– Отец Мелхиседек, 22−23 января в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре Москвы начнет свою работу направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви». Синодальный отдел по монастырям и монашеству на протяжении трех лет выступает организатором этого направления. Скажите, какие задачи стоят на этот раз перед участниками предстоящего форума?
– В Патериках мы читаем, что главное делание монахов –это исполнение Заповедей Божиих, покаянная молитва и вопрошение старцев. Монашеское направление Международных Рождественских Чтений, как и другие наши форумы, – по сути, и есть вопрошение старцев, людей, умудренных опытом духовной жизни, – с Афона, из Греции, с Кипра, из Франции, Германии, Великобритании и других уголков земного шара. Кто-то мудрый сказал, что всё знает только невежда. Для монашествующих жизнь по совету – необходимая составляющая духовного подвига. Общение с игуменами, иугмениями, духовниками монастырей дает нам возможность узнавать новое, полезное не только из книг, но и из личного духовного опыта этих людей. Один из наших богословов сказал, что все последователи Христовы назывались Его учениками, и если ты не хочешь учиться, то ты и не последователь Христов. А учиться, в том числе и монашеству, надлежит всю свою жизнь.
В Киккском монастыре, который по своему значению для Кипрской Церкви сравним со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой для России, символом обители является пчела. У этого символа есть, конечно, своя история, но общежительные монастыри вообще часто сравнивают с пчелиным ульем. Пчелы – общественные (социальные) насекомые, они живут большой семьей, в которой есть глава, строго распределены обязанности между всеми членами. Монаха тоже нередко сравнивают с пчелой. Пчела собирает нектар с цветов и перерабатывает его, чтобы получить мед. Подобно пчеле, инок призван брать все доброе из внешней среды, с которой соприкасается. Монашеское общение на форумах такого уровня – это и есть собирание духовного нектара. Удобство для нас заключается в том, что нам не приходится, образно говоря, летать за нектаром: цветы приносят на нашу землю, и «пчелам» надо только выбрать необходимое, чтобы перенести в свои ульи.
– Расскажите, пожалуйста, о секциях монашеского направления Рождественских чтений.
– Доклады секций направления «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» посвящены внутреннему уставу и богослужению в монастырях. Мы помним, что святой равноапостольный князь Владимир выбрал православную веру после того, как выслушал своих послов, потрясенных византийским богослужением. 2015 год назван в России годом князя Владимира. Одна из секций нашего направления носит название «Богослужение как основное выражение монашеского делания». Богослужение в своем полном виде сохраняется сегодня в монастырях и является стержнем монашеской жизни. Никакое другое сообщество людей не определяет богослужение и молитву своим основным деланием. Поэтому на наших собраниях часто говорят об опыте построения литургической жизни монастырей, келейной молитве, святоотеческой традиции, и нет ничего более ценного, чем личный духовный опыт, которым монашествующие делятся друг с другом. Все это, конечно же, должно быть пропущено через призму отечественных реалий, и воспринято то, что полезно и исполнимо для нас. Как пчела не берет готовый мед, так и монахи должны увидеть, услышать, воспринять и применить то, что может быть применимо. Антоний Великий говорил, что главная добродетель монаха – рассудительность.
Когда в 93-м году я впервые побывал на Афоне, меня поразила подчиненность всей жизни монастыря богослужению. Богослужение у афонитов всегда на первом месте. Братия в полном составе всегда молится в храме и только потом исполняет все послушания. Паломники видят, что монахи заняты молитвой, и всеми силами стремятся помочь в обеспечении жизнедеятельности монастыря. Кроме того 3-4 часа времени афониты уделяют келейной молитве. Быт, трапеза, реставрация, стройка – все остальное после молитвы.
Те, кто не бывал на Афоне, узнают о примерах монашеской жизни, в том числе и благодаря нашим форумам. Так на собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, посвященном 700-летию Преподобного Сергия, очень сильное впечатление оставил доклад архимандрита Елисея, игумена афонского монастыря Симонопетра о келейной молитве. Пример жизни насельников этой обители, хочется верить, способен вдохновить всех, кто стремится к духовной высоте в монашестве.
