Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Пост — это не только труд, это ещё и радость
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Наступает то время, которое именуется днями Святой Четыредесятницы. Апостол об этом времени говорит так: «Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13:12). В течение года большую часть своего времени человек посвящает заботам о своём существовании. Но есть особое время, когда Церковь призывает нас большую часть своих забот отдать «единому на потребу», самому главному — своей бессмертной душе. И нет для этого более удобного, приятного времени, чем дни Святой Четыредесятницы, к которым мы приблизились.
С завтрашнего дня начинается Великий пост — духовная весна, которая обновляет нашу жизнь и наши духовные силы. Этот труд, подвиг поста и молитвы заканчивается праздником праздников и торжеством торжеств — Светлым Христовым Воскресением. В пасхальную ночь мы радостно празднуем не только воскресение Христа из мертвых, но и воскрешение нашей души от сна греховного и встречу её с Богом.
Пост — это труд, с одной стороны. И как всякий труд, он предполагает, что человек будет прилагать определённые усилия, тратить силы на этот труд. Но, с другой стороны, пост — это не только труд. Это ещё и радость. И именно об этом в сегодняшний день говорит нам Святая Церковь: когда постишься — не омрачай своё лицо и не делай так, чтобы всем, кто на тебя смотрит, казалось, что ты несёшь какую-то ненужную ношу, что этот труд для тебя невыносим и тяжек.
Человек привык всю жизнь получать радость от земных вещей и земных удовольствий, но Церковь хочет, чтобы он получал радость не только от них. Чтобы он не был похож на животное, но получал радость ещё и от общения с Богом. И именно к этой радости ведёт нас труд Великого поста. Именно к этой радости общения с Богом ведут нас те подвиги, к которым нас в эти дни призывает Святая Церковь. Если ты не хочешь этой радости, если ты к ней не стремишься, если она тебе не нужна, то и пост тогда не нужен — в нём нет никакого другого смысла.
А если человек приобретает радость, разве может он при этом омрачать своё лицо? Разве он может надевать на себя маску уныния? Разве может он находиться в состоянии, глядя на которое, его пожалеть хочется, прийти к нему на помощь, спросить у него: «Что с тобой произошло? Почему ты так скорбишь? Что с тобой случилось?» Этого не должно происходить с нами.
Мы подвиг поста и молитвы берём на себя добровольно. Бог нас к этому не принуждает, и Церковь нас не заставляет поститься. Она только говорит нам: если ты хочешь научиться получать радость не только от земного, но и от общения с Богом, если ты хочешь пробуждения своей души, если ты хочешь, чтобы душа в твоей жизни заняла то место, которое ей подобает занимать — возьмись за пост, возьмись за молитву, начни трудиться.
Этот труд тебе, с одной стороны, покажется сложным — нужно будет напрягаться, прилагать усилия. Но он приведёт тебя к духовной радости, подарит тебе возможность эту духовную радость ощутить. Поэтому первое и главное, что мы с вами должны понимать — это то, что пост — дело добровольное, нас никто поститься не заставляет. Мы сами, добровольно берёмся за этот труд и подвиг. А значит, нет здесь места унынию, тоске, ощущению, что кто-то кого-то принуждает, как раба на галерах, которого бьют по спине плетью и заставляют грести — он невольный человек, он скорбит и печалится, у него нет выбора.
Мы можем не поститься. Но мы постимся. Не потому что нас кто-то к этому принуждает, но потому что мы сами хотим этого. Мы хотим наконец-то научиться ставить духовное на первое место. Хотим, чтобы над нами не имели власти наши материальные привязанности и ежедневные привычки. И поэтому мы с радостью встречаем это время, без уныния и помрачения.
Когда мы с вами начнём по-настоящему поститься, больше времени уделять молитве, когда наше тело почувствует труд и усталость от этого подвига, мы увидим, что это непросто. И когда мы начнём уставать, наверху окажется то, что мы очень часто не замечали. Это похоже на прилив и отлив моря. Когда волны уходят, мы видим, что на дне, оказывается, есть мусор и грязь, что-то такое, что было скрыто под водой и что мы раньше не замечали.
