— Приветствую вас нынешним воскресным днем, в который воспоминаются подвиги, труды преподобного и богоносного Иоанна Лествичника, или как еще строго по-славянски, писателя Лествицы. Вчера за вечерним богослужением и сегодня за божественной литургией мы молились этому преподобному и богоносному отцу нашему, чтобы он не только своими писаниями, но и своими молитвами помог нам, чего он достиг во время своей земной жизни, чтобы он нам помог тоже, как и всем, любящим Господа, стоять на Лествице нравственности.
Но для того, чтобы этого достичь, надо помнить слова, которые сегодня вы слышали во время чтения святаго Евангелия, произнесенные самим Господом после своего славного преображения на горе Фаворской, нужно помнить слова эти, что сей род и эта высота духа только достигается постом и молитвой. Молитва без поста и пост без молитвы немыслимы, но сочетаются воедино. Как крыла или крылья у птицы, для того чтобы подняться в высоту воздушную, так и нам необходимо, чтобы нам подниматься в меру наших сил и возможностей по этой Лествице восхождения на нравственную высоту, то и другое.
Для того чтобы нам избавиться от дурных помыслов, или как они еще именуются, смущающие помыслы, все без исключения всегда постоянно из глубины своей души говорят: «Как трудно нам вести борьбу с этими греховными навыками, которые не дают нам возможность возноситься на высоту нравственности».
Чем же надо врачевать этот недуг? Молитвой. А чем надо врачевать наши телесные опыты и сласти? Надо их достигать умерщвлением своей плоти постом. Поэтому нам надо помнить об этих двух, помогающих нам в меру наших сил и возможностей или нашего духовного совершенствования, и в какой-то мере и степени доступны при наших человеческих немощах – возвышение на высоту нравственности молитвою и постом. Да поможет нам своими, еще раз повторяю, не только писаниями, но и молитвами, путем постепенного, последовательного восхождения достичь желаемого, чего жаждет дух каждого из нас.
Будем молить этого преподобного и богоносного отца Иоанна Лествичника, чтобы не только в день, когда мы совершаем по числу, ежегодно совершается память 30 марта по церковному стилю, и второй раз – переходящее, которое всегда, ежегодно совершается в 4-е воскресенье Великого поста.
Вот сочетание того, что мы слышали в святом Евангелии, и того, что мы знаем из краткого и пространного его духовного творения – все это только может быть достижимо тем, который сам прошел этим путем, который сам достиг этой высоты, который и сам был искушаем, может и искушаемому помочь в деле достижения этого строго обязательного для нас подвига. Два крыла у птицы, и у каждого христианина, последователя, следующего по стопам Спасителя, также должны быть два крыла: первое – это молитва, и второе – пост. Помоги нам, Господи!
В остающееся время текущего Великого поста, как уже мы перешли границу преполовения, уже теперь мы вступили во вторую половину не только четыредесятницы, но даже включая туда и Страстную Седмицу, Пятидесятницу. Такой день Преполовения есть и Пасхальный специальный праздник церковный. День Преполовения, Пасхальный, то есть от первого дня Пасхи до Святой Троицы, точно так же и день Преполовения, который приходится на среду Крестопоклонной недели, тоже именуется Преполовением, или срединным днем между первым днем начала Великого поста и последним днем в Великую и Благословенную Субботу.
Будем молиться в меру наших сил и возможностей, чтобы Господь видел, что мы именно не внешне, а внутренне, чтобы мы ощущали в этой крайнюю нужду, как во многом всем остальном, особенно, когда касается всего нашего земного. Как бы там все прилагаемые усилия и старания, чтобы достичь желаемого на том или ином поприще, на том или ином делании, на том или ином подвиге – точно также мы должны стремиться и к этому. Помоги нам, Господи, чтобы у нас были эти два крыла, помоги нам своими святыми молитвами и своим живым примером, как следует нам восходить постепенно по Лествице, достигая высоты нравственности.
Прочитывая наш очередной листок, который именуется нашим Псково-Печерским, там в заключении очень важно, чем мы с вами, особенно сейчас ощущаем именно наши проблемы в нашей жизни. И они начинаются с одной буквы, первое начинаются с чего? Которое легко вам всем запомнилось.
Первое – невежество. Такое слово кажется иногда для некоторых и обидным, для некоторых, не вникающих в смысл его, кажется чем-то оскорбительным. А если мы коснемся нашей духовной жизни, мы там должны особенно на это обратить внимание. В чем же наше заключается невежество? О том, что именуя себя, называя себя христианами, мы не знаем самого элементарного, самого необходимого, самого, что требуется для новоначального участия христиан – букварь, мы и этого даже подчас не знаем, не говоря уже о том, что нам следует знать.