– Участники круглого стола «Актуальные проблемы городских монастырей и пути их разрешения», который должен состояться в Сретенском монастыре 23 января, надо полагать, обсудят и возможность применения афонского опыта в городских монастырях?
–Феофан Затворник, рассуждая о городских монастырях, задавался вопросом: чем же руководствовались устроители обителей в городах? Ведь они не могли не знать о трудностях, на которые обречены насельники городских обителей. Но, отвечая, говорил, что как свеча должна не стоять под сосудом, но светить всем (см. Мф. 5:15), так монастырь призван служить миру. Города освящались молитвой монахов. В свою очередь вокруг монастырей, которые создавались в удаленных местах, образовывались поселения, посады, города разрастались. Если жизнь монаха сосредоточена во Христе, ему ничто не помешает быть с Богом. Для того и собираются монахи, чтобы послушать тех, у кого получилось что-то хорошее. Наместник Данилова ставропигиального монастыря в Москве архимандрит Алексий (Поликарпов) часто говорит, что монахом может стать тот, кто видел монаха. И еще очень важно нам уметь слышать друг друга. Слышание способно подвигнуть к внутреннему монашескому деланию. Старца Паисия, прославленного недавно Константинопольским Патриархатом, мало кто видел из русских монахов. Мне посчастливилось, я один раз беседовал с преподобным. Многие не видели, но читали и слушали его. Паисий Святогорец стал для нас своим через чтение. Так и наши собрания, конференции и круглые столы являются лишь поводом к вопрошению и ответу, и чем больше мы способны увидеть, услышать и воспринять, тем скорее разрешатся все наши недоумения.
Первый шаг к совершенству – это осознание своего несовершенства. Я вспоминаю свое посещение схиархимандрита Зосимы (Сокура), духовника Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. В 90-е годы прошлого столетия, во многом благодаря молитвам и духовным наставлениям схиархимандрита Зосимы, Украинской Православной Церкви удалось избежать раскола и отхода в автокефалию, которого добивался лишенный сана Филарет (Денисенко). Приехав в монастырь к старцу, я увидел в его келье стопки книг, которые ему регулярно привозили из столичных издательств. Показывая на эти стопки, он говорил, обращаясь ко мне: «…Я не перестаю учиться». Духовник епархии, старец, к которому шли за советом и священники, и епископы, и государственные деятели, и простые люди, казалось бы, должен был знать всё, но процесс его самообразования никогда не прекращался.
– Отче, а как Вы относитесь к мнению о том, что общение вредит монахам, и собрания лишь отнимают время и силы, которых и без того порой недостаточно для духовной жизни?
– В основном, на собраниях такого уровня присутствуют наместники, благочинные или духовники монастырей. Они постоянно общаются с народом, часто ездят по делам обители, решая не только духовные вопросы, но и юридические, экономические и многие другие. А собрания и конференции –это как раз один из самых приятных поводов для посещения столицы. На Рождественских чтениях и других монашеских форумах мы слышим мнения людей, которые живут жизнью монастырей, делятся личным опытом разрешения духовных проблем. Изучение такого опыта нельзя сравнить с опытом участников, скажем, сетевых дискуссий, хотя и он тоже важен для полноты картины. И все-таки рассуждения на уровне «что бы я сделал, если бы был генералом» отличаются от рассказов самих генералов. Когда игумения рассказывает, каково ей быть игуменией, это дорогого стоит, и лучше все-таки черпать информацию из первоисточника. В наших собраниях особо ценно то, что здесь речь всегда идет от первого лица. Площадка для выступлений предоставлена тем, кто отвечает за духовную жизнь обителей. Если человек считает, что он не нуждается в общении, в духовном знании, значит, он находится в состоянии духовной успокоенности, и роста уже не происходит. На чтениях участники могут задавать вопросы докладчикам (на это будет специально выделено время), общаться в неформальной обстановке и тем самым воспринимать и осмысливать опыт, накопленный не только в нашей Церкви, но и во Вселенском Православии.