, в том числе и тело человека. Он учил, что христианское понятие о Боге и Его восприятие, встреча с Ним не могут быть определены понятиями и категориями греческой философии, что греческие мудрецы не знали и не могли знать Божественного откровения, данного Христом, и полноты жизни в Нем. Кстати, Григорий Палама занимался и антииудейской апологетикой, ведя прения с так называемыми “хионами” — иудействующими из бывших христиан Малой Азии 24.

Таким образом на примере раннехристианской и средневековой литературы хорошо видно, что апологетика всегда реагирует на нравственно-умственное состояние мира, отвечает на потребности благовествовать слово Божие людям, имеющим христианское мировоззрение или находящимся под враждебным Православию влиянием. Среди богословских дисциплин она занимает особое место. Все богословские дисциплины пытаются разъяснить и осмыслить вечные Истины, раскрытые в Евангелии и Священном Писании, донести до нас идеи, мысли и учение Святых Отцов, систематизировать их. Их труды рождаются в монашеских кельях и в кабинетах духовных академий. Апологетика же находится на шумной площади мира сего, в сражениях с антихристианской и антиправославной критикой и с сознательной ложью. Она в большой степени зависит от исторических событий и движений общественной и научной мысли. Находясь в умственной суете мира, она работает на потребу дня ради Царства Небесного.

Приложение

Программа курса “Православная апологетика”
Курс “Православная апологетика” объемом 42 лекционных часа рассчитан на слушателей 1-го курса Православных курсов катехизаторов, имеющих высшее светское образование, верных и думающих чад Русской Православной Церкви, собирающихся вести миссионерскую и катехизическую работу среди разных слоев населения. Он содержит положительное раскрытие православной веры и основ догматики и направлен на защиту Православия, его Священных книг и Святого Предания от атеистической, антихристианской и инославной критики. Он знакомит слушателей с основными понятиями юриспруденции, знание которых необходимо для защиты деятельности приходов и общин от посягательств и притеснений со стороны религиозных и общественных организаций, частных лиц и государственных структур. Основное внимание в лекциях уделяется недоуменным вопросам современного образованного человека, приходящего в Церковь, стремящегося к вере. В курсе с позиций христианского мировоззрения широко рассматриваются современные научные и философские представления. Рассматриваются взаимоотношения религии с наукой и другими формами познания.
Значительное место в программе уделяется вопросам методики ведения апологетической работы с детьми и взрослыми, имеющими разный уровень образовательной и религиозной подготовки.
1. Введение в апологетику. Вера и знание, наука и религия. Факты эмпирические, исторические и факты духовно-религиозной жизни. Понятие догмат. Понятие парадигма.
История апологетики до XIX в. Ее направления, методы. Великое столкновение религии и науки. Его причины и последствия. — 2 часа.
2а. История апологетики XIX в. и ее особенности в советскую эпоху. Великое столкновение атеизма и науки. Задачи священства и мирян при ведении апологетической работы. — 1 час.
2б. Новозаветные основы православной апологетики. — 1 час.
3. Бог-Отец Творец Неба и Земли. 1-я глава книги Бытия и современные естественно-научные представления о возникновении, строении и развитии Вселенной и Земли; происхождение жизни, человека и его место во Вселенной (Опыт естественно-научного и богословского истолкования 1-й главы книги Бытия). — 2 часа.
4. Библия и наука о сотворении мира. Христианство и эволюционные теории сотворения человека.
5. Трудные вопросы библейской апологетики. Потоп, Содом и Гоморра. Ниневия, Мессина.
6. Православное понятие о Боге. Понятие о Боге в других религиозных и философских системах. Возникновение язычества, индуистских верований, конфуцианства, ислама и других. — 2 часа.
7. Наука и природа. Соотношение науки и религии. Научные парадигмы: знание и вера. Пути развития науки.
8. О так называемых философских доказательствах Бытия Божия: онтологическом, телеологическом, нравственном, историческом. — 2 часа.
9. Свобода воли, выбор пути и грехопадение. Добро и зло в мире. Понятие греха и его бытование во всех цивилизациях. Христианство искупительной жертвой Христа освобождает человека от последствий греха, — современные учения освобождают человека от самого понятия греха. Космологические и эсхатологические последствия этого. — 2 часа.
10. Христос как Искупитель мира, центр мировой истории, как камень преткновения и предмет пререканий.
Историчность Христа; история и психология антихристианских воззрений. — 2 часа.
11. Туринская плащаница, ее фактография и значение для христианского сознания.
12. Христианская антропология. Ее библейские и святоотеческие основания. Христианская антропология и современная психология. Душевные и духовные заболевания.
13. Антропософия и теософия. — 2 часа.
14. Восточная мистика и ее соотношение с христианством. — 4 часа.
15. Психологические и философские основы атеизма.
16. Чудо. Роль чуда в духовной жизни в истории человечества. Видение чуда.
17. Историческая апологетика.
18. Историческая апологетика.
19. Православная апологетика и философия.
20. Нравственная апологетика.
21. Заключительная лекция. Апологетический подвиг в миру.

