Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Разве не страшно предстать перед Ним с ненавистью?
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Мы с вами находимся в преддверии Святой Четыредесятницы, которая приведёт нас к празднику Святой Пасхи. Мы сегодня идём по этой дороге для того, чтобы одержать самую главную победу — победу над самими собой. В течение этих дней мы непрестанно будем бороться сами с собой, со своими греховными привычками и привязанностями, страстями, которые так или иначе будут проявлять себя в нашей жизни и восставать против нас, а мы будем восставать против них. В этой борьбе мы проведём следующие сорок дней для того, чтобы с Божией помощью одержать победу, и в ночь Светлого Христова Воскресения праздновать не только воскресение Христа из мертвых, но и победу над грехом в своей жизни, в своей душе, освобождение от тех пут, в которых душа находилась.
На этой дороге мы будем не одни. В эти дни с нами будет Церковь. Опираться мы будем на ту всесильную помощь, которую даёт нам Господь, когда мы прибегаем к Нему и обращаемся с молитвой.
Первое препятствие, которое нам нужно преодолеть, первый камень, который нам нужно отодвинуть, идя по этой дороге — это вражда, ненависть и обида, которые могут найти себе место в нашей душе и в нашем сердце. Если мы этот камень не сбросим со своей души, то весь наш пост, все наши молитвы, поклоны и добрые дела не помогут нам и не приблизят нас к Богу. Если в сердце будет ненависть, вражда, неприязнь, то благодать Божия в такое сердце не сможет войти: она не найдёт там для себя места. Поэтому существует такой обычай — в вечер перед началом Великого поста православные христиане собираются вместе в храмах Божиих, встречаются друг с другом в домах и просят друг у друга прощения.
Прощение легко просить у того человека, которому ты ничего не должен и который тебе ничего не должен. Это выражается в обычных словах: «Прости меня» — «Бог простит, и я тебя прощаю». Но очень трудно бывает попросить прощения у человека, с которым ты находишься во вражде, ссоре, которого ты считаешь виновником своих бед и несчастий, в котором ты видишь причину неустроенности своей жизни, который причинил тебе зло, или тебе кажется, что он это сделал.
Перед всеми нами стоит и особый вопрос: мы пережили и продолжаем переживать войну. А как здесь быть? Прощать или нет? Как в своём сердце находить место для прощения, для любви? Тем людям, которые смотрят на войну со стороны, наверное, сделать это легче. Те, которых она затронула напрямую, уже сталкиваются с проблемой, им уже тяжело. Потому что есть горечь, есть обида, есть боль от потери родных и близких, от разрушенных домов, от несправедливости. Что делать? Как поступать? Где найти силы, чтобы простить?
Самое первое, о чём мы должны задуматься, — это то, что прощение в первую очередь нужно нам самим. Когда мы прощаем, мы из сердца с корнем вырываем кусочек зла. Представьте себе ядовитую занозу, которая находится в теле и заражает его. Что нужно сделать, чтобы тело выздоровело? Не просто принимать антибиотики, а сначала вытащить эту занозу, чтобы она дальше не отравляла. Иначе можно бесконечно лечиться, а она будет снова своим ядом отравлять организм. Точно так же и ненависть, вражда, обида — это ядовитая заноза, которая разрушает наше сердце изнутри. Нам нужно её вытащить. Нужно простить. Не кому-то другому нужно наше прощение, а в первую очередь нам самим.
Для того чтобы у нас хватило сил эту занозу вытащить из своей души, из сердца, давайте вспомним, как это бывает. Кто мы? — Мы христиане. Кто наш учитель? — Господь наш Иисус Христос. Когда в Гефсиманском саду Пётр, горячий человек, поддавшись эмоциям, схватил меч и ударил одного из слуг, Господь сказал ему не делать этого. Если мы христиане, значит, мы должны подражать своему Учителю, быть на Него похожими.
Апостол Павел сегодня призывал нас к тому, чтобы Христос вообразился в нас, чтобы Он отражался в наших делах и поступках. Когда мы смотрим на Христа, Который нас ради человек и нашего ради спасения принимал страдания, Который был измучен, ранен и впоследствии убит, распят на Кресте, нам легче бороться с тем, что происходит в нашей душе и в нашем сердце. Если мы христиане, мы не можем поступать как язычники. Мы будем подражать своему Божественному Учителю и стараться быть на Него похожими.
