Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Всякий грех в итоге разочаровывает
После чтения канона архиепископ Горловский и Славянский Митрофан обратился к прихожанам с архипастырским словом, — сообщает Пресс-служба епархии
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Поздравляю вас с первым днём Великой Четыредесятницы!
Время поста — это время перемены образа жизни для человека. В чём её суть? Самое главное — это то, что все мы делаем попытку жить так, как мы должны были бы жить всё время, и на первое место поставить то, что обычно находится на десятом месте, а остальное перенести соответствующим образом в иерархии: на первое место поставить служение Богу и дело спасения своей души. Для этого мы больше времени уделяем молитве, отказываем своему телу в удовольствиях и развлечениях, к которым оно привыкло, и вступаем в борьбу с грехом, со своими собственными страстями.
Одна из этих перемен — это то, что борьба с грехом тоже выходит в нашей жизни на первое место и становится нашей основной задачей в эти дни. Обычно в жизни обывателя, в жизни человека, который крещён в православной вере, который ходит в церковь, личный жизненный вопрос о борьбе с грехом и со своими страстями на повестке дня не стоит. Мы борьбу с грехом начинаем тогда, когда мы в него уже впали и когда нам от него уже больно.
А для того, чтобы бороться с грехом в мыслях, желаниях, чувствах, в сердце, нужно вести совсем другую жизнь. Нужно быть внимательным, смотреть и видеть, как грех появляется сначала внутри нас, в нашей душе, в нашем сердце, потом мы соединяемся с ним, а затем происходит то, что называют непосредственно самим грехом — происходит действие.
Человек живёт так, как будто греха не существует, или относится к нему как к какому-то поступку, рассуждает в категориях: «хорошо или плохо», «правильно или неправильно». Преподобный Андрей Критский на примере многих людей, которые жили до нас с вами, показывает нам, что такое грех на самом деле. Из самой первой песни канона мы узнаём, что грех родился ещё в раю, и желанием наших прародителей было нарушить волю Божию, не послушать того, что заповедал Господь.
Грех — это следствие непослушания. А следствия греха — это духовная смерть, потеря человеком способности общения с Богом, пребывания в Эдемском саду. Преподобный Андрей показывает нам, что грех всегда нас обманывал. Он сначала показывает себя сладким и вожделенным. Нам кажется, что вот в этот момент мы и испытываем настоящее счастье, настоящую радость. А потом он открывает свою подлинную суть. Он даёт нам вкусить горечь — горечь от того, что мы ошиблись, что счастья как не было, так и нет, что ничего он в нашу жизнь не принёс, кроме беды и разочарования. И так бывает со всяким грехом. Всякий грех человека обманывает, вводит его в заблуждение, показывает себя источником радости и веселия, источником блаженства, а в итоге — разочаровывает, давая лишь горечь.
Преподобный Андрей показывает нам, что грех — это не просто что-то плохое. Это то, что убивает нашу душу, что уподобляет человека, созданного по образу и подобию Божию, бессловесным скотам. Преподобный Андрей показывает нам, что грех, входя в человеческую жизнь, всегда её разрушает, всегда приносит беду. Всегда потом последствия греха заставляют человека мучиться и страдать. Он видит это на примере ветхозаветных праведников, но это же самое мы должны увидеть и на примере своей собственной жизни.
Преподобный Андрей поучает, как обратиться к своей душе и вспомнить: а не было ли в нашей жизни такого, что мы, поддавшись соблазну греха, каких-то пороков, которые, как нам казалось, принесут нам радость, вдруг вкусили горечь и разочарование? Не было ли в нашей жизни такого, что, впустив в нашу жизнь грех, мы начали тем самым свою жизнь разрушать, впустили беду и несчастье в свою жизнь? Не было ли так, что, совершая грех и думая, что приобретаем, в итоге мы только потеряли, а приобрели — горький опыт разочарования, опыт того, что нельзя верить греху, что он нас обманывает, ведёт нас не туда, куда нужно? Вот о чём побуждают нас задуматься слова Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
Глядя на то, что происходило с теми, о ком упоминает преподобный Андрей, с людьми, которые жили до нас, мы должны подумать, что сейчас происходит с каждым из нас, задать себе вопрос: «А что сейчас со мной происходит, что происходит с моей душой? Не получилось ли так, что грех не только обманывал меня раньше, но и продолжает сейчас обманывать? Не продолжаю ли я служить греху, делая зло и неправду?»
Преподобный Андрей этими словами пробуждает в нашей душе осознание того, что такое грех — что это наш настоящий враг, с которым мы должны воевать, с которым не должно быть никаких компромиссов, с которым мы не должны соглашаться. Его словами Церковь побуждает нас вступить в эту борьбу с грехом, перестать его принимать в своей душе и в своём сердце, перестать с ним соглашаться, перестать давать ему место в своей жизни. И Церковь напоминает нам, что в этой борьбе мы никогда не будем одни. Что, какой бы трудной и тяжёлой ни была борьба с грехом в самом себе, в этой борьбе нам будет помогать Господь. Он будет посылать нам Свою Божественную благодать.
Те, кто одержали победу в борьбе с грехом, приобрели настоящую, подлинную свободу, подлинную радость, подлинное и настоящее блаженство, которые никто и ничто отнять у человека не может. И Церковь хочет, чтобы мы с вами стали такими людьми — свободными по-настоящему, блаженными и счастливыми, имея общение с Богом, имея свободу от рабства греху.
Это непростой путь и непростая борьба, но по этому пути прошло уже много людей. И если мы с вами решимся идти по этой дороге, Господь нам будет помогать, и мы обязательно приобретём эту вожделенную свободу от греха, мы обязательно станем его победителями и узнаем подлинную радость, к которой призван человек, и которая выше всего того, что грех нам обещал, а потом обманул. Аминь.