Вы очень много путешествуете. Какое из посещенных мест больше всего Вам запомнилось?
– Да, к сожалению, мне приходится, как вы говорите, много путешествовать. Все места хорошие, красивые и впечатляющие. Я вижу личности, встречаюсь с людьми… И везде я нахожу благодатных людей.
– Какое Ваше отношение к женщине, ее роли в жизни вообще и в церковной жизни, в частности?
– Главная роль женщины – это материнство. Второе – должна мироносицей быть – помогать, насколько возможно, на приходах, в церковной жизни.
– Как Вы относитесь к интернету, к чатам?
– Ножом можно и хлеб резать, и людей. Если интернетом пользуемся ради благих целей, он хорош, но если нет – очень плох. Я, например, смог разрешить свой старый наболевший вопрос: «как будет проповедано Евангелие во всем мире?» – через интернет.
– Как Вы пришли в монашество?
– Это меня благодать Божия нашла и привела в монашество. На моей родине не было поблизости монастырей, и я монахов никогда не видел. Только рядом с Фамагустой был паломнический центр, куда приезжали поклониться святому Варнаве. И еще был рядом монастырь заброшенный…
Во время учебы в университете в Афинах я уже собирался стать женатым священником. Но когда первый раз приехал на Святую Гору, впервые увидел образ другой жизни. Вначале он не показался мне таким привлекательным, лишь потом он стал для меня целью.
Я монашествую с 1981 года. 30 лет монашества, включая 22 года игуменства. К сожалению, я слишком молодым был, когда стал игуменом. Вот я вам и исповедался…
– Что Вы можете сказать о прослушивании молитвенных правил, записанных на электронных носителях?
– То есть чтобы слушать во время езды на автомобиле? Это не плохо. Можно слушать, и ум должен следовать за словами молитв. Будет польза, но вы должны и сами научиться молиться. Когда сам молишься, тогда молитва плодотворней.
– Как правильно настроить себя на молитву, чтобы совместить ее с послушанием?
– Будьте внимательны и осторожны в своей духовной жизни. И можно совместить.
– Добрым подвигом веры подвизайтесь и слушайтесь духовника. Держитесь подальше от причин греха. Одного старца спросили, как спастись. «Убегай, – говорит, – и спасайся». Он имел в виду убегать от причин греха.
– Что Вам понравилось и что не понравилось в нашей семинарии?
– Все, что делается с хорошим расположением, мне нравится. Нет человека, который не совершал бы ошибок. Бог не так смотрит на результат, как на расположение человека. И когда человек подвизается с хорошим расположением, Бог принимает, даже если чисто логически это ошибка.
– Насколько Вам понравилось наше пение? Какое пение более древнее: византийское или же наше, радостное, можно сказать, услаждающее слух?
– У нас на Афоне традиционное византийское пение. Но нельзя не уважать и традиции Поместных Церквей. Мне понравилось ваше пение. Хорошо пели. И мне помогли в службе. Но не так важно, насколько вы хорошо поете с академической точки зрения, а каково ваше сердечное расположение.
– Можно ли молиться о животных, и каким святым?
– Зависит от вашего отношения. Знаю одного человека, который спит с собакой, ест с собакой, идет гулять с собакой… Когда эта собака сдохла, он всех своих сотрудников угостил в память о собаке. Таким людям ни про каких святых не говорю. Это – нездоровое отношение. Собаки для того, чтобы дом охранять, а не для того, чтобы спать и есть с ними. Жена того человека хотела даже с ним развестись из-за этого. Сентиментальное отношение к животным – страшная болезнь. А вообще покровителем животных считается святой Модест Иерусалимский.
Однажды в Салониках была презентация коллекционного издания Евангелия. В первом ряду сидела женщина. Пока ждали начала мероприятия, чтобы не сидеть и не молчать, мы с ней познакомились. Оказалось, что она проректор университета, у нее две дочери. Обеих отправили учиться в Афины, и чтобы как-то восполнить образовавшуюся пустоту, завели собаку. «Жаль, – говорю ей. – Какой же вы проректор, если свои материнские чувства перенесли на собаку?»