Второе вслед за этим – это неверие. Вы скажете: «Мы же верующие, и мы сами себя таковыми считаем, хоть в неполной мере, достаточной мере, так же и нас другие называют. Мы как будто с некоторым достоинством и с некоторым подчеркиванием – мы верующие». Дорогие, забудьте. Сколько у нас сомнений! Что такое сомнение? Сомнение – не что иное, как семя неверия. Мы с этими своими помыслами не ведем надлежащей должно борьбы. Эти плевелы именно нас расслабляют в том даре божьем, который именуется верой, и без которой дела наши мертвы, хотя мы в них стараемся упражняться и в меру наших сил что-то совершать.
Последнее, тоже, может быть, некоторым, как и первое, покажется слово невежество – нечестие. Как же так? Если кто-то мне скажет, я посчитаю для себя обидным. Если я сам начинаю размышлять, тоже как будто я не в полной мере принадлежу к этой категории людей. А когда вникнешь, становится и больно, и стыдно, и срамно, что таковым являешься и ты. Второе, это в смысле, сколько всяких сомнений. Поэтому есть такое одно правило – подать добрый совет сомневающемуся. Но надо не только подать добрый совет другому, но в нас самих коренятся именно эти плевелы, которые мешают нам быть твердыми и непоколебимыми в вере.
Третье – нечестие, мы его заменим другим словом, более для нас доступным – это не что иное, как беззаконие. Ведь в молитве к Святой Троице читаем после Трисвятого: «… Очисти грехи наши, Владыка, прости беззакония наши, Святой, посети, исцели немощи наши» – это относится к тому, что мы с вами это беззаконие. «Очисти беззаконие мое» – вот это и есть нечестие. Когда мы говорим о поднятии на высоту духа, нам надо иметь это в виду. Их легко запомнить и начинаются с одной и той же буквы.
Я вам еще раз напомню – первое, второе и третье. И вы тоже постарайтесь, не только прослушав и тут же забыв про них, а так старайтесь. Вот, с чего начинается наше расслабление, вот от чего начинается и разделение, и начинается всякие новые течения, которые сейчас настолько велики, настолько различны, настолько они по масштабу своему – приводит иногда в устрашение. Все благодаря нашему невежеству, благодаря нашему маловерию, наконец, благодаря нашему беззакония.
Мы говорим о Законе Божьем, и существуют законы человеческие, которые являются строго обязательными, и за нарушение их люди несут соответствующие наказания. А вот нарушение Закона Божьего – это и есть беззаконие. Итак, будем с вами помнить, да не будет этого с нами, чтобы у нас с вами было хоть мало-мальски такое духовное просвещение. А то мы называем себя часто, не говорю уже об ученых степенях, их много в ученом мире, они остаются на своем месте. Но мы себя тоже называем и можем назвать себя неграмотными, мы тоже кое-что знаем, но настолько мало. Люди, глубокие мыслители и истолкователи, они говорят, что будет добросовестнее отнести себя к категории невежественных в виду слабых, крайне необходимых в деле спасения наших духовных познаний. И мало заботимся, потому что настолько сейчас силы ада направлены к тому, чтобы расшатать эту веру. «Симон! Просил меня Сатана, чтобы сеять вас, как пшеницу» – это, для того чтобы вы не были тверды в этой вере.
Наконец, я намеренно повторяю вам о том, что второе и третье по счету – это наше беззаконие, а так оно называется нечистое. Назвать невеждой, назвать невером, назвать нечестивцем – это покажется некоторым даже и резким, а быть может, некоторым оскорбительным, может быть, тот кто произносит, к нему поимеет некоторое нерасположение. Но это ведь на самом деле правда есть, и правда Твоя вовеки.
Да поможет нам Господь иметь два крыла, чтобы нам, хоть в какой-то мере и степени, малодоступной, ничтожной, но подняться от земли на высоту нашей нравственности, без которой нам не достичь Царства Небесного, нам не войти в него и не быть его наследниками. Молитвами преподобного Иоанна, писателя Лествицы, помоги нам, Господи, в деле нашего духовного освещения, в деле укрепления живой веры, которую показать надо в делах своих, особенно в дни Поста, да и всегда. И, наконец, чтобы всегда иметь Страх Божий и не допускать при наличии его нарушения Закона Божия. Буди, буди, Господи.
Причастников сегодняшнего дня поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, да буде свидетельствовать Таины телу на здравие и душе на спасение.
Вам не надо напоминать, вы все это прекрасно знаете, что эта пятая неделя имеет свои особенности. На этой предстоящей Седмице, не неделе, а Седмице, будет два стояния. В среду, которое именуется Мариино, когда будет прочитан весь Великий Покаянный канон полностью и житие преподобной Матери Марии. А в пятницу – похвалы пресвятые Богородице. Поэтому это два особых дня на предстоящей Седмице. Да подкрепит нас Господь силой и поможет нам иметь возможность, чтобы не пропустить эти два церковных богослужения, присутствовать за ними, и горячо помолиться и за протекшее время и за настоящее, и будущее, которое от нас потребует еще больших сил, еще больших напряжений, еще больших усилий. А Царство Божие достигается усилиями, поэтому нам надо непременно вложить в веру нашу всю все свои усилия, чтобы именно и нам быть в числе посредников и наследниками вечной нескончаемой жизни.