Многого ли требует от нас Господь
И сразу жизнь становится другой – радостной и дорогой… Вот так, даже в рифму, получилось оценить свое настроение после очередного и внимательного (с карандашом) прочтения первого Послания апостола Петра.
А стоимость и свою дороговизну наша христианская жизнь приобретает сразу же после ее оценки святым апостолом с пожеланием совершенства: «Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (гл. 1, ст. 16). И он тут же, буквально через пять стихов, указывает путь к святости каждого: «Послушанием истине через Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца…» (гл. 1, ст. 22).
И что здесь сложного, отчего нужно бояться святого звания избранных Христовых? Разве может быть лицемерное братолюбие, например? Или можно любить не от чистого сердца?
Казалось бы, странные вопросы с очевидными возмутительными ответами: конечно, нет. Тогда у нас нет преград к послушанию словам апостола Петра – сначала ревностного ученика, потом отступника, почти предателя, но и такого светильника покаяния, что дух захватывает от его жизни и смерти. Мы ведь этот пост переносим с трудом, иногда возмущаясь его «несвоевременностью» и «продолжительностью», потому что проживаем его без апостольского сотрудничества, без сердечного обращения за помощью к святым апостолам Петру и Павлу.
Но если даже иногда в молитвах мы вспоминаем апостолов, то очень редко открываем слова, которые они написали (или продиктовали – это не важно), соединив в многочисленные стихи своих Посланий к тем, кто стал христианином. И там ведь ничего сложного нет. Только надо услышать и с любовью их прочитать, потому что «…слово Господне пребывает вовек» (гл. 1, ст. 25).
Многого ли требует от нас Господь по словам апостола? Да нет же: «…как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (гл. 2, ст. 5). И пост как раз есть более удобное и благоприятное время для покаянных обречений, чтобы принести эту самую духовную жертву, угождая Богу.
А когда человек уже кое-что умеет и обретает опыт покаяния, он начинает задумываться о пользе этих исповедальных поступков. И тут апостол сразу говорит о сути нашей социальной жизни: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа» (гл. 2, ст. 13), «…ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (гл. 2, ст. 15-16), и добавляет со знанием жизни: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (гл. 2, ст. 17).
И разве это не путь к самому лучшему государственному устройству, где каждый должен уважать другого, не пытаясь обманом занять чужое место и, прикрываясь свободой, творить безобразия на всех уровнях управления? Но кто же читает апостола и верит каждому его слову? А ведь как актуально!
А то, что святой Петр начинает говорить в третьей главе – так это вообще в семейных отношениях выглядит сегодня как приговор свободе и демократии: «…жены, повинуйтесь мужьям» (гл. 3, ст. 1), «…так же и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом» (гл. 3, ст. 7). И ведь как у апостола все логично и последовательно. Сначала научитесь приносить духовные жертвы (покаяние); потом постарайтесь жить по-христиански в обществе, уважая братство и начальство, а уж следующим шагом взрослого человека – создай настоящую семью, где у каждого будут свои права по природе полов и любви Божией. И опять же обращение к семье: «Наконец будьте единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство…» (гл. 3, ст. 8-9). Круто, да? И не так ведь сложно.
И тогда, по духовной логике апостола, в государстве может наступить правильная (даже с человеческой точки зрения) и осознанная гармония, которая способна позволить человеку не просто выживать (как сейчас), а жить в душевном здравии, достатке и доступной благости. И это еще не всё!
Вот что он нам, любителям жизни (а кто это отрицает?), говорит прямым текстом: «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» (гл. 3, ст. 10). Вот, оказывается, от чего приходит настоящая любовь к жизни. А пост этому способствует. Надо хотя бы на это время, слушая апостола, удерживать свой язык от всяческого и многообразного зла и следить за речью, чтобы наши разговоры были честны и правдивы – без всяких лукавых подоплек. Попробуем?
И, наконец, простой совет, как этого всего достичь: «Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (гл. 4, ст. 7). Эти слова, мне кажется, надо запомнить навсегда и твердо, как лозунг успешной христианской жизни.
Вот что (совсем вкратце) дает нам первое послание апостола Петра.
Еще в нем есть пятая глава, но она больше относится к священникам, которые просто обязаны руководствоваться ею в жизни.