– Как найти духовника, и можно ли матушке исповедоваться у своего супруга-священника?
– Сердце извещается, кто нам в духовники подходит. А мужу лучше не исповедоваться. Другого духовника найдите. Хорошо, если у мужа и жены один духовник. Но не как у нас в Греции бывает: муж и жена вместе подходят на Исповедь и один слушает Исповедь другого. Это неправильно!
Одна супружеская пара, несмотря на мой протест, решила исповедоваться одновременно. У мужа была секретарша на работе. И, исповедуясь, он говорит: «Иногда, отче, у меня глаз убегает и смотрю на секретаршу». Кто его за язык тянул такое сказать? И каждый день жена стала ходить к нему в офис. В конце концов ни в чем не повинную секретаршу уволили. От совместной Исповеди началась такая катавасия.
– Каково значение Иисусовой молитвы для мирянина?
– Иисусова молитва имеет большое значение для всех нас. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 16 – 17), – апостол Павел говорил это всем. Воистину блажен человек, который любит Иисусову молитву. В ней великое утешение и великая радость. Ведь радость – первый плод Иисусовой молитвы.
– Скажите, пожалуйста, нужно ли заставлять детей стоять в храме всю службу?
– Если дети маленькие, не мучайте их – не приводите к началу службы. Нужно рассуждение. Когда мать трехлетнего ребенка на трехчасовую службу приводит, для него это мучение. Дети больше часа не могут стоять. С семи лет немного больше могут. Но силой никогда не заставляйте. Всегда действуйте убеждением, а не понуждением. Мальчиков приучайте прислуживать в алтаре. Там ребенок занят делом, и время для него течет быстрее.
– Что делать, если во время написания иконы мучают разные мысли?
– Помыслы иконописи не мешают. Помысел, если не становится делом, не имеет значения. Например, в постный день, в среду, нам захотелось шашлыка. Идем в шашлычную. Говорим: «Дайте одну порцию шашлыка». Нам отвечают: «Только что последнюю продал». Грех делом не был совершен.
– Литургию хотят перевести на белорусский язык, на русский. Правильно ли это?
– Это как решит правящая Церковь. По-моему, у вас с этим все в порядке: в той или иной мере вы понимаете язык службы. Нет у вас такой проблемы.
– Как детей, которые отходят от Церкви, вернуть в храм?
– Увещеванием и молитвой. Не понуждением, а любовью. Примером своей жизни.
– В каком из российских монастырей лучше всего поют, с духовной точки зрения?
– Много где хорошо поют. И на Валааме хорошо поют. И в вашей семинарии.
– Отец Ефрем, как Вы относитесь к сокращению богослужения?
– Иногда священники сокращают службы, говоря, что народ устал. Но первые, кому надоела служба, – это они сами. Лучше прихожанину прийти с опозданием, чем священнику сокращать службу. Этим он унижает аскетический образ Церкви. Стояние на ногах во время службы, поклоны – все это аскетическое выражение служения Богу.
– Если после духовного училища не получается получить оплачиваемую работу по специальности, нужно ли получать другое образование или надеяться на волю Божию?
– Неплохо получить и другое, светское образование и работать параллельно в другом месте. К сожалению, у певчих не такие зарплаты, чтобы жить на них. Но не бойтесь: у нас в Греции с этим еще хуже.
– С какого возраста дети должны соблюдать посты, постные дни? Какие послабления можно давать детям?
– С семи лет могут уже поститься. Послабление зависит от ребенка. Вначале может не есть мяса. Потом понемножку воздерживаться и от сыра. Зависит от характера. Главное, чтобы расположение у родителей было правильное, чтобы они по духовным причинам хотели так воспитывать детей.
– Что делать, когда нет сил молиться?
– Будем спать (смех в зале). Бог хочет от нас только того, что в наших силах.
– С какого возраста девушке можно уходить в монастырь?
– Совершеннолетней должна быть. В одном монастыре, в России, кстати, пятилетнюю девочку взяли послушницей. Конечно, потом возникли проблемы, и она оттуда ушла. Это духовная утопия.