Так и в нашей душе начнут обнажаться наши страсти и недостатки, то, что мешает нам получать радость от общения с Богом. Когда мы это увидим, мы не должны приходить в уныние и отчаяние. Именно для того мы и постимся, чтобы увидеть свои грехи и недостатки, обратиться к Врачу душ и телес, чтобы Он Своей силой и благодатью помог нам от них избавиться и освободил нас.
Мы должны понимать: есть то, что делаем мы, а есть то, что делает Бог, и без Его помощи мы своими силами этого сделать не можем. Отчего больной приходит к врачу? Чтобы врач ему помог. Если бы больной мог сам себя исцелить, зачем тогда нужен был бы врач? Мы бы все лечились сами. Но мы идём к врачу и просим, чтобы нам помогли.
Врач для нашей души — Господь, а врачебница — Святая Церковь. Мы приходим со своими духовными болезнями и немощами, которые мы начинаем видеть, и от которых нам становится страшно, от которых мы начинаем скорбеть, для того чтобы Врач духовный исцелил, чтобы Господь нас освободил от рабства греха. Мы просим, чтобы Он эти раны исцелил, помог нашей душе обрести силу, здравие и настоящую, подлинную радость.
Именно для этого Церковь готовит нас к дням Святой Четыредесятницы, чтобы мы научились, когда постимся, не осуждать других людей, которые по какой-либо причине не постятся. Она напоминает нам о молитве мытаря и молитве фарисея, о блудном сыне, который, увидев то бедственное положение, в котором он находился, не отчаялся, но вернулся к своему отцу, и отец с радостью принял его и вернул ему его прежнее достоинство.
Церковь напоминает нам и о том, что вера без добрых дел мертва, и наш труд и подвиг должен быть направлен не только на нас самих, но мы должны замечать и то, что происходит вокруг нас: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36). О том, что пост — не ради поста, духовное делание — не ради самого делания. Каждый процесс имеет свой смысл, он происходит ради чего-то. Хозяйка месит тесто не ради того, чтобы только печь хлеб, но для того, чтобы, когда он будет испечён, этим хлебом насытиться.
И в сегодняшний воскресный день Церковь напоминает нам о том, что у каждого из нас есть Небесный Отец, Небесное Отечество, что каждый из нас призван в первую очередь к общению с Богом. Он призван получать радость не только от земных удовольствий, но от того, от чего её должен получать человек: от того, что он призван к высшей жизни, от того, что он — существо духовное.
Именно поэтому в сегодняшний день напоминает нам Церковь о том сокровище, которое есть у каждого из нас — о Царствии Небесном, говоря, что «где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Она научает нас тому, чтобы, оторвавшись от земли, мы своё сердце могли представить перед Богом. В дни Святой Четыредесятницы это делать удобнее, чем в какое-либо другое время. Если эти дни нам не подходят для того, чтобы заняться духовным деланием, то тогда какие ещё дни мы найдём в течение года для того, чтобы к этому приступить?
Хотелось бы, чтобы мы вступили в дни святого поста без уныния и с радостью. Чтобы каждый из нас, начиная этот подвиг, задался какой-то определённой целью — не просто постился, поменяв рацион и воздерживаясь от пищи, а задал себе вопрос: «Что мне больше всего мешает идти к Богу? Что в моей жизни такого, от чего бы я хотел избавиться и к чему бы я не хотел больше никогда возвращаться?» — и с Божией помощью старался одержать эту победу над самим собой.
Без этой помощи, своими силами эти победы невозможны. Но когда мы опираемся не на собственные силы, а на помощь Божию, становится возможным то, что казалось для нас невозможным. И это должно произойти с нами. Именно это — цель поста. Именно для этого и нужна Святая Четыредесятница — для того, чтобы мы сделали шаг навстречу Богу, чтобы в нашей жизни что-то поменялось по сравнению с тем, что было в ней до этого, чтобы каждый из нас научился всегда радоваться, и источником этой радости для каждого из нас был Бог. Аминь.