А всем нам необходимо заложить послания святого Петра не одной закладкой. И, по возможности, конечно, послания апостола Павла, к которым мы еще подойдем с особым страхом и трепетом.
О чём люди обычно говорят перед своей смертью
Пока же приступим ко второму Посланию апостола Петра, пропуская многое из первого, чтобы было чем заняться в тихие вечера каждому из нас самостоятельно. Но если мы не полюбим его послание № 1, то трудно будет понять и все остальное.
Ведь смотрите, как нас любит святой Петр, уча послушанию: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте…» (гл. 5, ст. 7-8). Вот и весь смысл любого поста, а особенно Петрова, потому что он иногда кажется сложным и не всем понятным. А вот вместе с апостолами – вполне уместный и радостный!
Откроем второе Послание Апостола Петра, которое, судя по всем исследованиям, он написал уже в Риме, за несколько месяцев до своей смерти, примерно в 67 году н.э. Это Послание ещё называют «предсмертным завещанием».
О чём же люди обычно говорят перед своей смертью? Думается, о самом главном: сделанном или упущенном; с радостью или сожалением; благодаря Бога, или так и не познав его. Но без прощальных слов и предсмертных завещаний обходятся немногие люди. Кто-то внезапно умер, или тяжело страдал от болезни, не позволяющей это сделать. Наверняка болел и первоверховный апостол (история нам об этом не рассказывает). Но он не мог не говорить и не проповедовать, зная цену каждому мгновению своей жизни.
Апостол Пётр прожил большую жизнь и имел право учить других, более молодых апостолов. Они его слушали и слушались, чтобы не сбиться с единственно верного апостольского пути, хотя могли и поспорить с ним на разные темы. Апостолу Петру обязан «новоизбранный Христом» апостол Павел, которого с трудом и враждебными сомнениями приняли другие апостолы. Поначалу они не поверили в его Богоизбранность и возмущались появлению в их среде человека, который виновен в смерти Стефана и так яростно и явно гнал прочих христиан. Но мудрость Петра и его безоговорочная Любовь ко Христу помогли ему разобраться, «кто есть кто», чтобы сохранить единство для спасения всех людей, а не только евреев.
Апостолу Петру обязаны все мы, кому он оставил свои небольшие, но ёмкие Послания. Их всего два. Но какие! Из первого мы уже научились ценить страну, в которой живём, и свою семью со всеми членами и чадами, какими бы они ни были. И ещё много чего, но для этого надо постараться самостоятельно применить стихи Послания к своей «эксклюзивной» жизни.
Во втором Послании всего три главы, и давайте начнём краткие рассуждения с… третьей, потому что первой главой хотелось бы закончить не только статью, но и наши постовые переживания: для чего нам всё это надо (Петров Пост).
Итак, апостол Пётр предупреждает: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? (гл.3, ст.3-4).
Видите, каким оптимистом был Пётр, думая, что «наглые ругатели» появятся только «в последние дни». Не беру смелости назвать наши дни «последними», но то, что «ругателей» множество – это бесспорно точно! Одни из них требуют одного: покажи нам живого Бога, а не только говори о Нём. А другие пытаются сами Его изобразить, собирая «учеников», уча подло, потому что ложно, пытаясь обмануть тех самых первых.
И ведь ничего за столетия не изменилось: «Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остаётся так же (гл.3, ст.4)». Но среди всех лжеучений и лжесвидетельств, чтобы жить в Истине, надо знать одно с глубокой уверенностью: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». Это не только о сотворении Мира, но и о создании нашей веры в вечность души, потому что Он «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (гл.3, ст9)».
И не важно, когда это случится: в молодости, или в старости. Главное, чтобы мы к этому пришли, поражая своей верой лжеучителей. Но не словами, а делами и поступками, достойными православного человека. А у лжецов покаяния нет. Они боятся слов «грех» и «покаяние». Они отрицают Исповедь, потому что исчезнет основа их лжеучений, основанных на обмане и отрицании Истины. Вот так и проверяйте истинность предложенного вам учения: если в нём нет покаяния или оно «наигранно и шумно», то бегите, пока жива ваша душа!