Старец Ефрем Катунакский с бесконечным благоговением почитал Богородицу. Однажды он с умилением приложился к иконе Божией Матери «Отрада и Утешение», посмотрел вверх и вдруг, объятый духовным восторгом, возопил : «Панагия! Богородица! Вся Святая Гора – Твой сад, Ватопед – Твой престол!»
Не случайно у нас в монастыре столько чудотворных икон и Честной Пояс. Где еще Поясу быть, как не в месте непорочности, девства, чистоты и послушания?
Так что не отчаивайтесь никогда. Богородица нас спасет, только мы должны и сами немножко постараться. Ее Покров над нами, и Она только ждет подходящего часа, чтобы нам помочь. Потому что знает, что Сын Ее распялся ради нас. Никто не получал столько просвещения и благодати, сколько Она. Будучи по сути монахиней, Богородица знает, что значит монашество.
Церковь, можно сказать, является «заводом» по производству святых. В этом храме сильно ощущается присутствие благодати Святого Духа, благодаря честнейшим мощам преподобной Евфросинии. Преподобная Евфросиния – сердце не только этого монастыря, но и всей Беларуси. Да поможет она сестрам этой обители как можно больше любить Бога, надеяться на Него и достигнуть этим цели своего монашеского призыва – освящения. В этом цель жизни и всех нас. Присутствие Христа на земле – Святая единая Апостольская Церковь, на поле которой все мы пасемся. Цель Церкви – возводить людей с земли на Небеса. «Бог стал человеком, чтобы сделать человека Богом», – говорит святой Григорий Богослов.
Предназначение монахов – доказывать своей жизнью истинность Евангелия. Ведь каждый, кто приходит в монастырь, ищет людей обоженых, людей освященных – плоды воплощения Бога-Слова на земле. Для чего? Чтобы уйти отсюда с еще большей верой в истинность Учения Христа.
Пресвятая Богородица – самый Смиренный Человек, Который только рождался на земле, и Ей мы молимся о даровании смирения. Сегодня смирение считается комплексом неполноценности. На самом деле это облачение Божества, по словам Исаака Сирина. Потому что только смирение возводит человека до Небес. Человек чувствует себя хуже всех, но в то же время чувствует себя очень близко к Богу. Смирение придает человеку духовное благородство. Помолимся Богу, чтобы обрести нам смирение, и так стяжать полноту благодати. Тогда нами будет довольна и Госпожа Богородица, и преподобная Евфросиния, возлюбившая Христа до конца.
– Как воспитывать у сестер любовь и ревность к Иисусовой молитве? Говорить об этом на общих беседах или ввести Иисусову молитву в общемонастырское правило?
– Надо говорить об Иисусовой молитве, надо поощрять, подталкивать, советовать. Но, главное, – самим этим заниматься. Это будет самое большое свидетельство. Если пастырь говорит об Иисусовой молитве, но у него самого ее нет – это все пустые слова. Современный человек не может много слов в уме держать постоянно, чем меньше – тем ему легче: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
– Как поступать, если сталкиваешься с раздражением со стороны игумении, когда приходишь по послушанию? Что делать, если о своей душе не можешь с ней говорить: нет доверия, так как сталкиваешься с некоторым обманом?
– Если сердится матушка, когда спрашиваем о чем-то – нужно потерпеть: она тоже человек, может и сердиться. К тому же, матушка может и притворяться, что сердится, для вашей же пользы.
А вообще, если у кого-то есть жалобы на другого, значит, он сам духовно болен. Только на себя должны жаловаться. Старец Иосиф замечательно говорил об этом: «Для монаха вопрос «почему?», например «почему я?» или «почему он там, а я здесь?» и тому подобные – это как хула на Святого Духа».
И будьте очень осторожны с мнительностью – у монахов это частая болезнь. «Старец меня меньше любит, чем других. Со мной не считается, а других вон как слушает. Если сестра Доминика что-нибудь просит – всё ей делает, а мне – ничего!» Подозрительность очень большое зло, многих людей мучает. Это явный бесовский прием.