Прощает только тот человек, который имеет в своём сердце благодать Божию. Значит, мы должны призывать Бога, чтобы Он послал Свою благодать в наше сердце, и у нас появились силы сделать это так, как сделал Он на Кресте, сказав: «Прости им, ибо не ведают, что творят». Глядя на Христа, мы сможем это сделать с помощью Божией.
Ещё нужно помнить, что прощают только люди сильные. Слабые люди простить никогда не могут. Мстить — могут, обижаться — могут, исподтишка что-то сделать могут, а простить — только люди сильные и великодушные. Христиане должны быть сильными и прощать.
Обязательно нужно помнить, что и мы сами нуждаемся в том, чтобы нас простил Господь. Мы не безгрешны. Никто из нас не может сказать, что он не имеет грехов. Каждый из нас, оглядываясь на свою жизнь, на путь, который он уже прошёл, видит не только мелкие ежедневные грехи, но и те поступки, события, о которых не хотелось бы вспоминать, о которых стыдно думать, о которых стыдно говорить на исповеди. И вспоминая о том, как мы обращались к Богу с молитвой, чтобы Господь нас простил, разве мы найдём в себе силы не простить ближнего, который чем-то согрешил перед нами? Ежедневно и ежечасно согрешая перед Богом, мы не будем иметь права просить у Него прощения, если сами не будем прощать, если сами не будем прощение дарить как подарок тем, кто согрешает против нас.
Помнить нужно и о следующем: что прощение — это подарок. Его никто не должен заслуживать у нас. Человек не должен подходить и выпрашивать, чтобы мы его простили. Если мы христиане, прощение мы должны дарить так, как его дарит нам Господь по Своей любви и милости.
Бог бесконечно справедлив, потому что Он каждому воздаёт по делам его. Но Его милость, Его любовь, Его снисхождение к нам выше Его справедливости. По справедливости подобало бы, чтобы мы были наказаны. А Господь вместо этого все наши грехи взял на Свои плечи и пригвоздил ко Кресту. И глядя на милосердие Божие, на Его великую любовь и снисхождение к нам, на Его ежедневное прощение нас, помня, что мы все Его дети — кто-то верный, а кто-то заблудший, кто-то праведный, а кто-то неправедный, — от души и от сердца друг другу простим всё, что есть: все скорби, ненависть, вражду и злобу, чтобы не идти с этим горьким чувством, с этим ядом по поприщу Великого поста и не делать его для нас бесплодным и бесполезным.
Нельзя растение поливать бензином, чтобы оно выросло — его нужно поливать чистой водой. Так и с ненавистью в душе не построишь ничего доброго, не сделаешь ничего хорошего, ничему никого не научишь и не оставишь никакого следа. Всегда помните об этом и никогда не давайте ненависти, вражде, обиде, греховным чувствам поселиться в душе и сердце не только сегодня, в этот святой вечер, но и во все дни нашей жизни.
Нам, как никому сегодня, на собственном опыте известно, что жизнь может прекратиться в любой момент. Она может остановиться в любую минуту, тогда, когда мы этого не ждём. И для старого, и для молодого, и для младенца, и для здорового, и для больного, и для мужчины, и для женщины, как она прекратилась для многих из тех, кто ещё в прошлом году стоял здесь и совсем недавно молился вместе с нами.
Надо быть готовыми к тому, что мы можем предстать перед Богом в любую минуту. Но разве не страшно предстать перед Ним с ненавистью, с враждой, с непрощением — с тем, что может отделить нас от Бога в вечности? Поэтому поспешим с радостью расторгнуть эти узы в нашей душе и в нашем сердце, простить друг друга от души, подарить друг другу прощение как подарок, не держать ни на кого зла, молиться за своих врагов и обидчиков, и с такими чувствами и мыслями идти в дни Святой Четыредесятницы; трудиться, подвизаться, бороться со всем остальным, что нужно исторгнуть из души, из сердца, для того чтобы с радостью встретить праздник Светлого Христова Воскресения.
Божие благословение да пребудет со всеми вами в дни Святой Четыредесятницы и во все дни вашей жизни. Храни вас всех Господь!