Учиться противиться злу и стремиться к Истине
А дальше мечты апостола Петра поражают своей наивностью, но как они желанны для всех нас! «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (гл.3, ст.13)». Конечно, он говорит о Царствии Небесном, но ведь наверняка и ему хотелось, чтобы и на этой земле торжествовала правда и справедливость. Но её нет, и вряд ли будет, но ведь главное в другом, как подчёркивает апостол: «…берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа…(гл.3, ст.17-18)».
Это значит, что если мы не будем подражать тем людям, которые явно нарушают закон и втягивают нас в ложь и обман (это касается не только духовной жизни), то мы уже здесь сможем жить, имея в себе правду и справедливость «в благодати и познании Господа». Но для этого надо учиться противиться злу и стремиться к Истине. Это касается и работы, и семьи… Тяжело быть «не как все», но по-другому мы не сможем отстаивать христианские принципы жизни…
Вторая глава удивляет своей актуальностью до буквальности. Она о лжеучениях. Какие могли быть в те времена лжеучителя христианского вероучения, когда ещё только–только Благая Весть начала будоражить религиозное сознание людей? И то лишь малую часть людей, которые успели узнать о Мессии из уст неугомонных апостолов, успевших каким-то невероятным способом пройти тысячи километров с проповедью о Воскресшем Спасителе. Вот Пётр и возмущается, предупреждая нас, как и своих близких учеников, о явных попытках исказить Учение Христа. «Оставив прямой путь, они заблудились (гл.2, ст.15)»… «ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении (гл.2, ст.18)».
И вот здесь понимаешь, что в те времена лжеучителями были не те учёные «пастыри», которые сегодня создают секты для своей выгоды, познав Его учение по букве, используя Евангелие. Простые же люди, говорившие, что они христиане, а поступающие по плоти, не отказавшись от разврата. Вам это ничего не напоминает? А как живём мы, называя себя православными? Кого в нас видят люди нецерковные, когда мы поступаем по плоти, служа нашим похотям? Каково наше свидетельство о Благодати, когда мы не являемся примером достойной христианской жизни? Так что лжеучителей искать далеко не надо. Достаточно заглянуть к себе в душу и прислушаться к словам апостола Петра…
Попробуйте это сделать на работе или в семье
И наконец, глава вторая Послания апостола Петра к нам, ныне здравствующим. Её называют наставительной, и это главное для нас. Если человека некому наставлять, то он с большой долей вероятности может впасть в ересь своих собственных суждений о Боге. А ещё в духовной жизни важен рост, а не только констатация падений в Таинстве Покаяния.
Этот постепенный рост не уменьшит количество покаяний (да и не надо), но «качество» его станет значительней лучше, а исповедь глубже. И опять же за ним (этим ростом) нужно следить, чуть ли не ведя дневник своим стараниям: что было раньше, и что сейчас… Опять же, если мы будем следовать советам апостолов и святых отцов. Они ведь тоже не сразу стали святыми… Мы не должны хвалиться духовными «успехами», но стремиться вверх по бесконечной лестнице «духовной логики» (железней не бывает!) спасения просто обязаны!
Вот апостол Пётр и показывает нам этот безошибочный путь, чтобы следовать ему, не нарушая апостольских правил: «… прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь (гл.1, ст.5-7)». Вот та самая схема жизни ради Бога, которую можно применить ко всем случаям и обстоятельствам нашего бытия.
Попробуйте это сделать на работе или в семье. Всегда стараясь угодить Господу, забывая про свои эгоистичные желания и стремления. Думаю, что эти стихи можно смело поместить в рамке у себя на рабочем месте (и дома), а лучше выучить их наизусть. Какой психолог лучше научит и других любить, и себе нервы зря не трепать?
Апостол Пётр знал, что говорил, потому что говорил не Он, а через него Его Божественный Учитель. Нам бы такие уши, сердце и веру! Но и у нас ещё ничего не потеряно. Есть ещё время исправиться и жить по заветам Петра. Особенно научиться этому в Пост, названный в его великую честь. И даже когда пост закончится, то давайте помнить и чтить любвеобильные пожелания апостола к нам, грешным, но всё-таки в христианском звании: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твёрдым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнётесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (гл.1, ст.11)».