Если есть такие помыслы – исповедуйтесь у матушки или у старца. И как посоветует духовник, так обязательно и делайте. Если идем к старцу, а потом все-таки делаем по-своему, это значит, что своему помыслу доверяем больше, чем духовному отцу. Такое доверие через мнительность может привести к полному отчаянию.
Особенно действенно страсть мнительности исцеляется послушанием – «послушанием мула», как говорят у нас. Нужно говорить своим помыслам: «Нет! Матушка сказала, что это не так, и я ее слушаюсь».
В чем смысл этих бесовских помыслов? Чтобы наш ум одолела печаль. Если ум в плену печали, нам уже не до молитвы и мы духовно скатываемся вниз. Человек, у которого печаль одолела ум – это как человек, который не может ходить.
Особо хочу сказать о сокрытии помыслов и грехов. Будьте внимательны с этим. Ни в чем не стесняйтесь исповедоваться. Когда какая-нибудь страсть, особенно мнительность, не уходит – исповедуйтесь: один раз, десять, сто – пока не уйдет.
Знаю одного монаха, который постоянно думал, что другой монах его не любит. Он настолько доверился своему помыслу, что в конце концов ушел из монастыря и так теперь где-то и бродит.
– Как воспитать благоговение и внимание?
– Дары благоговения и внимания приобретаются милостью Божией, но и от нас зависит, насколько мы стараемся их возделывать и стяжать.
– Можно ли схимонахине ездить каждый год домой к слепой сестре?
– Если матушка благословляет. Я бы не благословил. Я исповедую сестер в одном монастыре и знаю, что у вас, у сестер, есть особенная привязанность к родственникам. Это уже пристрастие. Будьте осторожны. Мы, монахи-святогорцы, даже на похороны не ездим никогда. Никогда не венчаем, не крестим. Мне часто предлагают крестить кого-нибудь из племянников. Мы отказываемся от всего этого, чтобы отдалиться от мира. Мы крестим взрослых, только если они приходят в наш монастырь.
– Бывает трудно соблюсти баланс в монастыре между послушанием и молитвой. Чем тут руководствоваться?
– В первую очередь занимайтесь своими духовными обязанностями. Не жертвуйте богослужениями ради дел послушания. У нас тоже большой монастырь, у каждого много дел. Но я говорю своим отцам: «Не требуйте от меня благословения на послушания, которые надо исполнять во время служб». Отсутствуют на службах только повара, которые не могут в другой час готовить. Со службы можно уйти, только если загорится храм. Когда мы правильно выполняем свои духовные обязанности, тогда Бог управит остальные наши дела. Монастырь – аскетический духовный центр, а не рабочий цех.
– Очень часто молитвенное правило превращается в работу Богу, в обязанность, которую ты должен выполнить, в долг, который ты должен исполнить. И это не дает возможности по-настоящему молиться. Монахини даже говорят в шутку: «Выполнила правило, теперь можно и помолиться».
– Правило должно быть по силам. Когда игумения видит, что правило у кого-то выше его сил, надо уменьшить.
– Допустимо ли вкушать пищу вне трапезы?
– Только если есть благословение по серьезной причине.
– Расскажите, как у вас совершается праздник чудотворных икон Божией Матери «Всецарица» и «Отрада и Утешение».
– Есть установленные в календаре дни почитания. В обоих случаях служатся всенощные бдения.
– Человек, который заработал деньги нечестным путем, хочет помочь монастырю. Принимать ли?
– Принимать. Мы ничего не можем знать. И не можем требовать у каждого благодетеля удостоверение о праведной жизни.
– Иногда бывает, что трудники берут деньги в долг, а потом не возвращают. Что делать?
– Это личные деньги или монастыря?
– Не личные.
– Наш монастырь не дает никому деньги взаймы. Раньше давали, но потом постоянно к нам стали приходить и просить. Иногда даем, сколько можем, но не как в долг. С этим надо быть осторожным: взявший деньги может стать тебе врагом. Вы должны быть внимательны, чтобы таких вещей не было.
– Как вы относитесь к экзорцизму – так называемым отчиткам?
– Это не плохо – читать молитвы. Но нельзя из этого делать представление. Надо служить спокойно, без больших собраний людей.