Примечания

  1. Материалы к лекции по истории апологетики. В рамках этой лекции апологетические труды, направленные против ересей, не рассматривались. — Ред.
  2. В. Г. Каледа, К. Г. Каледа, 1998
  3. Козлов В. И. Динамика численности народов. М., 1969. — Табл. 12.
  4. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. — С. 223.
  5. Блаженному Августину посвящено огромное количество литературы на всех языках. Он является по существу “героем” книги Г. Г. Майорова “Формирование средневековой философии”. Последняя написана под сильным влиянием западно-европейских историков философии и в ней недооценивается тот огромный вклад, который внесли в развитие философской мысли восточные Отцы Церкви. Наиболее фундаментальная работа о Блаженном Августине на русском языке: Попов И. В. Личность и учение Блаженного Августина. Т. 1, 2. Сергиев Посад, 1916. Из новейших православных публикаций отметим: Архимандрит Питирим (Нечаев). О Блаженном Августине // Богословские труды. Сб. 15. — С. 3–24; Митрополит Антоний (Мельников). Блаженный Августин как катехизатор // Там же. — С. 56–60.
  6. В частности, в понимании проблемы времени блаженный Августин следует святителю Василию Великому.
  7. Творения Блаженного Августина. Ч. 1–7. Киев, 1901–1917.
  8. См.: Богословские труды. Сб. 19. М., 1978. — С. 71–264. В сб. 15 опубликована работа блаженного Августина “Об обучении оглашенных” (С. 25–55).
  9. Сарацинами в средние века называли мусульман. Не исключено, что дошедший до нас “Диалог” был “подредактирован” в XII и XIII вв., когда в Византии сильно активизировалась борьба с мусульманством и творения Дамаскина усиленно переписывались (см. Богословская энциклопедия. Т. VII. — С. 8–18; Журавский А. В. Христианство и ислам. М., 1990. — С. 128).
  10. Поэтическое изложение жития Дамаскина дал Алексей Толстой в своей поэме “Иоанн Дамаскин”.
  11. Полное собрание творений преподобного Иоанна Дамаскина начало издаваться в 1913 г., однако, насколько известно автору, осталось незавершенным. Отдельные работы его издавались в различных трудах и сборниках.
  12. Так характеризует этого отца Церкви протопресвитер Иоанн Мейендорф.
  13. Литература о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, учителех словенских, с трудом поддается учету. Отметим лишь важнейшие и наиболее доступные работы: Житие и жизнь и подвиги иже во святых отца нашего Константина-Философа, первого наставника и учителя славянского народа (далее ЖК) // Сказания о начале славянской письменности. М., 1981. — С. 71–92; Викторов А. Е. Кирилл и Мефодий //Кирилло-Мефодиевский сборник. М., 1865. — С. 4; Житие Мефодия // Там же. — С. 93–101; Бернштейн С. Б. Кирилл-философ и Мефодий. М., 1984. — С. 167.
  14. “…и увидите в них, как сильны вдохновленные Божией благодатию, как пылающее пламя на противников”. — ЖК. — С. 83.
  15. Подробно см. Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Византийские представления об исламе // Альфа и Омега. 1995. № 4(7); 1996. № 2/3 (9/10). — Ред.
  16. Журавский А. В. Христианство и ислам. М., 1990. — С. 33.
  17. Уотт У. М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.
  18. Southern Western Views of Islam in the Middle Age. Camdridge, 1962.
  19. Архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Н.-Новгород, 1996.
  20. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950.
  21. Честертон Г.-К. Вечный человек. М., 1988; здесь дается литературный облик Франциска Ассизского и Фомы Аквината. О Франциске опубликовано много работ на русском языке, Фоме Аквинату повезло меньше.
  22. Это утверждение автора основано на малоизвестном тезисе Аквината о том, что то, что наличествует в разуме, раньше было в чувствах. — Ред.
  23. Литература по исихазму, опубликованная в последние годы, обширна. Приведем лишь несколько работ, где читатель может найти богатые списки литературы: Архиепископ Василий (Кривошеин). Богословские труды. 1952–1938 гг.
    Н.-Новгород, 1996 (ряд статей); библиографию см.: Синергия. Вопросы аскетики и мистики Православия. СПб., 1995.
  24. См. указ. литературу, а также: Филофей. Житие св. Григория Паламы
    // Записки ист. ф-та СПб. университета. Вып. 76. 1905; Мейендорф И. Православие в современном мире. N. Y., 1991. — С. 142–165.
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.