Нужно быть очень внимательными: есть нерассудительные духовники, которые и в случаях нервных заболеваний вешают ярлык «беснование». Некоторые болезни нервного или психического характера требуют медицинской помощи – это не беснование.
– Как Вы считаете, право изгонять бесов дается каждому священнику, или же это особый дар Божий? Можно ли многих вычитывать или лучше по одному?
– Не все могут изгонять бесов. Это действительно дар Божий.
Можно и нескольких вместе вычитывать, но только чтобы не делать из этого спектакль. Плохо, когда отчитывающие рекламируют свою деятельность: собирают много людей и устраивают шоу. Так нельзя. Неподготовленный человек от вида бесноватого может получить травму. Нужно, чтобы молитвы вычитывались с глазу на глаз богобоязненным и благоговейным священником.
Если священник сам заявляет, что проводит отчитки, это значит, что с ним не все в порядке.
– Как относиться к психически больным, которых приняли в монастырь?
– Такое часто встречается. Но ведь психическое заболевание становится заметным еще на испытательном сроке. Лучше таких послушников не постригать в монахи. Потому что потом им будет трудно: монашеская жизнь нелегка. У кого проблемы с нервной системой – тот хочет свободы, постоянной смены обстановки и не может жить под игом устава. Если же человек заболеет после пострига, тогда надо терпеть.
– Могут ли быть у монашествующих отпуска?
– Это настоящее «схождение с рельс». Какие отпуска? Не давайте никому отпуска. Нет в монастыре такого слова. Впервые от вас услышал, что монахи имеют каникулы. Я никогда ни на каких каникулах не был.
– Нужны ли воскресные школы для детей при монастыре?
– Почему нет? Ведь там дети получают пользу. В Греции начали такие школы создавать. По воскресеньям оставляют детей, и там их учат Закону Божию.
– Почему монашествующие вмешиваются в семейные дела?
– Если монах по своему долгу и по месту служения, – по послушанию, одним словом, – становится духовником семьи, он не должен вмешиваться в семейную жизнь. Он может только давать советы.
Мирские люди обычно более доверяют монашествующим и открывают им свои сердца. Один старец на Святой Горе говорил, что семейный человек приходит в здоровую монашескую среду и уходит оттуда не с угрызениями совести, что не стал монахом, а с большей верой в свой брак.
– Можно ли допускать в храм женщину в мужской одежде?
– Теперь такое время, что я говорю: хорошо хоть вообще что-то надела – пусть и мужское. Так уж сейчас обстоят дела…
– Во многих монастырях имеет место деление на трудников и послушников. Многие трудники не стремятся к монашеству – просто живут в монастыре и несут какое-то послушание. Как игумену строить отношения с трудниками?
– Если не хотят становиться монахами, пусть остаются только рабочими. И отношение к ним у игумена пусть будет как к рабочим.
– Заставлять ли таких трудников посещать все богослужения, или у них должно быть какое-то отдельное правило?
– Не надо, пусть они будут как рабочие. Если хотят какое-то правило себе маленькое делать – хорошо, не хотят – не надо. Только будьте с ними осторожны, потому что они не совсем здоровы духовно – ни туда не хотят, ни сюда. Наблюдайте за ними: им нельзя вполне доверять.
– Их держать вместе с монашествующими или отдельно?
– Смотрите сами. Если они спокойные, не соблазняют монахов, могут и близко к монахам жить. Но если приглашают монахов на мобильнике поиграть, тогда отделите.
– Братья получают пенсию и оставляют себе. Правильно ли это?
– Нет, так нельзя. В одном женском монастыре тоже так сначала было – каждая сестра брала свою пенсию и клала себе в карман. Я собрал всех и сказал: пусть каждая принесет все деньги, которые у нее есть. Если кто-то оставит себе что-нибудь – на том проклятье! Одна принесла 3 000 евро! С таким грузом в Царство Небесное монаху не подняться. У монаха три великих добродетели: девство, нестяжательство и послушание.
У нас в Ватопеде есть старые монахи. Их пенсию присылают в монастырь – так они даже не видят, как их деньги выглядят.
Православная газета — Екатеринбург